ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА 6
1.1 Понятие, сущность и виды развития персонала 6
1.2 Методы и технологии развития персонала 15
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ
НАУЧНО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1 Зарубежный и отечественный опыт развития персонала в научнопроизводственной деятельности 26
2.2 Анализ системы развития персонала на примере АО «Научноисследовательский институт физических измерений» и направления по её
совершенствованию 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
В науке больше, чем в любой другой сфере деятельности, успех зависит от индивидуальных способностей научных работников и степени их подготовки. Это усложняет процесс управления в научных учреждениях. К тому же в нашей стране в последнее время зачастую сами сотрудники ищут источники финансирования. Сейчас такими источниками являются в основном гранты фондов и зарубежные контракты. За счет тех же фондов возросло число поездок на зарубежные конференции.
Вообще по мере развития научно-технического прогресса и усложнения труда, что приводит к повышению квалификации работников, возникают проблемы, связанные с управлением персоналом. Возрастает роль развития персонала, который в процессе творческой деятельности становится саморегулируемой системой, на него можно влиять только лишь косвенно, предпочитая вместо администрирования реализацию стилей руководства, предполагающих соучастие, признание личных заслуг конкретных специалистов, гласность результатов деятельности, предоставление информации для самооценки.
Растут затраты, связанные с обучением и переобучением персонала, удлиняются сроки обучения персонала, усложняется функция контроля, появляется возможность внедрения нетрадиционных типов расписания работы и т. д. Кроме того, даже в условиях очень высокой безработицы практически невозможно найти нужного квалифицированного работника, а тем более ученого.
Особые требования предъявляются и к работникам кадровых служб научных учреждений. По своим функциям кадровые службы давно переросли отделы по хранению кадровой документации, с которой их деятельность начиналась. Основным содержанием их работы становится: планирование потребностей в персонале, активные методы набора и найма, и развитие персонала.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что персоналу научно - исследовательских организации необходимо постоянное развитие, так как научные открытия и научно-технический прогресс требует от персонала постоянное обучение и переподготовку.
В настоящее время, система управления персоналом играет важнейшую роль в деятельности организации. Все больше руководителей осознает, что именно качественная работа персонала, является фактором успешности фирмы. Поэтому руководители вкладывают все больше ресурсов в развитие персонала. Высококвалифицированный персонал, является одним из критериев конкурентоспособности организации.
Потребность любого предприятия в квалифицированном персонале может быть успешно решена с помощью грамотно организованного процесса развития персонала в рамках формирования своей кадровой политики.
Объектом данной работы является развитие персонала. Предметом - основные проблемы развития персонала в АО «Научно-исследовательский институт» и пути ее совершенствования.
Цель работы - изучение развития персонала в научноисследовательских организациях для разработки направлений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие, сущность и основные виды развития персонала;
• ознакомиться с методами развития персонала;
• изучить опыт зарубежных и отечественных научнопроизводственных организаций в области развития персонала;
• провести анализ системы развития персонала в организации АО «Научно-исследовательский институт», выявить основные проблемы и разработать рекомендации по ее улучшению.
При написании данной работы использовались такие общие методы исследования, как анализ и обработка литературы отечественных и зарубежных исследователей. Социологические методы: метод интервью, системный подход к изучаемым процессам, анализ и синтез, которые позволяют сформировать наиболее существенные черты исследуемых процессов.
В данной исследовательской работе было проанализировано развитие персонала в научно исследовательских организациях.
Было дано определение понятию развитие персонала: это система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.
Развитие персонала для персонала научно-исследовательских организация имеет большое значение, так как приобретение и использование нового оборудования, внедрение современных технологий ведут к изменениям качества и количества выполняемых работ.
Было выявлено, что развитие персонала в организации - это не разовая акция, а постоянное обновление деловых и личностных качеств сотрудников. В рамках этой работы hr-менеджеры выполняют комплекс действий: выработка стратегии развития персонала, планирование потребности в персонале, профессиональное обучение, планирование деловой карьеры, ротация кадров, работа с кадровым резервом, организация адаптации, и формирование корпоративной культуры.
Был рассмотрен социальное развитие персонала как комплексное развитие социальных навыков работников, способствующие улучшению взаимоотношений в организации, повышению эффективности труда каждого специалиста.
Из методов развития персонала были более подробно проанализированы такие современные методы как: модульное обучение, дистанционное обучение, наставничество, обучение действием, обучение в рабочих группах, метафорическая игра, шоудинг, секондменд, баддинг и супервизия. Было так же отмечено о важности использование данных методов в комплексе.
Были изучены степени подготовленности сотрудников к развитию и этапы развития. В каждой степени подготовленности сотрудников есть свои этапы развития, некоторые этапы пропускаются для экономии времени и средств.
Были выявлены некоторые типические ошибки при организации развития сотрудников, которые могут демотивировать сотрудников к обучению.
Во второй части работы были изучены зарубежный и отечественный опыт развития персонала в научно-исследовательских организациях. Самыми распространенными стилями развития персонала является американский и японский стиль.
