Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы построения предложения дошкольниками с недоразвитием речи
1.1. Лингвистические аспекты предложений и овладение детьми в
норме 7
1.2. Особенности построения предложений дошкольниками с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Наглядное моделирование как средство обучения 25
Глава II. Экспериментальное изучение навыков построения предложений дошкольниками
2.1. Организация эксперимента, методики, условия проведения 30
2.2. Результаты экспериментального исследования 32
2.3. Выводы по обследованию 36
Глава III. Формирование навыков построения предложений с помощью наглядного моделирования
3.1. Организация эксперимента, методики, условия проведения 38
3.2. Содержание эксперимента 39
3.3. Сравнительный анализ результатов обучения 53
Заключение 58
Список литературы 60
Речевые нарушения, встречающиеся у детей дошкольного возраста, являются серьезным препятствием в овладении ими различными лексическими и грамматическими конструкциями родного языка. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу дошкольного учреждения и впоследствии начальной школы, в более тяжелых случаях встает вопрос о возможности его обучения и воспитания в массовых образовательных учреждениях. Одним из нарушений речи, при котором наблюдается нарушение и недоразвитие всей системы языка, является общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Овладение детьми словарным составом и грамматическим строем языка происходит в процессе практики речевого общения, в процессе восприятия речи других и высказывания своих мыслей в форме предложений.
Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложение - наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниям.
Исследования Г.П. Беляковой, Ф.А. Сохина [26], Г.А. Тумаковой были направлены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и какова их структура. Они показали, что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к овладению грамотой и, главное, к сознательному оперированию языком, что очень важно для успешного обучения в школе.
Как считал А.Н. Гвоздев [7], предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудие мышления и общения.
Освоение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой.
Актуальность проблемы построения предложений детьми с ОНР очевидна, так как только с помощью связного речевого высказывания ребенок может адекватно общаться с окружающим миром, и оценка деятельности ребенка на первых этапах его обучения зависит от того, насколько он сможет донести свои мысли до окружающих.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относят обучение использованию в высказываниях сложных синтаксических конструкций за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых.
...
Овладение различными моделями предложений и способами связей слов внутри предложений подчиняется общим законам развития детской речи.
Исследовав литературу по данной теме, мы обнаружили, что у детей дошкольного возраста с ОНР наблюдаются особенности в построении предложений разных видов. Эти особенности проявляются как в семантической, так и поверхностной структуре построения предложений. Так, нарушения семантической структуры предложений у детей с ОНР проявляются в пропуске значимых компонентов высказывания (подлежащее, сказуемое), а иногда и в избыточности, излишней усложненности конструкций. Наблюдается незаконченность предложений, их структурная неоформленность.
Нарушения поверхностной структуры предложения, нарушения грамматического оформления предложений проявляются как на уровне словосочетания (изменения согласования и управления), так и на уровне предложения. Это выражается в аграмматизмах, ограниченном выборе синтаксических конструкций.
Последовательность усвоения детьми различных элементов языка в норме и при аномалиях развития речи протекает по общим законам, но с разницей во временных критериях.
Во второй части исследования было подтверждено, что по сравнению с нормой, дети с ОНР делают гораздо больше ошибок при составлении меньшего объема речевого высказывания.
Частыми ошибками были нарушения порядка слов в предложении: постановка сказуемого в конец предложения, прилагательного в конец предложения и т.д.
Грамматическое оформление предложений характеризуется и большим количеством аграмматизмов морфологического характера.
Понимание логопедом общих закономерностей формирования детской речи, понимание того, в какой последовательности осуществляется овладение различными сторонами родного языка (его лексикой, фонетикой, грамматическим строем), позволит избежать неправильных методических приемов и, с другой стороны, определит уровень требований к различным сторонам речи детей на различных этапах ее формирования.
В третьей главе нашего исследования нами была подобрана система коррекционной работы с использованием наглядного моделирования, ориентированная на поэтапное формирование у детей умений строить предложения. Данная система работы позволит сформировать у дошкольников навыки построения простых распространенных и сложных предложений, которые послужат основой для изучения родного языка в школе.
Данное утверждение нашло свое подтверждение в результатах контрольного эксперимента, в котором был отмечен прогресс в построении детьми предложений по итогам проведенной коррекционной работы.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что построение предложений детьми дошкольного возраста с ОНР имеет специфические особенности по сравнению с нормой и специально подобранная система упражнений с применением наглядного моделирования способствует формированию умений строить предложения у данной категории детей. По итогам обучающего эксперимента мы увидели, что в случае, если эти особенности учитываются при проведении занятий по формированию умения составлять предложения, то такая система работы оказывает эффективное влияние на развитие устной речи детей с ОНР.
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепление полученных навыков дома.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 189 с.
2. Алябьева, Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2007. - 28 с.
3. Бабайцева, В.В. Русский язык. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2008. - 236 с.
4. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. / Б.С. Бондаренко. - Воронеж: Учитель, 2004. - 27 с.
5. Бородич, М.А. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1984. - 72 с. - http://pedlib.ru/Books/5/0174
6. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969. - 79 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. - М., Просвещение, 1961. - 472 с. - https://search.rsl.ru/ru/record/01003112464
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 105 с.
9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 305 с.
10. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. / Н.С. Жукова. - М.: Соц. - полит. журнал, 1994. - 101 с.
11. Козырева, Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. / Л.М. Козырева. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 87 с.
12. Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. / В.В. Коноваленко. - М.: Гном - Пресс, 1998. - 96 с.
1. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном - Пресс, 2004. - 65 с.
2. Кроткова, А.В. Особенности формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня. / А.В.Кроткова, Е.Н. Дроздова. // Логопед. - 2004. - №1. - С. 26-34.
3. Курицына, А.М. Формирование связной речи у детей 5-6-летнего возраста с фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. - 1998. - № 6. - С.41-44.
4. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2001. - 175 с.
... всего 43 источников