Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы изучения взаимосвязи показателей ценностно-смысловой сферы с проявлением лжи у студентов педагогических специальностей 8
1.1 Понятия «ценности», «ценностные ориентации», «смысловая
сфера» в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Подходы к пониманию лжи и ее видов в психологопедагогической науке 17
1.3 Теоретические аспекты изучения взаимосвязи ценностно
смысловой сферы с проявлением лжи у студентов педагогических специальностей 25
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи показателей ценностно-смысловой сферы с проявлением лжи у студентов педагогических специальностей 29
2.1 Описание процедуры и методов исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи
показателей ценностно-смысловой сферы с проявлением лжи у студентов педагогических специальностей 32
Заключение 52
Список используемых источников 57
Приложения 62
Усовершенствование в системе образования выдвигают новые требование к подготовке специалистов с высшим образование, что связано с формированием ценностей у молодых специалистов. На передний план выходит профессиональная компетенция, быстрое наращивание профессионализма, рост профессиональной адаптации и профессионального становления личности.
Образование в современном мире устремилось на развитие ценностей свободы и ответственности, самореализации и саморазвития, успешности и творческого развития. На передний план выходит развитие конкретных ценностно-смысловых критериев, происходит активизациях духовных потребностей, развивается смысловое понимание мира и взаимодействием с ним посредством осмысления. Особый интерес психолого-педагогической деятельности заключается в том, что она идет во взаимосвязи с личностными ценностями, которые обеспечивают содержание и целенаправленность, придаю смысл в профессиональных действиях.
Мы можем наблюдать высокий интерес к ценностным основам личности и общества среди образовательной среды, и не только. Ценностная сфера личности выходит на передний план, который определяет направленность и особенность поведения, регулирует деятельность личности в целом. В этом заключается смыслообразующая основа, определяющая путь развития личности, которая является фундаментом общества и определяет дальнейшее развитие общества в совокупности.
Ценностные ориентации формируют духовный стержень человека, оказывая огромное влияние на содержание и направленность социальной активности человека, выражают его отношение к миру и к самому себе. Кроме того, ценностные ориентации выступают в роли основного канала усвоения индивидом духовной культуры общества, превращая культурные ценностимотивы и стимулы практического поведения, наполняя жизнь
человека смыслом, являясь системообразующим элементом мировоззрения.
Ценностные ориентации выступают в роли системообразующего фактора конкретной личности, так и в роли результата отражения общественных отношений в целом. В качестве ценностей выступают какие- либо явления окружающей действительности и значимые для личности объекты, в том числе и общественные отношения. Непосредственно система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой принадлежат к конкретным видам общественных отношений.
В процессе профессионального и духовного развития личность выстраивает собственную систему ценностей, собственную связь и соотношение между внешними требованиями профессии, профессионального сообщества и своим внутреннего мира, от которых напрямую будет зависеть эффективность профессиональной деятельности. В студенческие годы человеку приходится делать важный выбор между стремлением к реализации своего потенциала и между стремлением к достижению высокого уровня благосостояния и стремлением. Когда данные стремления оказываются несовместимыми, могут возникнуть трудности в процессе профессионального становления личности, в том числе, наблюдается утрата мотивации учебно-профессиональной деятельности, потеря смысловой стороны профессиональной деятельности.
Нехватка осмысленности и обоснованности профессионального выбора приводит к уменьшению числа студентов с положительным отношением к выбранной профессии, что приводит к снижению учебно-профессиональной мотивации, академической успеваемости и препятствует конструктивному процессу разрешения образовательных кризисов. Под удар попадают студенты 1-3-х курсов, которым свойственно обесценивание получаемой профессии, в этот период студенты часто прекращают обучение в вузе, не всегда имея при этом резервные планы.
Проблема развития ценностных ориентаций является
междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась4
философами (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, А.А. Лосев и др.), социологами (У. Томас, Ф. Знаменский, М. Вебер и др.), психологами (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.), педагогами (В.А. Караковский, В.А.Сластенин, И.Я Лернер, И.Л. Федотенко и др.)
Вопросы ценностно-смысловой сферы личности студентов являются предметом научного анализа многих исследователей. Исследованию смысловых аспектов личности профессионала посвящены работы И.В. Абакумова, А.Г. Асмолова, A.A. Бодалева, A.A. Деркач, Э.Ф. Зеера, Д.А. Леонтьева, Л.М. Митиной, А.Р. Фонарева, В.Э. Чудновского и др. Изучаются изменения ценностных составляющих получаемой профессии (H.A. Пастернак): когнитивной (преимущественно представлений о
профессии (О.В. Богданова, Г.С. Помаз), эмоциональной (отношение к получаемой профессии (A.M. Акбаева), интенциональной (построение будущих профессиональных планов (B.C. Собкин, О.В. Ткаченко). Достаточно подробно рассмотрена динамика смысловых образований: смысложизненных (Т.В. Антонова, В.Г. Немировский, Е.В. Соколова,
А.Р. Кудашев, Е.А. Оленева и др.) и ценностных (Р.К. Малинаускас, A.A. Шаров, Т.И. Шнуренко, Ф.Б. Яшин и др.) ориентаций, ценностносмысловых составляющих профессионального сознания (Н.В. Басалаева). Ряд работ посвящен изучению динамики составляющих ценностно-смысловой сферы личности студентов в зависимости от образа мира профессии (Е.А. Манченко), получаемой специальности (A.B. Серый); условий формирования учебно-профессиональной мотивации студентов различных курсов и вузов (A.A. Реан, Л.Д. Столяренко, Н.Ю. Воронкова и др.).
