Введение
Глава 1. Формирование произносительных навыков учащихся СОШ в процессе обучения английскому языку как психолого-педагогическая и методическая проблема
1.1. Современные требования и теоретические аспекты формирования произносительных навыков учащихся процессе обучения английскому языку в средней школе
1.2. Методологические и методические аспекты формирования произносительных навыков
Выводы по первой главе
Глава 2. Методические аспекты формирования произносительных навыков учащихся 5 класса СОШ в процессе обучения английскому языку
2.1. Фонетическая игра как средство формирования произносительных навыков учащихся в процессе обучения английскому языку в 5 классе СОШ
2.2. Практика использования фонетических игр для формирования произносительных навыков учащихся 5 классов СОШ в процессе обучения английскому языку
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Способность человека чётко, внятно, правильно и красиво говорить всегда считалась очень важной и необходимой в любом обществе и на всех стадиях развития человеческой цивилизации. Основам ораторского искусства целенаправленно обучали и в Античном мире, и в Средневековье и в Новое время. Этот процесс активно продолжается в современном мире. Человек, в совершенстве владеющий устной речью, всегда имел возможность высоко подняться по социальной лестнице, занять достойное место в обществе. Имена многих выдающихся ораторов, как древних, так и современных, навсегда сохранены в культурном наследии человечества.
Одной из важнейших составляющих ораторского искусства является правильное (орфоэпическое) произношение. Согласно современным энциклопедическим источникам и словарям, «орфоэпия» - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения.
На практическом уровне - это совокупность правил и требований к нормативному произношению, а также методических приёмов и технологий, позволяющих человеку освоить произносительные навыки нормативной устной речи, как родной, так и иноязычной.
«В основе звукового строя всякого языка лежит система фонем. Фонема может быть определена как мельчайшая звуковая единица языка. Это звук или группа звуков, которые, будучи противопоставлены другим звукам в одинаковом фонетическом контексте, различают слова и грамматические формы слов (pen - ten). Количество фонем, составляющих слово, не всегда совпадает с количеством входящих в его состав букв»[ 13; с. 3 ].
В современной теоретической фонетике [44] термин «произношение» интерпретируется в узком и широком смысле.
В узком смысле «произношение» ограничивается только произношением звуков речи. В широком толковании это в содержание этого термина входят все компоненты фонематической структуры языка:
- фонематический состав, т.е. система так называемых сегментарных фонем в их реализации в виде определенных звуков (аллофонов),то есть оттенков и вариантов определённых фонем;
- слоговая структура языка (словообразование и слоговое деление);
- словесное ударение;
- интонация как единство фразовой мелодии, фразового ударения, ритма, ритма и тембра речи.
Поскольку устная речь филогенетически сформировалась как универсальное средство человеческого общения за много тысячелетий до появления письменной речи, освоение произношения абсолютно
необходимо для использования и в устной речи (в её «развернутом» и «свёрнутом» видах), и в письменной. Психолингвистические
исследования[8; 32] показывают, что при письме и «внутренне артикулированном чтении» артикуляция присутствует как часть речевого процесса даже в том случае, когда она не осознаётся...
1. Фонетическая игра - это дидактическая игра, позволяющая сформировать, закрепить или усовершенствовать фонетические навыки Использование фонетических игр способствует правильному произношению звуков в потоке речи, позволяет развить слуховое внимание и память, стимулирует формирование фонетического, фонематического и интонационного слуха, обеспечивает формирование навыка интонационно и ритмически правильного оформления речи.
2. Фонетические игры подразделяются на несколько групп:
- Игры на развитие фонетического, фонематического и интонационого слуха
- Игры на развитие навыков звукопроизношения.
- Игры и игровые приемы при обучении транскрибированию
- Игры и игровые приемы при формировании интонационных навыков.
3. Функции фонетических игр:
- Обучающая
- Воспитательная
- Развивающая
- Развлекательная
- Коммуникативная
4. Перечень и содержание этих функций свидетельствуют о том, что дидактические игры и их разновидность - фонетические игры обладают высоким образовательным потенциалом
5. Содержание и форма фонетических игр определяется общими учебными целями и конкретными задачами, стоящими перед учителем, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом учеников.
6. Использование фонетических игр на уроках английского языка
способствует прочному и эффективному овладению учащимися
англоязычной фонетической системой и повышают интерес пятиклассников к изучению английского языка.
1. Ариян М. А. Основы общей методики преподавания иностранных языков : теоретические и практические аспекты. М.: Флинта : Наука, 2017. - 220 с.
2. Барышников Н. В. Богдан Н. А. Социобикультурная иноязычная компетенция школьника.- М.: ИНФРА-М, 2015. - 221 с.
3. Белоусова Т.Ф., Третьяков А.А. Языковые игры на уроках английского языка // Таврический обозреватель. №5. 2015. С.28-31.
4. Браун Дж. Восприятие английской речи на слух / Дж. Браун. М., 1984. — 212 с.
5. Величкова Л.В. Контрастивно-фонологический анализ и обучение иноязычному произношению. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. - 198 с.
6. Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку. - СПб: Каро, 2015. - 336 с.
7. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам : лингводидактика и методика. - М. : Академия, 2009. — 334 с.
8. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М.: "Лабиринт", 2001, 304 с.
9. Горлова Н. А. Методика обучения иностранному языку. - М. : Академия, 2013. - 334 с.
10. Губанова Л. В. Психолого-педагогические основы подготовки преподавателей иностранных языков (в условиях работы в неязыковых учебных заведениях). — М. : ИНФРА-М, 2016. — 288 с.
11. Записных О. В. Коммуникативные основы обучения основным видам иноязычной речевой деятельности : учебное пособие. - Барнаул : АлтГПА, 2011. — 96 с.
12. Зубов А. В., Зубова И. И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. - М. : Академия, 2009. -142 с.
13. Зырянова, А. В., Велиева Л. Ф. Фонетика английского языка. - Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. - 87 с.
14. Ибрагимов М. К. Формирование произносительных навыков английского языка у учащихся пятых классов табасаранской школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Махачкала, 2005 230 с.
15. Кинзябаева Г.Р. Использование фонетических игр для формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка. - «Вестник науки» №9 (9) том 1 декабрь 2018 г.- с. 37- 42...48