ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности 6
1.2 Психологические особенности 10
1.3 Характеристика видов нарушений осанки 12
1.4 Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей
дошкольного возраста и их профилактика 19
1.5 Физиологические обоснование воздействия средств ЛФК при нарушениях
осанки 24
1.6 Методика проведения занятий корригирующей гимнастикой детей
дошкольного возраста 32
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1 Организация исследования 43
2.2 Методы исследования 44
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ 47
ВЫВОДЫ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Актуальность. Нарушение осанки является наиболее
распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.
Нарушение осанки при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, сколиотическая болезнь постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка .
По данным Министерса здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерства образования РФ в различных регионах страны сколиозы регистрируются у 6%, а нарушения осанки у 35-65% у детей дошкольного возраста .
Несмотря на меры, которые пытаются предпринимать учителя и работники физической культуры, количество детей с нарушением осанки продолжает расти.
Одним из эффективных методов является фитбол-аэробика и фитбол- гимнастика для детей и подростков. Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации помогает нам расширить возможности воздействия на организм ребенка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах, позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.
При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений также улучшается кровообращение и лимфообращение в области позвоночника.
При положении сидя на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец ритмические колебания распространяются по всему позвоночнику, включая область основания черепа. Это способствует изменению динамики спинномозговой жидкости.
Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы.
Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Недаром в скандинавских странах, известных своей изобретательностью в мебельном дизайне, некоторые деловые учреждения и школы целиком оборудованы фитболами вместо обычной мебели.
Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным и для детей и для взрослых. С другой стороны, закономерность появления направления фитбол-аэробики обусловлено еще и «пробелом», существующим в наиболее массовой сегодня оздоровительной технологии, где большинство упражнений задействующих мышцы спины, относятся к категории травмоопасных, а, следовательно, «запрещенных».
Новый вид корригирующей гимнастики (фитбол-гимнастика) широко распространенный за рубежом, сейчас используется в лечебной практике и в России. Чаще всего группы для дошкольников с нарушением осанки встречаются в фитнесс-клубах, куда не каждый родитель может отправить своего ребенка. К сожалению, в России очень мало дошкольных учреждений оснащенных фитболами, но с каждым годом их количество увеличивается на 10-15%.
Все вышеперечисленное и привело к необходимости проведения нашей исследовательской работы.
Объект - процесс физического воспитания детей дошкольного возраста, имеющих нарушения осанки.
Предмет - средства и методы оздоровительной фитбол-аэробики, направленные на коррекцию осанки у детей дошкольного возраста.
Цель - выявить эффективность воздействия комплексов оздоровительной фитбол-аэробики на коррекцию нарушений осанки детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Разработать комплексы упражнений лечебной фитбол-гимнастики, с учетом возрастных особенностей.
3. Выявить эффективность воздействия комплексов лечебной фитбол - гимнастики на коррекцию осанки у детей дошкольного возраста.
1. В ходе изучения научно-методической литературы по проблеме исследования были проанализированы теоретические основы использования фитбол аэробики для коррекции нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Определено, что использование упражнений фитбол-аэробики необходимы для успешной коррекции нарушения осанки у детей 6-7 лет.
2. Разработанные нами комплексы лечебной фитбол-аэробики, с учетом возрастных особенностей и вида нарушения осанки детей дошкольного возраста, позволяют максимально индивидуализировать лечебно - воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости.
3. Результаты нашего исследования экспериментально доказывают
эффективность влияния разработанных нами комплексов лечебной фитбол- гимнастики на коррекцию осанки у детей дошкольного возраста. Так прирост показателей статической мышечной выносливости (мышцы шеи), в экспериментальной группе составил 48 %, в контрольной 5 %. Статической мышечной выносливости (мышцы живота) прирост показателей составил в экспериментальной группе 45 %, в контрольной 35 %. Статической
мышечной выносливости (мышцы спины) прирост показателей составил в экспериментальной группе 35 %, а в контрольной 33 %. Увеличение
показателей произошло в результате наиболее эффективных статических упражнений из различных исходных положений, особенно без страховки на фитболе. Прирост показателей подвижности позвоночника (наклон вперед) составил в экспериментальной группе 22%, в контрольной 18%.
Прирост показателей антропометрических данных и силы мышечного корсета в экспериментальной группе превышают изменения показателей в контрольной группе. Приросту показателей способствовали упражнения укрепляющие мышцы туловища. Это подтверждает, что упражнения комплекса фитбол-аэробики более эффективно воздействует на коррекцию осанки, чем упражнения традиционной лечебной гимнастики.
1. Актуальные проблемы возрастной физиологии [Текст] / Материалы конференции по возрастной физиологии. - Свердловск, 1973.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин // Пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической культуры. - М.:
Физкультура и спорт, 1978.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Веселовская С.В. Фитбол тренинг [Текст] / С.В. Веселовская, О.Ю. Сверчкова, Т.В. Левчинкова // Пособие по фитбол-аэробике и фитбол- гимнастике. - М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998.
5. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей [Текст] / С.И. Гальперин // Пособие для студентов факультета естествознания педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1965.
6. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура [Текст] / В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 1999.
7. Епифанова В.А. Лечебная физкультура и врачебный контроль [Текст] / В.А. Епифанова Г.Л. Апанасенко // Учебник. - М.: «Медицина», 1990.
8. Жданкина Н.В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Жданкина // Методические указания. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.
9. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: «Академия», 2001.
10. Жуков Е.К. Физиология человека [Текст] / Е.К. Жуков. - М.:
«Физкультура и спорт»,1959.
11. Зайцев А.А. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / А.А.
Зайцев, Е.В. Конева, Н.К. Плищук, С.А. Сологуб. - Калининград, 1997.
12. Камолов И.И. Заболевания и травмы позвоночника [Текст] / И.И.Камолов.- М., 1992.
13. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж [Текст] / Г.В. Каштанова // Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. - М.: «АРКТИ», 2006.
14. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М.:
Просвещение, 1985.
15. Краковяк Г.М. Гигиенические основы физического воспитания пионеров и школьников [Текст] / Г.М. Краковяк. - Ленинград, 1995.
... всего 31 источников