Введение 3
1 Теоретические аспекты маркетинга персонала в современных
организациях 8
1.1 Роль современных концепций маркетинга персонала
в деятельности организаций 8
1.2 Специфика маркетинговых исследований рынка труда в
процессе управления персоналом 19
1.3 Стратегический маркетинг персонала организации 33
2 Текущее состояние маркетинга персонала на предприятиях
авиационной промышленности 42
2.1 Анализ профессионального и возрастного состава персонала
организаций отрасли авиатренажеростроения 42
2.2 Опыт проведения мероприятий маркетинга персонала
в отечественных организациях 50
2.3 Основные проблемы маркетинга персонала в сфере
отечественного авиатренажеростроения 56
3 Мероприятия по повышению эффективности маркетинга персонала
на предприятиях авиационной промышленности 67
3.1 Направления повышения качества привлечения молодых
сотрудников на предприятия 67
3.2 Программа омоложения кадрового состава предприятий 73
3.3 Обоснование экономической эффективности предложенных
мероприятий по реализации маркетинга персонала на действующем предприятии 82
Заключение 87
Список использованных источников 90
Актуальность темы исследования. Вопросы теории и практики разработки и реализации эффективного маркетинга персонала в условиях современной России становятся для отечественных предприятий особо важными.
В настоящее время любое промышленное предприятие сталкивается с серьезными финансовыми проблемами и жестокой конкурентной средой на отечественном и международном товарном рынке. В интересах выживания и гибкой реакции на динамику изменений рыночных условий, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспеченности высокого качества выпускаемого продукта и предоставляемой услуги предприятия, возникают необходимости в разработке и внедрении эффективного комплекса маркетинга персонала.
Изменение социально-экономических условий, структуры производства, расширение сфер, связанных с научно-техническим и сервисным обслуживанием существенно изменило требования к персоналу. Становление смешанной экономики, расширение негосударственного сектора хозяйства, развитие новых организаций, поощрение предпринимательской деятельности привело к тому, что работодатели активно занимаются поиском кадров, которые по своей квалификации будут соответствовать их запросам. Современный этап развития характеризуется возросшей потребностью в профессионально мобильном персонале, способном успешно реализовать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. В этой связи рынок труда как система отношений вынуждает разрабатывать стратегию и тактику в зависимости от общеэкономической ситуации, от количественных и качественных показателей спроса и предложения в системе маркетинга.
Ситуация на рынке, эффективное обслуживание субъектов рынка труда, количественно-качественная сбалансированность предложения со стороны соискателей формируется под влиянием политической, экономико-социальной ситуации в стране, в зависимости от разнообразных программ, методик и методов. Для эффективной профессиональной деятельности, для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке персонала требуется гибкая комплексная система регулирования, осуществляющая, в первую очередь, маркетинговые функции. Основа маркетинга уходит в теоретические концепции и опыт мировой практики, однако несмотря на общность базовых положений маркетинга для всех сфер и отраслей экономики, характер их практического применения на рынке персонала имеет существенные особенности и отличия, а достаточно активная инновационно-инвестиционная деятельность, имеющиеся достижения и учет особенностей развития нашей страны позволяет обосновать собственный подход к проблемам маркетинга персонала.
Состояние изученности проблемы. Направлению теории маркетинга персонала посвятили свои научные исследования Альберт М., Ансофф И., Берман Б. М., Брю С. Л., Волгин А. П., Железцов А. В., Захаров Д. К., Иванов А. А., Иванцевич Дж., Карлоф Б., Кибанов А. Я., Климова Е. Ю., Корнеева И. В., Котлер Ф., Крюгер И., Ладанов Н. Д., Локтионова Е. А., Макконелл К. Р., Марр Р., Панкрихин А. П., Поляков В. А., Розин М. В., Саруханов Э. М., Семеркова Л. Н., Сотникова С. И., Токарский Б. Л., Томилов В. В., Фатхутдинов Р. А., Хатунцов А. Н., Хруцкой В. Е., Ченцов В. И., Эриашвили Н. Д., Пронников В. А., Ста- робинский Э. А., Чернина Н., Шмидт Г., Эванс Дж., Киян Л. П., Тарасевич В. М., Бюнер Р., Симон Х., Вильтингер К., Молль М., Штрутц Х., Шольц К.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических подходов использования маркетинга персонала как стратегии омоложения кадрового состава предприятия...
