ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Понятие и конституционно-правовые основы государственного языка в
Российской Федерации 7
1.2 Законодательное регулирование правового положения языков народов в
республиках в составе Российской Федерации 21
1.3 Сферы использования государственного языка Российской
Федерации 29
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
2.1 Практические и доктринальные проблемы применения государственных языков субъектов Российской Федерации в процессуальных отраслях права
на примере гражданского судопроизводства 33
2.2 Проблемы использования государственного языка в нормативно¬правовых актах и в правоприменении 45
2.3 Русский язык как фактор объединения граждан в зарубежных странах 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования статуса государственного языка проявляется в том, что язык, как система знаков коммуникации, это уникальное и многоплановое явление, а также предмет исследования филологической, этнографической, социологической, исторической и ряда других гуманитарных наук, в том числе, юридической науки. Связь языка и права проявляется в различных аспектах. Язык является основой осуществления правоотношения, объектом правоотношения, признаком конституционно-правового статуса государства и государственного образования, культурной ценностью, достоянием народа.
Институт государственного языка стал объектом исследования многих отечественных правоведов, среди которых необходимо выделить следующих: Айтов П.Б., Альбиков И.Р., Антокольская М.В., Антропова И.Р., Астахова М.А., Ахмедов А.Я., Баукина И.И., Белов В.А., Беспалов Ю.Ф., Вихарев А.А., Волос А.А., Ганеев Р.Р., Гонгало Б.М., Загоруйко И.И., Имансу А.С., Калиниченко Т.Г., Крашенинников П.В., Левушкин А.Н., Леженникова И.М., Малявина Н.Б., Мохов А.А., Нариньяни А., Нечаева А.М., Норбекова Ю.С., Побережный С.Г., Ралько В.В., Рузанова В.Д., Савельев Д.Б., Серебрякова А.А., Смолина Л.А., Степкин С.П., Темникова Н.А., Цветков А.С., Чашкова С.Ю., Шершень Т.В., и другие отечественные деятели юриспруденции.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с государственным языком в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с государственным языком в Российской Федерации, а также правоприменительная практика.
Целью исследования выступает анализ правового статуса государственного языка и ее места в современной системе гарантий прав и законных интересов граждан.
Задачами исследования выступают:
- определение понятия и конституционно -правовых основ
государственного языка в Российской Федерации;
- анализ законодательного регулирования правового положения языков народов в республиках в составе Российской Федерации;
- определение сфер использования государственного языка Российской Федерации;
- выявление практических и доктринальных проблем применения государственных языков субъектов Российской Федерации в процессуальных отраслях права на примере гражданского судопроизводства;
- выявление практических и доктринальных проблем использования государственного языка в нормативно-правовых актах и в правоприменении;
- анализ русского языка как фактора объединения граждан в зарубежных странах.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания в ВУЗах, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей.
В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов правовых основ статуса государственного языка.
Методологическая база исследования предполагает применение разнообразных методов, в числе которых анализ, синтез, системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, а также метод сравнительного правоведения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения.
С принятием Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» завершено правовое оформление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации.
Вместе с тем, необходимо посмотреть совершенствование механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей территории страны, осуществление контроля за соблюдением должностными лицами органов и организаций, государственными и муниципальными служащими, гражданами Российской Федерации норм и правил современного русского литературного языка.
Так как можно подчеркнуть объединяющую роль русского языка как государственного языка Российской Федерации в едином многонациональном государстве, расширяет и конкретизирует сферы, в которых использование государственного языка Российской Федерации является обязательным.
Правительство Российской Федерации определяет порядок формирования и утверждения списка словарей, грамматик и справочников, фиксирующих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации в сферах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Предлагается ввести новую статью 4.1 Федерального закона № 53-ФЗ, определяющая необходимость применения государственного языка Российской Федерации, а также создания надлежащих условий для соблюдения всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка в системе государственного управления.
