Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Мелкая моторика и ее значение в жизни человека 8
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего
дошкольного возраста 12
1.3. Характеристика театрализованной деятельности и ее роль в
развитии детей младшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего
дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей
младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 33
2.3. Результаты апробации системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в театрализованной
деятельности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Мелкая моторика и ее значение в жизни человека 8
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего
дошкольного возраста 12
1.3. Характеристика театрализованной деятельности и ее роль в
развитии детей младшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего
дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей
младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 33
2.3. Результаты апробации системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в театрализованной
деятельности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания, формирования кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.
В педагогической практике развитию мелкой моторики уделяется внимание уже в первом полугодии жизни, когда младенцу предлагаются игры различной степени сложности в зависимости от возраста. Прежде всего, создаются условия для различных действий с предметами: схватывание, ощупывание, бросание. Эта линия продолжается и в раннем детстве, благодаря играм с автодидактическими игрушками, особенности которых побуждают детей выполнять различные ручные движения: втыкание, нанизывание, продевание, расстегивание, застегивание, а также развитию элементарных игровых действий с сюжетными игрушками .
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга .
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т. к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действий по показу взрослого.
Еще в древности игрушки детям делали из доступных в скромном быту материалов. Поскольку больше времени с детьми проводили матери, которые занимались ткачеством, шитьем и прядением, они и кукол делали из ткани, ниток. Практически не используя иголку, лоскутки скручивали особым образом, а в нужных местах для прочности обматывали нитками.
Доступная в быту - глина - также использовалась детьми в игре. Маленькому ребенку давали кусочек этого природного материала, чтобы он помял его в руках, придав форму путем тонкой, ловкой, слаженной работы пальцев. Более грубая по фактуре глина покорялась детям постарше, из нее делали посуду и игрушки .
Таким образом, еще с древних времен пальчиковые игрушки служили развитию детского творчества, были предметом детских забав и игр.
Уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой - затрагивать «мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников - игру.
Театрализованная деятельность способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Данный вид деятельности знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения.
...
Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания, формирования кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.
В педагогической практике развитию мелкой моторики уделяется внимание уже в первом полугодии жизни, когда младенцу предлагаются игры различной степени сложности в зависимости от возраста. Прежде всего, создаются условия для различных действий с предметами: схватывание, ощупывание, бросание. Эта линия продолжается и в раннем детстве, благодаря играм с автодидактическими игрушками, особенности которых побуждают детей выполнять различные ручные движения: втыкание, нанизывание, продевание, расстегивание, застегивание, а также развитию элементарных игровых действий с сюжетными игрушками .
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга .
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т. к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действий по показу взрослого.
Еще в древности игрушки детям делали из доступных в скромном быту материалов. Поскольку больше времени с детьми проводили матери, которые занимались ткачеством, шитьем и прядением, они и кукол делали из ткани, ниток. Практически не используя иголку, лоскутки скручивали особым образом, а в нужных местах для прочности обматывали нитками.
Доступная в быту - глина - также использовалась детьми в игре. Маленькому ребенку давали кусочек этого природного материала, чтобы он помял его в руках, придав форму путем тонкой, ловкой, слаженной работы пальцев. Более грубая по фактуре глина покорялась детям постарше, из нее делали посуду и игрушки .
Таким образом, еще с древних времен пальчиковые игрушки служили развитию детского творчества, были предметом детских забав и игр.
Уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой - затрагивать «мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников - игру.
Театрализованная деятельность способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Данный вид деятельности знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения.
...
В младшем дошкольном возрасте может обнаруживаться недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость, а также недоразвитие пальцевого праксиса. Может отмечаться общая моторная неловкость, нарушение ручной моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений.
Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников в образовательном процессе ДОО.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Для выявления уровня развития мелкой моторики применяются различные диагностические методы, часть из которых была использована нами в данной работе. Это позволило нам составить представление о характере мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и на основании результатов обследования определить содержание работы с ними по данному направлению.
Во второй главе описывается педагогический эксперимент по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, который был проведен на базе МБДОУ д/с №1 с. Русский Камешкир Пензенской области. В исследовании принимали участие 24 ребенка младшего дошкольного возраста (3-4 года): 12 дошкольников вошли в состав экспериментальной группы (ЭГ), 12 малышей - в состав контрольной (КГ).
Экспериментальную работу мы начали с констатирующего эксперимента. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил отметить, что в ЭГ и КГ развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста находится в основном на среднем и низком уровнях.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента данных на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент. Он был направлен на проверку эффективности работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с помощью теотрализованной деятельности.
Основным направлением работы на формирующем этапе эксперимента являлась театрализованная деятельность с детьми, основанная на использовании различного вида детских театров: кукольный, на фланелеграфе, плоскостной, настольный и др. В работе с детьми нами были использованы разные формы организации деятельности: ООД;
дидактические игры и упражнения, с использованием разнообразного материала; этюды; пальчиковая гимнастика; сюжетно-ролевые игры и др. Вся работа велась нами в рамках специально разработанного проекта «В гостях у сказки».
Результаты проведенной контрольной диагностики показали, что у детей ЭГ низкого уровня развития мелкой моторики рук не выявлено. Высокий уровень развития мелкой моторики рук составил 42%. По сравнению с констатирующим этапом эксперимента дети проявляли большую самостоятельность и правильность выполнения в использованных нами методиках. В КГ, где проводилась работа по развитию мелкой моторики рук с использованием традиционной методики, показатели также изменились, но не так значительно.
Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы с использованием театрализованной деятельности привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Полученные результаты исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что цель исследования достигнута. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.
Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников в образовательном процессе ДОО.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Для выявления уровня развития мелкой моторики применяются различные диагностические методы, часть из которых была использована нами в данной работе. Это позволило нам составить представление о характере мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и на основании результатов обследования определить содержание работы с ними по данному направлению.
Во второй главе описывается педагогический эксперимент по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, который был проведен на базе МБДОУ д/с №1 с. Русский Камешкир Пензенской области. В исследовании принимали участие 24 ребенка младшего дошкольного возраста (3-4 года): 12 дошкольников вошли в состав экспериментальной группы (ЭГ), 12 малышей - в состав контрольной (КГ).
Экспериментальную работу мы начали с констатирующего эксперимента. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил отметить, что в ЭГ и КГ развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста находится в основном на среднем и низком уровнях.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента данных на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент. Он был направлен на проверку эффективности работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с помощью теотрализованной деятельности.
Основным направлением работы на формирующем этапе эксперимента являлась театрализованная деятельность с детьми, основанная на использовании различного вида детских театров: кукольный, на фланелеграфе, плоскостной, настольный и др. В работе с детьми нами были использованы разные формы организации деятельности: ООД;
дидактические игры и упражнения, с использованием разнообразного материала; этюды; пальчиковая гимнастика; сюжетно-ролевые игры и др. Вся работа велась нами в рамках специально разработанного проекта «В гостях у сказки».
Результаты проведенной контрольной диагностики показали, что у детей ЭГ низкого уровня развития мелкой моторики рук не выявлено. Высокий уровень развития мелкой моторики рук составил 42%. По сравнению с констатирующим этапом эксперимента дети проявляли большую самостоятельность и правильность выполнения в использованных нами методиках. В КГ, где проводилась работа по развитию мелкой моторики рук с использованием традиционной методики, показатели также изменились, но не так значительно.
Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы с использованием театрализованной деятельности привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Полученные результаты исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что цель исследования достигнута. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.
Подобные работы
- Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами 1еатралнзованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - Скрапбукинг как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ - ДРАМАТИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из природного материала
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Игровые формы работы с литературным текстом в дошкольном образовательном учреждении
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