В основе организации профессиональной подготовки и обучения многих американских компаний лежат три главных принципа: непрерывность профессиональной подготовки и обучения персонала; практическая направленность профессиональной и использование преимущественно активных методов обучения персонала.
Тогда как основной задачей японской системы профессиональной подготовки и обучения персонала является превращение «знания отдельного работника в знание всей организации».
В качестве примера опыта развития персонала в зарубежных организациях были рассмотрены такие американские компании как: IBM, Ford, General Electric.
Как показали исследования, в научно-исследовательских организациях, таких как: американская организация «Центр космических полетов Goddard NASA» и японский научно исследовательский институт «RIKEN», развитию персонала уделяется огромное количество времени и средств. В каждой организации, имеется достаточное количество современных программ развития, для всех категория персонала.
В качестве примера системы развития в отечественных научноисследовательских организациях, был рассмотрен - ФЦДТ «Союз». На данном предприятии проводится большое количество мотивирующих к развитию мероприятий. Огромное количество часов отведено на обучение персонала и повышению квалификации.
Для более подробного изучения темы исследования был рассмотрен АО «Научно-исследовательский институт научных измерений».
В компании четко прописаны все формы и методы системы развития персонала. Хорошо развита система наставничества и обучения персонала.
Проводится много работы с молодыми сотрудниками. Однако про пожилых и имеющих колоссальный опыт работы в компании, сотрудников, тоже не забывают. Обучение осуществляется согласно «Положению о подготовке кадров» и охватывает все категории работников.
Так же были выявлены основная проблема системы развития персонала в организации - это отсутствие структурного подразделения и штатной единицы, ответственной за развитие. В связи с этим создается большой пробел в развитии сотрудников. Руководители не чувствуют важность развития сотрудника, и многие пускают обучение своих сотрудников на самотек. В связи с этим сотрудник демотивируется и становится неподготовленным к своей работе. Так же, большая информация по поводу различных мероприятий и программ развития теряется и не доходит до самих сотрудников.
По итогам всего вышесказанного, можно сделать вывод, что цель данной работы была достигнута. Все выше поставленные задачи исследования были решены в полном объеме.
1. Бородина, О.Н. Эффективность обучения персонала и методы её измерения / О.Н. Бородина, Т.Ю. Стукен // Омский Научный Вестник -
2016. - №9(47). - С. 179-181.
2. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом/ Т. Ю. Базаров - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015 .- 240 с.
3. Бачин, Д.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала / Д. А. Бачин // Экономика и социум - 2015. - №4(17) - С. 1-7.
4. Бачин , Д.А. Современные методы обучения и развития персонала как функции управления / Д.А. Бачин // Правовое поле современной экономики - 2016. - №9. - С. 127-133.
5. Бачин, Д.А. Индивидуальный подход в обучении и управлении персоналом / Д.А. Бачин // Экономика и предпринимательство - 2016. - №2 (55) - С. 553-555.
6. Беркович, Т.А. Развитие методики оценки эффективности и степени развития системы управления персоналом / Т.А. Беркович, А.В. Панковец // Байкальский государственный университет - 2016 - № 6 - С. 38-43.
7. Богатырёва, М. Р. Обучение персонала как составная часть кадровой политики организации / М. Р. Богатырёва, А. Р. Тимербулатова, Л. Ф. Галимова // Управление персоналом - 2014. - №9. - С. 23-25.
8. Бородин А.Н. Обучение персонала: формы, методы, показатели эффективности / А.Н. Бородин, О. Н. Белокрылова, Н.А. Шаш // Человек и труд - 2015. - №10. - С. 50-54.
9. Вадимов К.Р. Обучение персонала / К.Р. Вадимов // Экономика и предпринимательство - 2016. - №12 - С. 6-9.
10. Гибнер, Я. М. Коучинг как инструмент эффективного обучения и развития персонала / Я. М. Гибнер // Молодой ученый. - 2016. - №8. Т.1. - С. 121- 124.
11. Дедкова, И.Ф. Обучение на рабочем месте как фактор повышения эффективности его использования / И.Ф. Дедкова, Федорова Т.П. // Управление развитием персонала - 2011. - №3. - С. 196-208.
12. Дресвянников, В.А. Модели обучения и методы развития персонала / В.А. Дресвянников О.В. Лосева // Организатор производства - 2016. - №4. - С. 95-98.
13. Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. - Нижний Новгород: НИМБ, 2014. - 381 с.
14. Зобкова, Л.Д. Управление обучением и развитием персонала: опыт зарубежных и российских компаний / Л.Д Зобкова // Международный научный журнал «Juvenis scientia» - 2017 - №2 - С. 19-33.
15. Ильницкий, С.А. Внедрение модели компетенций для развития персонала как направление стратегического развития персонала / С.А. Ильницкий // Белгородский университет кооперации, экономики и права - 2017 - № 2(86) - С. 109-115....33