ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста с
недоразвитием речи 6
1.2. Особенности сформированности пересказа у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 12
1.3. Мнемотехника как одна из перспективных технологий формирования навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ... 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента 24
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 27
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРЕСКАЗА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Цели, задачи и организация экспериментального обучения 31
3.2. Содержание логопедической работы по формированию пересказа у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью
мнемотехники 33
3.3. Контрольный эксперимент 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Успешное языковое развитие дошкольников - одно из главных условий их развития и формирования личности.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ обучения и воспитания детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Связная речь - высшая форма речевой мыслительной деятельности, она определяет речевой уровень и умственное развитие детей. Выполняет важнейшую роль в процессе воспитания и обучения ребенка. Выступает в виде средства приобретения знаний и контроля за полученными знаниями.
Проблемы развития связной речи у дошкольников рассматривались в трудах таких известных педагогов, как Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С Ушакова, Г.М. Лямина, Н.Ф. Ладыгина.
Более подробно рассматриваются вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста в работах Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохина, М.С. Лаврик, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и других.
Чаще всего связная речь нарушается у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Такие дети испытывают определенные трудности при продуцировании связного высказывания, которое часто сопровождается поисками необходимых языковых средств. У них отсутствуют умения и навыки связно излагать свои мысли. Поэтому для этих детей характерны подменна связного высказывания односложными ответами на вопрос либо разными нераспространёнными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.
Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Для владения пересказом нужен круг знаний, который обучает детей специально: прослушивать произведение, понять главное, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связанно передавать текст, а у детей с общим недоразвитием речи, все эти умения имеют особенность.
На данный момент имеющиеся разработки по проблеме изучения пересказа у старших дошкольников с ОНР раскрываются лишь некоторые стороны коррекционно-образовательного процесса. Недостаточно
исследований, которые касаются вопросов организации педагогической деятельности, способствующей формированию у детей навыков пересказа.
В настоящее время существует различные способы и приемы коррекции связной речи. Такие как - сказкотерапия, круги Лулия, пересказ рассказов и сказок и другие. Один из таких способов - это мнемотехника.
Мнемотехника - это система методов и приемов, которое обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об окружающем мире, об особенностях объектов природы, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Если применять данный метод, то вся коррекционно-логопедическая работа будет быстрее, занимательнее и эффективнее. Следовательно, мы считаем, что исследование актуально.
Объект исследования: состояние пересказа у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР.
Предмет: приемы мнемотехники для развития пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Цель исследования: сформировать навык пересказа у старших
дошкольников с ОНР с использованием мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Изучить особенности пересказа у дошкольников с ОНР;
3. Подобрать дидактический материал для обучения пересказу дошкольников с ОНР, используя мнемотехнические таблицы;
4. Разработать и апробировать серию заданий по обучению пересказу дошкольников с использованием мнемотехники.
5. Оценить эффективность методов и приемов с использованием мнемотехники по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с недоразвитием речи.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что работа по формированию пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективна при условии подбора методов и приемов логопедической работы с применением мнемотаблиц.
Методы исследования:
• теоретические (изучение и анализ логопедической и психологической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (методика комплексного исследования связной речи детей);
• экспериментальные (проведение констатирующего,
формирующего и контрольного экспериментов, беседа, наблюдение, сравнение и анализ результатов).
База исследования: МБДОУ детский сад «Радуга», районного посёлка Исса.
Проблема формирования связной речи, в частности, обучения пересказу, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является одной из актуальных проблем в коррекционной педагогике. Выбор данной темы был обусловлен тем, что возникновение новых педагогических методик и технологий расширяет возможности логопедической работы. В частности, работа с мнемотехникой может применяться как в расширении словарного запаса, так и в формировании связной речи.
Новизна исследуемой проблемы заключается в том, что в рамках нашей работы была исследована эффективность обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР с помощью мнемотаблицы.
В ходе обследования и обучения был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования пересказа у старших дошкольников с ОНР, рассмотрены определения общего недоразвития речи, пересказа; выбран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей пересказа у дошкольников с ОНР; интерпретированы полученные результаты.
Во второй главе мы определили цель и задачи экспериментального обучения пересказу, произвели анализ методик исследования навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи, выделили направления работы, определили критерии для оценивания заданий.
Экспериментальное изучение было проведено на базе МБДОУ детский сад «Радуга» районного поселка Исса. Были сформулированы цель и задачи изучения, подобраны материала для исследования навыка пересказа.
По результатам экспериментального обучения было выявлено:
1. Низкий уровень сформированности навыка пересказа у пяти детей.
2. Средний уровень сформированности навыка пересказа у пяти старших дошкольников.
3. Было выявлено, что ни один ребёнок не достиг высокого уровня владения навыка пересказа.
В третьей главе было описано экспериментальное обучение. Нами были определены направления работы, разработаны, подобраны и применены игры и упражнения для развития навыка пересказа старший дошкольников с общим недоразвитием речи. Работа проводилась в течение 5 месяца по 2 занятия в неделю. В ходе обучения проводились как отдельные игры и упражнения, так и полноценные занятия.
Далее был проведён контрольный эксперимент. Мы получили результаты обучающего и контрольного эксперимента, провели сравнение результатов. Данные, полученные после экспериментального обучения, показали положительную динамику в обучении пересказу с помощью мнемотаблицы. Это доказывает эффективность использования мнемотехники для обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи.
По результатам контрольного эксперимента мы получили следующие показатели:
1. Ни у одного ребёнка не выявили низкий уровень после экспериментального обучения.
2. У шести детей был выявлен средний уровень.
3. Высоким уровнем овладели четыре ребенка.
Данная работа позволила нам рассмотреть проблему не только с теоретической, но и с практической точки зрения.
Таким образом, наличие положительной динамики, даёт нам основание утверждать, что данная методика является эффективной, а это в свою очередь, подтверждает нашу гипотезу.
1. Алабужева, С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников / Н. А. Алабужева. - Ижевск: Удмурт, ун-т, 2003. - 445 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
3. Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями / Г.А. Ванюхина. - М.: Просвещение 2005. - 25 с.
4. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2016. - 160 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Владос, 2006. - 367 с.
6. Гаркуша, Ю.Ф. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Ю. Ф. Гаркуша. - М.: АРКТИ, 2003. - 284 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздеев. - М.: АПН РСФСР, 2017. - 471 с.
8. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. / В.П. Глухов. - М.: Грааль, 2001. - 193 с.
9. Глухов, В.П. Методика формирования связной монологической речи
дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. / [Электронный ресурс] -
http://window.edu.ru/resource/328/42328/files/index.html
10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 2012. - 80 с.
11. Гриншпун, Б.М. Дислалия: Логопедия. / Б.М. Гриншпун. - М.: АРКТИ, 2002. - 168 с.
12. Евсюткина, П.А. Формирование навыка пересказа / П.А. Евсюткина - М.: АРКТИ, 2014. - 533 с.
13. Ёлкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного
возраста / Н.В. Ёлкина / [Электронный ресурс] -
http://pedlib.rU/Books/2/0049/2 0049-2.shtml
14. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С. Жукова. - М.: АРКТИ, 2013. - 80 с.
15. Иншакова, О.Б. Логопедическое обследование. / О.Б. Иншакова - М.: АРКТИ, 2005. - 321 с...40