ВВЕДЕНИИ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3
1.1. Техника изобразительной деятельности и ее роль в создании изображения 6
1.2. Использование нетрадиционных изобразительных техник в психолого-педагогической литературе 19
1.3. Характеристика нетрадиционных техник изобразительной
деятельности детей дошкольного возраста 353
ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 44
2.1. Анализ и обобщение результатов изучения использования
нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста 44
2.2. Составление и апробация цикла образовательных занятий для детей старшего дошкольного возраста, основанных на использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности 55
2.3. Разработка и апробация программы семинара "Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста 58
ЗАКЛЮЧЕНИИ 61
БИБЛИОГРАФИИ! 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца". Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте. Как известно изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Обучение детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным художественным техникам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик- Пашаева, З.Н.Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и др. [19,45].
Использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности. Задачи активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения.
Цель исследования: изучение использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в детских садах.
Объект изучения: нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс использования нетрадиционной техники на занятиях рисования детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что при использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности повышается интерес детей старшего дошкольного возраста к занятиям.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы техники изобразительной деятельности в психолого- педагогической литературе.
2. Раскрыть сущность понятия «нетрадиционная изобразительная техника».
3. Дать характеристику нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить и апробировать цикл образовательных занятий для детей старшего дошкольного возраста, основанных на использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
5. Разработать и апробировать семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных организаций, направленный на эффективное использование разнообразных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого- педагогической, методической, литературы по проблеме исследования по проблеме исследования;
Эмпирические: наблюдение; беседа; изучение педагогической документации; анализ продуктов детской деятельности; анкетирование педагогов дошкольной организации.
Информационной базой послужили учебники, статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Старший воспитатель» материалы периодической печати, интернет ресурса, данные наших исследований.
Апробация работы: основные результаты исследования заслушаны при предзащите ВКР кафедры ПиМДНО Кызылского педагогического института и в научной конференции «Катановские чтения» г. Абакан (сертификат).
Теоретическую основу исследования составляют работы зарубежных и отечественных исследователей (О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева,З.Н.Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и др.) [22,23].
Практическая значимость заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для воспитателей детских садов и для студентов по профилю «Дошкольное образование».
Экспериментальная база исследования: ЦРР Детский сад №3 г. Кызыла.
Структура работы: ВКР состоит из двух частей, введения, заключения, библиографии и приложений.
В теоретической части исследования рассматривалось понятие техники в узком и широком смысле из разных и источников, изучалась проблема использования разнообразных изобразительных техник в психолого- педагогической литературе, был дан перечень и характеристика нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста разных авторов, которые занимались данным вопросом, а также в теоретическом исследовании мы определили причины актуальности выбранной темы.
Анализ литературы позволил сделать выводы о том, что изобразительная техника является основой для развития детской изобразительной деятельности. Педагоги в дошкольных образовательных организациях больше склоняются к применению традиционных техник. Большое разнообразие изобразительных техник дает возможность их применения во всех видах изобразительной деятельности дошкольников.
Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагоги должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, а это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников.
На первом этапе нами было проанализировано состояния работы ДОО по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Мы использовали такие методы как:
-беседа с воспитателями групп детского сада;
-анкетирование воспитателей ЦРР детский сад №3 Г. Кызыла;
-изучение и анализ планов работы воспитателей;
-анализ продуктов детской деятельности;
На втором этапе мы занимались составлением и апробацией цикла образовательных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста, основанных на использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Далее нами была разработана программа семинара-практикума для педагогов ДОО «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности дошкольников». Подбирая материал, мы опирались на то, чтобы программа была нацелена на обобщение и систематизацию знаний педагогов дошкольных образовательных учреждений о нетрадиционных техниках в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, развитие у них творческих умений и навыков через систематическое использование на занятиях разнообразных нетрадиционных техник:.
И последним четвертым этапом было утверждение и частичная апробация программы.
Программа семинара «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности дошкольников» была апробирована на базе ЦРР детский сад №3 г. Кызыла.
Реализация программы основывалась на принципе взаимосвязи обучения и развития. Содержание программы состоит из 2 блоков: теоретический и практический.
Теоретический блок основывается на принципе общей дидактики. Практический блок на методику изобразительной деятельности, принципы которых:
- Тесная связь с базовым видом искусства;
- Направленность педагогического процесса на обогащение опыта;
- Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования творческой личности;
- Освоение средств художественной выразительности и способов, необходимых для создания образа.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена экспериментально.
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группы). -М., 2005.
2. Алещенко М.В. О чем рассказал детский рисунок// Начальная школа. - 2002.-№4.-С.75-76
3. Белобрыкина О.А Маленькие волшебники или на пути к творчеству,- Новосибирск 2000.
4. Белова О.В. Использование рисуночных методик для идеографической психодиагностики//Присиадная психология.-2001.-№5.-С.27-39
5. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство ребенка //Детский психолог.-2000.-№1.-.30-34
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- М.,:
Издательский центр "Академия".2002.-32с.
