ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Понятие о суициде и суицидальном поведении 5
1.2 Возрастные и психические аспекты суицидального поведения 12
1.3 Факторы риска суицидального поведения 16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1 Распространенность суицидального поведения в мире, в Российской
Федерации и в Приволжском федеральном округе 30
3.2 Распространенность суицидального поведения в Пензенской
области 37
3.3 Технологии социально-педагогической деятельности в системе
профилактики суицидального поведения подростков 45
3.4 Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
В последние годы все большее внимание исследователей различных специальностей - психиатрии, психологии, антропологии, социологии, криминалистики и других - привлекает изучение проблемы суицидального поведения людей. Это связано с неуклонным ростом данного вида девиантной активности во второй половине XX столетия.
Ежегодно самоубийства совершают от 873 тыс. до 1 млн человек во всем мире, включая 163 тыс. в Европейском регионе. По данным ВОЗ, самоубийство является 13-й по счету причиной смерти во всем мире, а в возрастном диапазоне 15-35 лет в Европе оно занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий. Предположительно в 10-20 раз большее число людей совершает суицидальные попытки, что выдвигает эту форму аутоагрессии на 6-е место среди причин потери трудоспособности в мире.
Суицидальный феномен представляет собой статистически устойчивое социальное явление, распространенность которого подчиняется определенным закономерностям, связанным с социально-экономическими, культурно-историческими и этническими условиями развития как государств, так и их отдельных регионов [1].
Изучение современных тенденций самоубийств, их количественной динамики, социально-демографических характеристик является актуальной задачей многих дисциплин, а практическое применение этих научных исследований находит свое отражение в организации мероприятий по профилактики суицидального поведения, а также антикризисной помощи населению. Профилактика суицидального поведения представляет собой важную социальную задачу, осуществление которой возможно только при интеграции усилий множества ведомств в единую превентивную стратегию.
Все вышесказанное определило тему выпускной квалификационной работы: «Распространенность суицидального поведения жителей
Пензенской области»
Объектом исследования являются жители Пензенской области, совершившие суицид.
Предмет исследования - медико-социальные аспекты суицидального поведения жителей Пензенской области.
Цель настоящего исследования заключается в комплексном изучении динамики распространенности суицидального поведения среди жителей города Пенза и Пензенской области.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
• теоретическое исследование понятия «суицидальное поведение» и его классификация;
• анализ суицидальной ситуации в Российской Федерации и в Приволжском федеральном округе;
• исследование структуры, динамики и распространенности суицидального поведения среди населения г. Пензы и Пензенской области за период с 2020 по 2023 года;
• обобщение теоретических знаний и практических разработок в области профилактики и оказания психологической помощи школьникам группы риска.
Работа состоит введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Анализ психолого-педагогической научной литературы позволил заложить в основу исследования определение суицида как преднамеренного, умышленного лишения себя жизни, самоповреждения со смертельным исходом; суицидального поведения - осознанное стремление покончить с собой.
2. Суицидальное поведение является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем.
3. Анализ источников показал, что суицид включен в обширную систему предметной деятельности, что суицидальное поведение является более широким понятием и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
4. Проблема суицидального поведения одинаково остро стоит перед всеми странами. На данный момент Российская Федерация относится к группе стран с высоким и очень высоким уровнем самоубийств. На сегодняшний день в нашей стране смертность от самоубийств находится на втором месте по распространённости среди внешних причин смерти.
5. По данным Росстата за 2023 г., Приволжский федеральный округ находился на 3 месте по уровню самоубийств среди федеральных округов РФ. уступая первые места Дальневосточному и Сибирскому федеральным округам. Среди субъектов Приволжского федерального округа Пензенская область находится на 4 месте по числу суицидов (18 случаев на 100 тыс. населения). Этот показатель значительно превышает среднее значение по Приволжскому федеральному округу и в целом по России.
6. В Пензенской области за период 2020-2023 гг. наименьшее количество зарегистрированных случаев суицидального поведения зарегистрировано в 2020 году - 126 случаев. В последующие два года количество суицидов значительно выросло (189 - в 2021 году и 193 - в 2022 году). Однако за последний год число выявленных суицидов снова снизилось, хотя и не достигло уровня 2020 года.
7. На протяжении всего исследуемого периода наибольшее количество суицидов были совершены людьми в возрастной группе 30-55 лет, то есть людьми трудоспособного возраста. Также весьма значительный процент суицидентов находились в возрастной группе 56-70 лет. У людей данных возрастных групп основными причинами самоубийств, помимо депрессии и психических расстройств, могут стать сложные отношения в семье, одиночество, проблемы на работе или ее потеря, а также наличие финансовых проблем.
8. В 2021-2023 гг. в Пензенской области были зарегистрированы случаи суицида среди детей. Процент таких суицидов в общей картине незначительный, но сам факт их наличия является тревожным сигналом, так как дети не видят для себя другого выхода из сложной ситуации. Это требует немедленного вмешательства со стороны взрослых и разработки соответствующих программ и мероприятий по обеспечению безопасности для детей и подростков.
9. Комплекс профилактических мероприятий по выявлению суицидального поведения среди подростков способствует снижению риска суицидальных попыток. Современный подход к работе по профилактике суицида среди подростков характеризуется усилением традиционных психологических, педагогических, медицинских, правовых и общественных мер воздействия с помощью использования достижений практической, возрастной и социальной психологии.
1. Андронникова О. О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением И Вестник томского государственного педагогического университета. 2014. №9. С. 120-126.
2. Андрюхин Н.Г. Обзор российского законодательства в сфере профилактики суицида // Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: сборник материалов научно-практической конференции. Москва: АНО ЦНПРО, 2013. С. 5-12.
3. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Москва: Издательство Московского социального института. 2012. 512 с.
4. Бойко О.В. Мифология суицида И Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Том VII. №2. С.33
5. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы». URL: https://sme58.ru. (дата обращения: 10.01.2024).
6. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. Санкт- Петербург: Союз, 1998. 496 с.
7. Егоров,А. Ю., Игумнов, С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. Санкт-Петербург: Речь, 2015. 436 с
8. Ефимова О.И. Особенности социальных установок и ценностных ориентаций подростков и молодежи со склонностью к суицидальному поведению // Современные тенденции развития гуманитарных наук. Материалы Международной научно-практической конференции. Ярославль: издательство «Канцлер», 2013. С. 109-120.
9. Ефимова О. И. Профилактика суицидального поведения в образовательных учреждениях России // Практическая психология образования XXI века: развитие личности в образовательном процессе. Сборник научных статей и материалов ХП-ой Всероссийской научно
практической конференции. Коломна, 2014. С.57-60.
10. Зайцева Н.В. Опыт образовательных учреждений России в профилактике детских суицидов И Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва: АНО «ЦНПРО», 2013. С. 60-63.
11. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция.Санкт-Петербург, 2013. 315с.
12. Калягина Е.А., Япарова ОТ. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков: учебное пособие. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2012. 166 с.
13. Кий Н.М. Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков: монография. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. В. Беринга, 2012. 219с.
14. Ковалев В.В. Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии. Москва, 2011. 184 с.
15. Колосова А.А. О готовности педагога к профилактике детского суицида: опыт и экспериментальное исследование // Психологопедагогические основания формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования: Сборник научно-методических материалов. Москва, 2013. С. 141-142...40