Введение 3
Глава 1. Система мнемотехник в обучении 5
1.1. Определение понятия «мнемотехника» 5
1.2. Виды памяти и приёмы быстрого запоминания 8
1.3. Классификация приёмов мнемотехники 13
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Использование мнемотехник на уроках русского языка 30
2.1. Роль мнемотехники в обучении русскому языку 30
2.2. Виды мнемотехнических приёмов, используемых при
изучении курса русского языка 35
2.2.1. Аналогия 35
2.2.2. Сказки - ассоциации 38
2.2.3. Рифмовки. Общность ударений 41
2.3. Ассоциативный акцентологический словарь 48
Выводы по второй главе 54
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение. Технологическая карта урока 59
Освоение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество орфографических правил, большое количество исключений, которые не поддаются обобщению, слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми безударными гласными в корне, с двойными и непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить, - всё это негативно сказывается на изучении предмета. Задача учителя русского языка - помочь учащимся преодолеть эти трудности, стоящие на пути к формированию правописной грамотности. Одной из образовательных технологий, которая поможет сделать это, является мнемотехника.
Актуальность нашей работы определяется тем, что мнемотехника - одна из технологий, которая способна помочь ученику и учителю. Благодаря ей школьник не просто слушает материал, а усваивает информацию, расширяя границы восприятия. Данная технология делает информацию намного интереснее и ярче, поэтому запомнить её будет куда проще, чем сухой материал. Запоминание происходит благодаря ярким ассоциациям, так как у школьника начинает работать эмоционально-образная память.
Основателем педагогической мнемотехники можно считать П. Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей.
В 16 веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической мнемотехникой. Её приёмы до сих пор используются в официальной системе образования. Методы педагогической мнемотехники просты, понятны и доступны большому количеству людей.
Объектом нашей работы являются приёмы мнемотехники.
Предметом исследования является использование мнемотехничеких приёмов на уроках русского языка
Цель: исследование эффективных приёмов мнемотехники,
развивающих память, повышающих интерес к изучению русского языка, улучшающих качество знаний по предмету, сохраняющих информацию в долговременной памяти; систематизация авторского материала по теме исследования, апробированного на уроках русского языка.
Поставленная цель предполагала решение ряда задач:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме;
2) проаналзировать содержание исходных понятий данного исследования (память, мнемотехника, мнемоприёмы);
3) создать копилку эффективных мнемонических приёмов;
4) апробировать приёмы мнемотехники на уроках русского языка.
Теоретической и методической базой нашего исследования стали работы: К. А. Козаренко «Учебник мнемотехники» и К. А. Козаренко, М. А. Зиганова «Мнемотехника».
Методы исследования: наблюдение над языковым материалом, анализ и обобщение.
Практическая значимость работы. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы на уроках русского языка, что позволит сделать урок более эффективным, а также интересным и творческим.
Материалы работы были апробированы в выступлении на конференции «Буслаевские чтения» (2019 г.) и опубликованы в сборнике статей по её результатам (сборник в печати).
Выполненная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
К. Д. Ушинский говорил: «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши». Наша работа - это попытка «открыть» «глаза и уши» ученикам с помощью «технологии мнемотехник».
Практическое, целенаправленное применение мнемонических приёмов позволило трансформировать технологию в систему приемов мнемотехники, сначала элементарную, а затем более совершенную.
В задачи современного учителя входит развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а порой и неинтересная информация преобразуется в личностно значимые, эмоционально окрашенные знания. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведёт к более глубокой проработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше.
Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся её роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.
Мы убеждены: использование мнемотехники необходимо. Во-первых, предложенные нами приёмы мнемотехники были реализованы нами на практике; во-вторых, с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся применение мнемотехник необходимо на уроках, в частности русского языка; в-третьих, предлагаемые нами мнемоматериалы нашли отклик у учеников, что способствовало развитию интереса к предмету, способствовал активизации их мышления, повышению успеваемости.
Мнемонический материал помогает экономить время при повторении. С 5 по 11 класс очень эффективно можно вспомнить материал по орфографии.
Совершенно не обязательно вводить элементы мнемотехники в изучение всех разделов русского языка. Применять приёмы мнемотехники следует на уроках, где запоминание информации происходит с трудом.
На наш взгляд, материал, представленный в нашей работе, будет интересен в работе коррекционных классов, а также для учителей, работающих с детьми с запоздалым психическим развитием.
Определить результат работы, очень сложно, хотя бы потому, что и ученики, и коллеги могут по-разному относиться к нашим разработкам. Наверняка, найдутся и те, кто не приемлет такой самодеятельности.
Но на наш взгляд, результативность того или иного нововведения на уроке русского языка определяется не только повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей к предмету.
1. Агафонов В. В. Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 2007. - 64 с.
2. Волина В. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
3. Граник Г. Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
4. Зиганов. М. А., Козаренко В. А. Запоминание на основе визуального мышления . URL: http://*****/books/1247/.
5. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. - 2-е изд., дораб. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. - 303 с.
6. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. URL: http://www. e-reading. /book. php? book=131402.
7. Кривин Ф. Д. Полусказки. - Ужгород.: Карпаты, 1988. - 146 с.
8. Крылов А. А. Психология. URL: http://ezolib.ru/6413.html
9. Ладыженская Т. А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. - 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. - 288 с.
10. Лисовская Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии. - Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2007. - 80 с.: ил.
11. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
12. Мурашов А. А. Грамотность: риторические стратегии достижения // Русский язык в школе, 2000. № 3.- С. - 3-12.
13. Никитина Т. Б. Развить суперпамять или запоминаем быстро и легко. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 291 с.
14. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1976. - 109 с.
15. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
... всего 29 источников