ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
|
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста с
недоразвитием речи 6
1.2. Особенности сформированности пересказа у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 12
1.3. Мнемотехника как одна из перспективных технологий формирования навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ... 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента 24
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 27
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРЕСКАЗА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Цели, задачи и организация экспериментального обучения 31
3.2. Содержание логопедической работы по формированию пересказа у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью
мнемотехники 33
3.3. Контрольный эксперимент 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
1.1. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста с
недоразвитием речи 6
1.2. Особенности сформированности пересказа у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 12
1.3. Мнемотехника как одна из перспективных технологий формирования навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ... 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента 24
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 27
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРЕСКАЗА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Цели, задачи и организация экспериментального обучения 31
3.2. Содержание логопедической работы по формированию пересказа у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью
мнемотехники 33
3.3. Контрольный эксперимент 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Успешное языковое развитие дошкольников - одно из главных условий их развития и формирования личности.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ обучения и воспитания детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Связная речь - высшая форма речевой мыслительной деятельности, она определяет речевой уровень и умственное развитие детей. Выполняет важнейшую роль в процессе воспитания и обучения ребенка. Выступает в виде средства приобретения знаний и контроля за полученными знаниями.
Проблемы развития связной речи у дошкольников рассматривались в трудах таких известных педагогов, как Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С Ушакова, Г.М. Лямина, Н.Ф. Ладыгина.
Более подробно рассматриваются вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста в работах Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохина, М.С. Лаврик, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и других.
Чаще всего связная речь нарушается у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Такие дети испытывают определенные трудности при продуцировании связного высказывания, которое часто сопровождается поисками необходимых языковых средств. У них отсутствуют умения и навыки связно излагать свои мысли. Поэтому для этих детей характерны подменна связного высказывания односложными ответами на вопрос либо разными нераспространёнными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.
Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Для владения пересказом нужен круг знаний, который обучает детей специально: прослушивать произведение, понять главное, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связанно передавать текст, а у детей с общим недоразвитием речи, все эти умения имеют особенность.
На данный момент имеющиеся разработки по проблеме изучения пересказа у старших дошкольников с ОНР раскрываются лишь некоторые стороны коррекционно-образовательного процесса. Недостаточно
исследований, которые касаются вопросов организации педагогической деятельности, способствующей формированию у детей навыков пересказа.
В настоящее время существует различные способы и приемы коррекции связной речи. Такие как - сказкотерапия, круги Лулия, пересказ рассказов и сказок и другие. Один из таких способов - это мнемотехника.
Мнемотехника - это система методов и приемов, которое обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об окружающем мире, об особенностях объектов природы, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Если применять данный метод, то вся коррекционно-логопедическая работа будет быстрее, занимательнее и эффективнее. Следовательно, мы считаем, что исследование актуально.
Объект исследования: состояние пересказа у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР.
Предмет: приемы мнемотехники для развития пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Цель исследования: сформировать навык пересказа у старших
дошкольников с ОНР с использованием мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Изучить особенности пересказа у дошкольников с ОНР;
3. Подобрать дидактический материал для обучения пересказу дошкольников с ОНР, используя мнемотехнические таблицы;
4. Разработать и апробировать серию заданий по обучению пересказу дошкольников с использованием мнемотехники.
5. Оценить эффективность методов и приемов с использованием мнемотехники по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с недоразвитием речи.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что работа по формированию пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективна при условии подбора методов и приемов логопедической работы с применением мнемотаблиц.
Методы исследования:
• теоретические (изучение и анализ логопедической и психологической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (методика комплексного исследования связной речи детей);
• экспериментальные (проведение констатирующего,
формирующего и контрольного экспериментов, беседа, наблюдение, сравнение и анализ результатов).
База исследования: МБДОУ детский сад «Радуга», районного посёлка Исса.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ обучения и воспитания детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Связная речь - высшая форма речевой мыслительной деятельности, она определяет речевой уровень и умственное развитие детей. Выполняет важнейшую роль в процессе воспитания и обучения ребенка. Выступает в виде средства приобретения знаний и контроля за полученными знаниями.
Проблемы развития связной речи у дошкольников рассматривались в трудах таких известных педагогов, как Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С Ушакова, Г.М. Лямина, Н.Ф. Ладыгина.
Более подробно рассматриваются вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста в работах Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохина, М.С. Лаврик, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и других.
Чаще всего связная речь нарушается у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Такие дети испытывают определенные трудности при продуцировании связного высказывания, которое часто сопровождается поисками необходимых языковых средств. У них отсутствуют умения и навыки связно излагать свои мысли. Поэтому для этих детей характерны подменна связного высказывания односложными ответами на вопрос либо разными нераспространёнными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.
Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Для владения пересказом нужен круг знаний, который обучает детей специально: прослушивать произведение, понять главное, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связанно передавать текст, а у детей с общим недоразвитием речи, все эти умения имеют особенность.
На данный момент имеющиеся разработки по проблеме изучения пересказа у старших дошкольников с ОНР раскрываются лишь некоторые стороны коррекционно-образовательного процесса. Недостаточно
исследований, которые касаются вопросов организации педагогической деятельности, способствующей формированию у детей навыков пересказа.
В настоящее время существует различные способы и приемы коррекции связной речи. Такие как - сказкотерапия, круги Лулия, пересказ рассказов и сказок и другие. Один из таких способов - это мнемотехника.
Мнемотехника - это система методов и приемов, которое обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об окружающем мире, об особенностях объектов природы, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Если применять данный метод, то вся коррекционно-логопедическая работа будет быстрее, занимательнее и эффективнее. Следовательно, мы считаем, что исследование актуально.
Объект исследования: состояние пересказа у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР.