7. Большой Энциклoпeкйчeккий вкводчь
8. Вегер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию//психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева.-М.: Академия, 2003.-С.246-258
9. BeнгeоKI.A. "Новая
школа".- 2004.
10. Венгер Л.А.^Мухина В.С.Психология.-М., «Просвещение».2005.-33с.
11. Ветлугина H.A.Xyдьжeотвeноoe оллpчeрвоo и ребеиок - ]н[.,к00М.
12. Виноградова Н.Ф.Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. -М., 2011. ^Выготский Л.С. Bиквocы дег^<^]^^]о й вииoлвкии.- Сип..«Союз». 2000.-222с.
14. .Выготский Л.С. Психология.-М., «ЭКСМО-Пресс». 2000.-108с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.,«СОЮЗ». 2006.-96с.
16. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.-272с.
17. Григорьева Г. г. Рговити е дошколыоида в изoбpcсивeчьк-й деровлккocдо.- М., 2000
18. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2.-М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2007-80с.
19. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова и др.-СПб.: Акцидент,2004-288с.
20. Дженкинс П.Д. Воспитание духовности у детей. София, 2005.
21. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе "Радуга" / Т. Н. Доронова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.: ил. - ISBN 5-09
22. Доронова Т.П. Р1взвитНе детви в изoбpйзатрльнoй деялелойодти.// Рнбснщ/ в детском саду. - 2005. - № 1.
23. Доронова Т.Н. Вместе с семьей-М.,2005
24. Дошкольное воспитание. -2009. -№10. -С. 52-68
25.. Дошкольное воспитание. -2009. -№9. -С. 81-91
26. Дошкольное воспитание. -2009. -№8. -С. 68-75
27. Дошкольное Бсспольное . воОК). -ни/. -С. 2. -45
28. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобретительной деятельности.-М.: Просвещение,2006-159с.
29. Кетакова Т.Г. Изобретительная деятельность и художественное развитие дошкольников.-М.: Педагогика, 2000.-110с.
30. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.-Москва.: ТЦ Сфера, 2005.-128с.
31. Кириенко В.И. Психология способностей к изображению. М., 1959-250с.
32. Киплинг Д.И. Техника живописи. М.-Л.,2011
33. Комарова Т.Н. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание.-1998.-№10.-С.65-67
34. Комарова о.С. базвитиe способностой об нбoбpaзирeльнoT деятельндсти /л Дошкольное воспитание, 2003.-№6.-С.44-50
35. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.-М.: Педагогика, 2006,-144с.
36. Комарова м.С. Методика тбдчения ичониазитз'оыюй деятельности и конструированию.-М., «Просвещеыие»,2005 .-256с. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду.-М.: Просвещение, 2006.-217с.
37. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание.-2005.-№2.-С.80-87
38. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие/ Т.С. Комарова.- М.: Педагогическое общество России. 2005.-176с.
39. Мелик-Пашаеи, Новланскао. Ступкни творченива. -М., 199-
40. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.-М.: Педагогика, 2005.-274с.
41. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург 2008
42. Немов Р.С. Психология: Cлoчтpь- ебpaвoчник в 2-х част2х: Ч1.тМ.: «ВЛАДОС- ПРЕСС», 2003.-304с.
43. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.: Азбуковник, 2000-944с.
44. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол: М. М. Беруких, В.А. Болотва, Л.С. Глебова и др..-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002-528с.
45. Пидкасистый П.И. Словарь справочник по педагогике.-Москва.: ТЦ Сфера, 2004.-448с.
46. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Москва, Издательский центр академия 2011
47. Полуянов Ю.А. Дети рисуют.-М.: Педагогика,2003.-176с.
48. Психология / Под я бщ. Ред. щ. B.Пeтpoвзкгот, М.Г. Ярошевкого.-2-i изд., испр.4 доп.- М.: Политиздат, 2005.-494с.
49. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
50. Сакулина Н.П. РРСоовнне в ддшкольном ддтстте.-:Педдгогика, 20011.214с.
51. Сакулина Н.П., КомаПОва Т.С Изобразитeльная сеььнгьндетт л не'^|^]^ом саду.-М.: Просвещение, 2005.-208с.
52. Семаго Н.Я. Детский рисунок: Этапы развития и качественная оценка // Школьный психолог.-2003.-№35.-С. 12-16
53. Толковый словарь русского языка под редакцией ДШУшакова
54. Толковый словарь Кузнецова
/http://mirslovarei.com/content_kuznec/netradicionnyj-99315.html /
55. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,2002.-304с.
56. Пухова О.А. Маленький ьyдoоcник или Рисую сам., Pocоoв-оa-Дoнм, 2008г. 84-88стр
57.. www. dovosp. Ru
58. www.1september.ru
59. www. solnet.