...
Ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.
Ложь-действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды.
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение взаимосвязи ценностно-смысловой сферы с проявлением лжи для использования полученных данных в работе педагога-психолога со студентами педагогических специальностей по вопросам личностного и профессионального самоопределения.
В исследовании приняли участие 40 студентов от 18-22 лет Пензенского государственного университета факультета педагогики, психологии и социальных наук (1 группа), и факультета физикоматематических наук и естественных наук (2 группа). Наше исследование проходило в несколько этапов. Работа по выявлению взаимосвязи ценностносмысловой сферы с проявлением лжи у студентов проводилась в 2018-2020 года.
На первом этапе проводился эмпирической сбор среди студентов факультета педагогики, психологии и социальных наук на выявление ценностных и смысловых ориентаций, социально-психологических установок студентов, исследование лжи у студентов с помощью комплекса методик. Далее, исследование проводилось среди студентов факультета физико-математических наук и естественных наук, с целью описание их ценностно-смысловой сферы с проявлениями лжи.
В результате было выявлено, самым распространенным видом в первой группе является этикетная ложь, которая характерна для 30% испытуемых, 20% для второй группы. Это означает, что в большей степени участники выборки подвержены лжи, осуществляемой на основе всеобщего договора о соблюдении этикета. При этом, все участники «лже-события» об этом знают и потому сами должны делать поправку при восприятии этого вида лжи. По мнению автора опросника, данный вид лжи является самым безобидным.
Вторым по «предпочитаемости» в данной выборке выступает ложь- умолчание. Это означает, что для второй группы студентов данной выборки 25% характерно искажение информации, осуществляемое за счет неполноты картины. Для первой группы испытуемых характерна ложь во благо 25%, что говорит нам о нежелании причинять боль правдой другому человеку, что может отражать специфику профессии педагога-психолога.
Также, мы отметили среди второй группы испытуемых 25% ложь - фантазия, что является безобидным видом лжи, основное направление, это придание своему рассказу яркости, необычности, что может является отражением пересказа сложного математического языка, с целью придания окраса подаваемой информации.
Чуть менее распространенным, но также выделенным в приоритеты данной выборки, является ложь-сплетня. Данный вид лжи прослеживается у 10% испытуемых в первой группе. Это означает, что так же многозначным является данный вид лжи, представляющий собой передачу друг другу плохо проверенную информацию о своих знакомых или известных личностях.
Смешанный тип по 5% в двух группах, не случайно выступает в процентом соотношении и не в приоритете, и не в самом конце списка: совмещая «ложь-умолчание» и «ложь во благо», уравновешен и не противоречит другим выявленным данным относительно лжи-умолчания и лжи во благо в разбивке.
...
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / А.Г. Абрамова. - Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 2009. - 299 с.
2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования [Текст] / В.Г. Алексеев. - М.: Академия, 2009. - 409 с.
3. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации и проблемы их формирования [Текст] / В.Г. Алексеев. - М.: Академия, - 379 с.
4. Алишев Б.С. Психологическая теория ценности: системно
функциональный подход [Текст] / Б.С. Алишев. - М.: Академия, 2007. - 234 с.
5. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 268 с.
6. Вегас Х.М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма [Текст] / Х.М. Вегас. - СПб.: Изд-во Рус. христ. гуманит. академ., 2007. - 225 с.
7. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности [Текст] / Е.С. Волкова. - М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина,2008. - 175 с.
8. Волкова Ю.Г. Социология молодежи / Ю.Г. Волкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 576 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1998. - 675 с.
10. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: Новое в жизни, науке, технике [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 64 с.
11. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности [Текст] / А.М. Голуб // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 53-57.
12. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 1999. - 567 с.
13. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования
ценностных ориентаций у подростков [Текст] / С.Я. Ермолич // Ценностные ориентации современной молодежи. Социологические
исследования. - 2007. - № 9. - С. 23-27.
14. Зауторова Э.В. Искусство и формирование нравственно
ценностных ориентаций личности [Текст] / Э.В. Зауторова // Искусство и образование. - 2008. - № 2. - С. 68-73.
15. Здравомыслов А. Г. Человек и его работа. Социологическое исследование [Текст] / Под ред. А.Г. Здравомыслова. - М.: Изд-во Мысль, 1999. - 345 с.
... всего 48 источников