Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о геометрических фигурах в начальных классах

Работа №161597

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Роль и значение геометрического материала в школьном курсе
математики 5
2. Психолого - педагогические особенности развития геометрического
мышления 8
3. Содержание геометрического материала и требования к результатам
его усвоения 10
4. Методика изучения геометрического материала в начальной школе 14
5. Виды геометрических задач 20
6. Анализ учебников с целью выявления различных видов
геометрических задач 22
7. Упражнения направленные на формирование геометрических
представлений 40
8. Апробация результатов исследования 47
Заключение 63
Список литературы 64

Одна из важнейших задач современности - развитие каждого ребенка. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному развитию личности, пытаться раскрыть его творческие возможности, индивидуальные способности - вот задача каждого учителя.
В связи с этим можно сказать, что очень важен тот учебный материал, который будет использовать учитель на уроке. Курс математики интересен тем, что он включает в себя различные разделы. Такие, как работа с числами, величинами, алгебраическими понятиями и геометрическим материалом.
Геометрический материал не рассматривается в начальных классах в качестве самостоятельного раздела, однако имеет большое значение в обучении детей. Он обеспечивает числовую грамотность учащихся, дает им начальные геометрические представления, развивает наглядно - действенное и наглядно - образное мышление и пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений.
Изучением геометрии занимались такие ученые и методисты как Подходова Н.С., Шадрина И.В., Якиманская И.С., Чичигин В.Г., Фетисов А.И., Истомина Н.Б., Моро М.И., Пышкало А.М. и другие. Они описали методику работы с геометрическим материалом, выделили виды геометрических задач и роль геометрии в обучении младших школьников [16; 25; 37].
К сожалению, как показывает практика, анализ литературы и анализ различных УМК по математике, у детей возникают проблемы при изучении геометрии в школе. Это может быть связано с тем, что у детей не развито образное мышление, пространственное воображение; объем и содержание геометрического материала в различных учебниках по математике для начальной школы не совпадает; кроме того, учитель не всегда успевает на уроке использовать геометрические задачи различного характера.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Формирование представлений о геометрических фигурах в начальных классах».
Объект исследования: процесс изучения геометрического материала на уроках математики.
Предмет исследования: виды геометрических задач как средство формирования геометрических представлений у младших школьников.
Цель исследования: выявление геометрических задач, способствующих формированию геометрических представлений у младших школьников.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
• изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;
• выявить методику изучения геометрического материала в начальной школе;
• проанализировать УМК для начальной школы с целью выявления различных видов геометрических задач;
• разработать фрагменты уроков по формированию геометрических представлений у младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Геометрический материал имеет большое значение в обучении детей, хоть и не рассматривается в учебниках для начальных классов в качестве самостоятельного раздела. Он развивает наглядно - образное мышление, пространственное воображение, обеспечивает числовую грамотность учащихся, формирует навыки работы с чертежными инструментами.
Мы выяснили, что содержание геометрического материала представлено на двух уровнях: базовом и повышенном. Базовый уровень представлен в примерной программе по математике. Повышенный уровень прописан у каждого автора УМК в собственной рабочей программе и он различен по своему объему.
Проанализировав литературу, мы узнали, что существуют различные точки зрения на то, как нужно начинать знакомить детей с геометрическим материалом. Н.С.Подходова считает, что знакомство детей с геометрическими фигурами необходимо начинать именно с объемных тел, а плоские фигуры изучать как составные части объемных. А методисты, такие как Н.Б.Истомина, И.В.Шадрина, и другие, считают, что знакомить детей с геометрическим материалом необходимо начинать с плоских фигур, так как они являются более простыми фигурами, из которых в дальнейшем строятся объемные геометрические тела. В настоящее время в большинстве учебников изучение геометрических фигур начинается именно с плоских. Поэтому мы выявили методику изучения плоских геометрических фигур.
Анализ учебников позволил нам выделить виды геометрических задач и сделать вывод о том, что в рассмотренных УМК все виды задач присутствуют, но их разнообразия и количества недостаточно для полноценного обучения школьников, поэтому мы подготовили систему задач, которую бы учитель смог использовать как на уроках, так и в своей внеурочной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цели выпускной квалификационной работы достигнуты, а все поставленные задачи решены.


1. Абрамова, С.П. Введение в геометрию / С.П. Абрамова // Современный урок. - 2009. - №1.
2. Алексеева, Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования / Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова. - М.: Просвещение. - 2009. - C.120.
3. Амелина, М.В. Разноуровневые задания на уроках математики при изучении геометрического материала // Начальная школа. - 2010. - №8. - С.57.
4. Артемов, А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М. - Воронеж: Институт практической психологии. - 1996. - С.224.
5. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение. - 1973.
6. Глейзер, Г.Д. Каким быть школьному курсу геометрии? // Математика в школе. - 1991. - №4.
7. Голубева, Н.Д., Щеглова Т.М. Формирование геометрических представлений у первоклассников // Начальная школа. - 1996. - №3.
8. Гусев, В.А. Каким должен быть курс школьной геометрии? // Математика в школе. - 2002. - №3.
9. Дорофеев, Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Математика. 1 класс 1-2 часть. - М.: Просвещение. - 2010.
10. Дорофеев, Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Математика. 2 класс 1-2 часть. - М.: Просвещение. - 2010.
11. Дорофеев, Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Математика. 3 класс 1-2 часть. - М.: Просвещение. - 2010.
12. Дорофеев, Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Математика. 4 класс 1-2 часть. - М.: Просвещение. - 2010.
13. Житомирский, В.Г. Путешествие по стране Геометрии / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. - 2-е изд. - М.: Педагогика. - 1994.
14. Зайцев, В.В. Математика для младших школьников.- М.: Владос. - 2001. - С.72.
15. Знаменская, Е.В. Об изучении геометрического материала в 1-4 классах. // Начальная школа. - 2005. - № 5....38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