Принятие указанного предложения позволит обеспечить реализацию социально значимых положений Конституции Российской Федерации в области русского языка, введенных Законом Российской Федерации № 1- ФКЗ, повысить общий уровень грамотности граждан, корректность использования государственного языка Российской Федерации государственными и муниципальными служащими, обеспечить контроль за качеством подготовки «единого корпуса» грамматик, словарей, справочников, а также соблюдение всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка.
Нельзя не отметить, что Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ утвержден Модельный закон о языках (постановление от 4 декабря 2004 г. № 24-6), в котором рассматривается целый терминологический ряд (ст. 1):
— государственный язык — язык, законодательно закрепленный для обязательного использования в политической, экономической, социальной, культурной и других официальных сферах;
— официальный язык — язык, законодательно закрепленный для использования в официальных сферах наряду с государственным;
— язык национального меньшинства — язык этнической группы, проживающей на территории государства.
При этом подчеркнуто особое значение именно русского языка. Часть 3 ст. 2 закрепляет: «Русский язык, традиционно являющийся средством межнационального общения, имеет статус официального языка Содружества Независимых Государств в соответствии с законодательством государства — участника СНГ».
Необходимо развивать русский мир — как основу сотрудничества, в центре которого находится наш государственный язык. Достигаться эта задача может только при бережном отношении к языку, которая будет обеспечиваться созданием условий для получения знаний литературного русского языка всеми гражданами Российской Федерации, созданию условий изучения русского языка всеми лицами, желающими проживать на территории нашего государства, способствованию распространения русского языка за рубежом.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1- ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.
3. Постановление Правительства РФ от 23.11.2006 № 714 (ред. от 08.08.2020) «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 48. Ст. 5042.
Научная и учебная литература
4. Андриченко Л.В. Правовой статус национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М.: Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. ОАО Издательский дом Городец, 2005. 384 с.
5. Хабибулина Н.И. Язык закона и его постижение в процессе
языкового толкования права: Автореферат диссертации кандидата
юридических наук / Н.И. Хабибулина. Москва, 1996. 20 с.
6. Щерба С.П. Европейский суд по правам человека / С.П. Щерба, В.Г. Бессарабов. Москва: Юрлитинформ, 2003. 248 с.
Публикация в научных журналах, сборниках и СМИ
7. Алексеевская Е.И. Целевые показатели устойчивого развития правосудия / Е.И. Алексеевская // Вестник гражданского процесса. 2018. № 5. С. 50 - 66.
8. Боголюбов С.А. Язык правоприменительных актов / С.А. Боголюбов // Экологическое право. 2007. № 1. С. 3 - 4.
9. Боннер А.Т. Основания к отмене судебных постановлений по гражданским и арбитражным делам должны быть приведены в соответствие с жизнью / А.Т. Боннер // Вестник гражданского процесса. 2018. № 5. С. 11 - 31.
10. Бородин Е.А. Язык глобального правового сознания / Е.А. Бородин // Ноосферные исследования. 2016. № 1. С. 173 - 190.
11. Бывальцева С.Г., Черепанов М.М. Рассмотрение органами прокуратуры и иными государственными органами обращений граждан, поданных на иностранном языке и языке народов Российской Федерации // Законность. 2020. № 7. С. 27 - 31.
12. Валеев Д.Х. Возможность использования процессуальных документов, составленных на государственных языках субъекта РФ в гражданском судопроизводстве / Д.Х. Валеев, А.Г. Нуриев, Р.В. Шакирьянов // Российская юстиция. 2019. № 2. С. 54 - 57.
13. Валеев Д.Х. Потенциал государственных языков субъектов Российской Федерации в процессуальных отраслях права на примере гражданского судопроизводства / Д.Х. Валеев, А.Г. Нуриев, Р.В. Шакирьянов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки.
2019. № 1. С. 67 - 74.
14. Валеев Д.Х. Процессуальный статус переводчика и доказательственное значение его переводов в гражданском процессе / Д.Х. Валеев, А.Г. Нуриев, Р.В. Шакирьянов // Вестник гражданского процесса. 2019. Т. 9. № 1. С. 114 - 123.
15. Валеев Д.Х. Реализация конституционного права на судебную защиту на государственных языках субъекта Российской Федерации по гражданским делам в контексте вынесения решения / Д.Х. Валеев, А.Г. Нуриев, Р.В. Шакирьянов // Российский судья. 2018. № 11. С. 6 - 9.