На сегодняшний день предпринимательство более, чем когда бы то ни было, зависит от привлечения, удержания и эффективности использования все более дефицитного ресурса - квалифицированных кадров. При этом конкурентоспособность человеческих ресурсов весьма динамична. Постоянные изменения законодательства, условий рынка труда, жесткая конкуренция, растущие требования клиентов оказывают большое влияние на профессиональные предпочтения в трудовой деятельности.
Маркетинг персонала выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала, создает информационную базу для работы с персоналом с помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда, способствует достижению привлекательности работодателя через коммуникации с сегментами рынка.
Направления маркетинговой деятельности в области персонала включают в себя:
- разработку профессиональных требований к персоналу;
- определение качественной и количественной потребности в персонале;
- расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала;
- выбор источников и путей покрытия потребности в персонале.
Маркетинг персонала в российской практике пока не получил широкого применения и используется в узком смысле, как покрытие при необходимости потребности в персонале на предприятии. Однако, целью маркетинга персонала является оптимальное использование трудовых ресурсов путем создания благоприятных условий труда, способствующих его эффективности и развитию в каждом сотруднике лояльного отношения к предприятию, а также формирование кадрового потенциала с необходимыми качественными параметрами.
Цель диссертационного исследования заключалась в разработке теоретических и методических подходов использования маркетинга персонала как стратегии омоложения кадрового состава предприятия. Для достижения цели были выполнены поставленные задачи.
В первой главе автором определена роль современных концепций маркетинга персонала в деятельности организаций, изучена сфера маркетинговых исследований рынка труда в процессе управления персоналом, рассмотрен вопрос стратегического маркетинга персонала организации.
Во второй главе проведена оценка текущего состояния маркетинга персонала на предприятиях авиационной промышленности. Для этого проведен анализ профессионального и возрастного состава персонала организаций исследуемой отрасли, исследован опыт реализации мероприятий маркетинга персонала в отечественных организациях, определены и сформулированы основные проблемы маркетинга персонала в сфере отечественного авиатренажеростроения.
В третьей главе автор предлагает мероприятия по повышению эффективности маркетинга персонала на предприятиях авиационной промышленности. В связи с этим были предложены направления повышения качества привлечения молодых сотрудников на предприятия, разработана программа омоложения кадрового состава предприятий по двум основным направлениям - наставничество и взаимовыгодное партнерство работодателей и учебных заведений. В качестве обоснования экономической эффективности предложенных мероприятий приводятся прогнозы и расчеты для действующего предприятия авиационной промышленности ООО «ЭСВО».
1 Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73879145/ (дата обращения: 12.09.2020).
2 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 303 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Текст с изменениями и дополнениями на 2021 год [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. - URL: https://base.garant.ru/70644068/ (дата обращения: 15.12.2021).
3 Приказ Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. № 147 «Об утвержде
нии федеральных авиационных правил "требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации». Текст с изменениями и дополнениями на 2015 год [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. -
URL: https://base.garant.ru/194352/ (дата обращения: 21.03.2021).
4 Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).
5 Андреев В. Д., Боков М. А. Теория и практика стратегического планирования. - Сочи : РИЦ СГУТиКД, 2017. - 264 с.
6 Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М. : Финансы и статистика, 2017. - 384 c.
Балащенко В. Ф., Бондарь Т. Е. Финансовый менеджмент. - М. : Тет-
раСистемс, 2016. - 272 с.
8 Баронин С. А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга: учеб. пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 с.
9 Беркутова Т. А. Маркетинговые коммуникации: учеб. пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 254 с.
10 Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. - М. : Омега-Л, Эльга, 2017. - 1330 с.
11 Бланк И. А. Управление финансовыми ресурсами. - М. : Омега-Л, 2017. - 158 с.
12 Бланк И. А. Управление формированием капитала. - М. : Омега-Л, Ника-Центр, Эльга, 2016. - 158 с.
13 Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник. - М.: Проспект, 2017. - 320 с.
14 Вольфсон Б. Гибкое управление проектами и продуктами. - СПб. : Питер, 2015. - 141 с.
15 Воробьев И. П., Сидорова Е. И. Планирование на предприятиях отрасли: курс лекций. - Минск : Минск, 2015. - 199 с...63