Предмет: приемы мнемотехники для развития пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Цель исследования: сформировать навык пересказа у старших
дошкольников с ОНР с использованием мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Изучить особенности пересказа у дошкольников с ОНР;
3. Подобрать дидактический материал для обучения пересказу дошкольников с ОНР, используя мнемотехнические таблицы;
4. Разработать и апробировать серию заданий по обучению пересказу дошкольников с использованием мнемотехники.
5. Оценить эффективность методов и приемов с использованием мнемотехники по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с недоразвитием речи.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что работа по формированию пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективна при условии подбора методов и приемов логопедической работы с применением мнемотаблиц.
Методы исследования:
• теоретические (изучение и анализ логопедической и психологической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (методика комплексного исследования связной речи детей);
• экспериментальные (проведение констатирующего,
формирующего и контрольного экспериментов, беседа, наблюдение, сравнение и анализ результатов).
База исследования: МБДОУ детский сад «Радуга», районного посёлка Исса.
Проблема формирования связной речи, в частности, обучения пересказу, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является одной из актуальных проблем в коррекционной педагогике. Выбор данной темы был обусловлен тем, что возникновение новых педагогических методик и технологий расширяет возможности логопедической работы. В частности, работа с мнемотехникой может применяться как в расширении словарного запаса, так и в формировании связной речи.
Новизна исследуемой проблемы заключается в том, что в рамках нашей работы была исследована эффективность обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР с помощью мнемотаблицы.
В ходе обследования и обучения был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования пересказа у старших дошкольников с ОНР, рассмотрены определения общего недоразвития речи, пересказа; выбран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей пересказа у дошкольников с ОНР; интерпретированы полученные результаты.
Во второй главе мы определили цель и задачи экспериментального обучения пересказу, произвели анализ методик исследования навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи, выделили направления работы, определили критерии для оценивания заданий.
Экспериментальное изучение было проведено на базе МБДОУ детский сад «Радуга» районного поселка Исса. Были сформулированы цель и задачи изучения, подобраны материала для исследования навыка пересказа.
По результатам экспериментального обучения было выявлено:
1. Низкий уровень сформированности навыка пересказа у пяти детей.
2. Средний уровень сформированности навыка пересказа у пяти старших дошкольников.
3. Было выявлено, что ни один ребёнок не достиг высокого уровня владения навыка пересказа.
В третьей главе было описано экспериментальное обучение. Нами были определены направления работы, разработаны, подобраны и применены игры и упражнения для развития навыка пересказа старший дошкольников с общим недоразвитием речи. Работа проводилась в течение 5 месяца по 2 занятия в неделю. В ходе обучения проводились как отдельные игры и упражнения, так и полноценные занятия.
Далее был проведён контрольный эксперимент. Мы получили результаты обучающего и контрольного эксперимента, провели сравнение результатов. Данные, полученные после экспериментального обучения, показали положительную динамику в обучении пересказу с помощью мнемотаблицы. Это доказывает эффективность использования мнемотехники для обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи.
По результатам контрольного эксперимента мы получили следующие показатели:
1. Ни у одного ребёнка не выявили низкий уровень после экспериментального обучения.
2. У шести детей был выявлен средний уровень.
3. Высоким уровнем овладели четыре ребенка.
Данная работа позволила нам рассмотреть проблему не только с теоретической, но и с практической точки зрения.
Таким образом, наличие положительной динамики, даёт нам основание утверждать, что данная методика является эффективной, а это в свою очередь, подтверждает нашу гипотезу.
Новизна исследуемой проблемы заключается в том, что в рамках нашей работы была исследована эффективность обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР с помощью мнемотаблицы.
В ходе обследования и обучения был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования пересказа у старших дошкольников с ОНР, рассмотрены определения общего недоразвития речи, пересказа; выбран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей пересказа у дошкольников с ОНР; интерпретированы полученные результаты.
Во второй главе мы определили цель и задачи экспериментального обучения пересказу, произвели анализ методик исследования навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи, выделили направления работы, определили критерии для оценивания заданий.
Экспериментальное изучение было проведено на базе МБДОУ детский сад «Радуга» районного поселка Исса. Были сформулированы цель и задачи изучения, подобраны материала для исследования навыка пересказа.
По результатам экспериментального обучения было выявлено:
1. Низкий уровень сформированности навыка пересказа у пяти детей.
2. Средний уровень сформированности навыка пересказа у пяти старших дошкольников.
3. Было выявлено, что ни один ребёнок не достиг высокого уровня владения навыка пересказа.
В третьей главе было описано экспериментальное обучение. Нами были определены направления работы, разработаны, подобраны и применены игры и упражнения для развития навыка пересказа старший дошкольников с общим недоразвитием речи. Работа проводилась в течение 5 месяца по 2 занятия в неделю. В ходе обучения проводились как отдельные игры и упражнения, так и полноценные занятия.
Далее был проведён контрольный эксперимент. Мы получили результаты обучающего и контрольного эксперимента, провели сравнение результатов. Данные, полученные после экспериментального обучения, показали положительную динамику в обучении пересказу с помощью мнемотаблицы. Это доказывает эффективность использования мнемотехники для обучения пересказу детей с общим недоразвитием речи.
По результатам контрольного эксперимента мы получили следующие показатели:
1. Ни у одного ребёнка не выявили низкий уровень после экспериментального обучения.
2. У шести детей был выявлен средний уровень.
3. Высоким уровнем овладели четыре ребенка.
Данная работа позволила нам рассмотреть проблему не только с теоретической, но и с практической точки зрения.
Таким образом, наличие положительной динамики, даёт нам основание утверждать, что данная методика является эффективной, а это в свою очередь, подтверждает нашу гипотезу.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ МНЕМОТАБЛИЦ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ПРОППА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста при обучении пересказу
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по развитию умения составлять рассказы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию навыков связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