16. Валеев Д.Х., Нуриев А.Г., Шакирьянов Р.В. Возможность использования процессуальных документов, составленных на государственном языке субъекта РФ в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. 2019. № 2. С. 54 - 57.
17. Валеев Д.Х., Нуриев А.Г., Шакирьянов Р.В. Практические и доктринальные проблемы применения государственных языков субъектов Российской Федерации в процессуальных отраслях права на примере гражданского судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс.
2020. № 3. С. 16 - 23.
18. Валеев Д.Х., Нуриев А.Г., Шакирьянов Р.В. Реализация конституционного права на судебную защиту на государственных языках субъекта РФ по гражданским делам в контексте вынесения решения // Российский судья. 2018. № 11. С. 8 - 11.
19. Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 53 - 59.
20. Воронцова Ю.А. Сквернословие как средство вербального общения в служебном коллективе / Ю.А. Воронцова // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. № 2. С. 62 - 64.
21. Гуляев К.С. Доступность практики Европейского суда по правам человека на официальных языках государств - членов Совета Европы (сравнительный анализ) // Российская хроника Европейского Суда. 2019. № 1. С. 142 - 146.
22. Гуляев К.С. Проблема доступности практики Европейского суда по правам человека на государственных языках государств - членов Совета Европы. Опыт Российской Федерации в решении данной проблемы // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2018. № 12. С. 136 - 143.
23. Гучигов Т.Х. Особенности статуса государственных языков в республиках Северо-Кавказского федерального округа / Т.Х. Гучигов // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 30 - 33.
24. Джамалова Э.К., Курбанова З.М. Конституционно-правовые основы равноправия языков народов России как фактор развития правовой культуры народов Дагестана // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8. С. 20 - 22.
25. Доровских Е.М. Правовые аспекты национально-языковой политики в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. № 11. С. 53 - 69.
26. Казанцева О.Л. Об антикоррупционной экспертизе, проводимой органами юстиции (на примере Алтайского края): актуальные вопросы практики / О.Л. Казанцева, Д.В. Трущелев // Юрислингвистика. 2018. № 7. С. 45 - 55.
27. Калинин С.А. Методология общей теории права (лекция) / С.А. Калинин // Право.Ьу. 2011. № 2. С. 7 - 17.
28. Кирикова А.А. Язык как фактор формирования правосознания государственных и муниципальных служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 2. С. 19 - 22.
29. Кленов А.Л. Проблемы языкового равенства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 9. С. 57 - 61.
30. Котлярова О.В. Новые тенденции в лексике административно - политического дискурса / О.В. Котлярова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 2. С. 87 - 97.
31. Котов, В.В. Общественный финансовый контроль в США: исторический и правовой аспекты / В.В. Котов // Современное право. 2009. № 2. С. 108 - 112.
32. Кряжков В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования / В.А. Кряжков // Государство и право. 1997. № 1. С. 18 - 23.
33. Кузнецов О.Ю. Международно-правовая практика обеспечения прав лиц, не владеющих языком судопроизводства страны, осуществляющей правосудие (по материалам Европейского суда по правам человека) / О.Ю. Кузнецов // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. № 3. С. 15 - 20.
34. Кузнецов О.Ю. Понятие «язык судопроизводства» в системе российского процессуального законодательства / О.Ю. Кузнецов // Современное право. 2005. № 4. С. 46 - 52.
35. Курбанова З.М. К вопросу об определении конституционно-правового статуса государственных языков республик (в контексте национально-языкового регулирования в Республике Дагестан) // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 4. С. 70 - 73.
36. Курбанова З.М. Формирование органов публичной власти: вопросы, связанные со знанием государственных языков республик в составе Российской Федерации / З.М. Курбанова // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 34 - 37.
37. Лайтер А.В. Правовой нигилизм как фактор деформации правовой культуры России / А.В. Лайтер // Вопросы культурологии. 2012. № 2. С. 38 - 40.
38. Лескова, Ю.Г. К вопросу об особенностях правового статуса саморегулируемых организаций в сфере капитального строительства, проектирования и инженерных изысканий / Ю.Г. Лескова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 1. С. 45 - 51.
39. Ливеровский, А.А. Правовые проблемы регулирования создания и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / А.А. Ливеровский // Ученые записки Института права Санкт - Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2001. № 7. С. 61 - 64.
40. Матренина, К.Ю. Электронные публичные слушания как дополнительный механизм проведения публичных слушаний / К.Ю. Матренина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2012. № 3. С. 112 - 115.
41. Мигущенко О.Н. Противодействие религиозному экстремизму: постановка проблемы / О.Н. Мигущенко // Юридический мир. 2015. № 11. С. 54 - 59.
42. Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в
Российской Федерации: терминологическая бессистемность / О.Н.
Мигущенко // Российский следователь. 2017. № 8. С. 45 - 49.
43. Мигущенко О.Н. Тенденции развития системы юридического образования в постсоветской России / О.Н. Мигущенко // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2019. № 3. С. 52 - 61.
44. Михеев, Д.С. К вопросу о формах общественного контроля / Д.С. Михеев // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2018. № 1 (13). С. 66 - 70.
45. Мосенкис Ю.Л. Язык как отражение архаического правосознания / Ю.Л. Мосенкис // Происхождение языка и культуры: древняя история человечества. 2007. № 2. С. 32 - 35.
46. Ровенская Д.А. Адвокатура как правозащитный институт в Российском государстве: направления оптимизации / Д.А. Ровенская // Молодой ученый. 2019. № 47. С. 372 - 373.
47. Романовская О.В. Язык нотариального производства / О.В. Романовская // Нотариус. 2006. № 6. С. 11 - 15.
48. Руднев Д.В., Садова Т.С. Русский язык как государственный и современный русский литературный язык (в аспекте реализации Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации») // Журнал российского права. 2017. № 2. С. 56 - 66.
49. Русакова О.Ф. Политическая дискурсология: предметное поле, теоретические подходы и структурная модель политического дискурса / О.Ф. Русакова, Д.А. Максимов // Полис. Политические исследования. 2006. № 4. С. 26 - 43.
50. Самсонова И.В. Проблемы взаимодействия коренных малочисленных народов Севера и добывающих компаний в Республике Саха (Якутия) / И.В. Самсонова, А.Б. Неустроева, М.Б. Павлова // Социодинамика.
2017. № 9. С. 21 - 37.
51. Синцов Г.В. Особенности международных правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры / Г.В. Синцов, Д.В. Фролов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 3 (27). С. 12 - 16.
52. Соломатин Е.Н. Институт адвокатуры как субъект правозащитной деятельности в дореволюционной России / Е.Н. Соломатин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 1 (ч. 2). С. 84 - 95.
53. Трахов А.И. Язык и терминология уголовного закона / А.И. Трахов // Российский судья. 2002. № 3. С. 37 - 39.
54. Фастович Г.Г. Участие государственного механизма в защите интересов коренных малочисленных народов Крайнего Севера: эффективность правоприменения / Г.Г. Фастович, А.О. Ченский // Аграрное и земельное право. 2018. № 1. С. 4 - 6.
55. Филиппова Н.А. Защитник прав коренных народов в регионах России: становление института / Н.А. Филиппова // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. № 2. С. 105 - 120.
56. Шаломенцева Е.Г. Антикоррупционная экспертиза
муниципальных нормативных правовых актов, применяемых в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, проблемы правового регулирования / Е.Г. Шаломенцева // Юридический мир. 2013. № 12. С. 36 - 39.
57. Ягудин Ш.Ш. Конституционно-правовые основы
государственных языков в Российской Федерации / Ш.Ш. Ягудин // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 28 - 32.
58. Ядреев И.В. Использование государственных языков субъектов Федерации в деятельности органов прокуратуры // Законность. 2019. № 8. С. 38 - 41.
59. Янушкевич И.Ф. Концептосфера англосаксонского права периода раннего Средневековья / И.Ф. Янушкевич // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 2. С. 104 - 107.