ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Клинико-педагогическая характеристика детей с речевым
недоразвитием 7
1.2. Особенности монологической речи детей с речевым недоразвитием ... 10
1.3. Использование метода наглядного моделирования в работе над
развитием монологической речи детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием 14
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Организация, содержание обследования монологической речи старших
дошкольников с речевым недоразвитием 20
2.2. Количественные и качественные результаты констатирующего эксперимента 24
ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
3.1. Цель, задачи и основные направления формирующего эксперимента .. 33
3.2. Содержание формирующего эксперимента 34
3.3. Количественные и качественные результаты контрольного эксперимента 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Роль речи в становлении ребенка как личности нельзя переоценить. Полноценное владение родным языком является важнейшим условием развития личности, формирования интеллекта, способствует увеличению познавательной активности и значительно расширяет кругозор ребенка.
В дошкольном возрасте развитие речи является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием. В этом возрасте происходит формирование и развитие не только речи, но и других психических функций. Речь в этом процессе традиционно рассматривается в психологии, педагогике и лингвистике, как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития детей: мышление, воображение, память, эмоции.
Л.С. Выготский высказал свое мнение по поводу того, что речь перестраивает все без исключения психические процессы человека, которые достигают уровня осмысленного, сознательного функционирования. Без участия речи не проходит ни одна деятельность человека. С её непосредственным участием человек приобретает сведения из окружающего его среды, овладевает опытом предыдущих поколений, включается в социальную жизнь.
Связная речь играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, которое в свою очередь обеспечивает большие возможности для выражения ребенком своих мыслей, способствует активизации знаний об окружающем, осознанному отражению в речи разнообразных связей, отношений между предметами и явлениями.
Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей из самого контекста речи, без опоры на конкретную ситуацию.
Монолог, как один из видов связной речи, представляет собой наиболее сложную форму речи. Это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности.
Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это объясняется той социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Такие авторы, как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, отмечают, что связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи. Дети же с общим недоразвитием речи испытывают трудности и без специально подобранной помощи не в силах овладеть связной монологической речью.
В современной логопедии достаточно полно освещена проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Данную проблему в своих работах освещали такие авторы, как: В.К. Воробьева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другие. Дети старшего дошкольного возраста испытывают трудности при воспроизведении связного высказывания, которое нередко сопровождается поиском необходимых языковых средств.
При пересказе и рассказе данная категория детей с трудом строит фразы, прибегает к перефразировкам и жестам, теряет основную нить содержания, путает события, затрудняется в формулировании основной идеи, не завершает фразы, нарушает логическую последовательность высказывания, часто возвращается к ранее сказанному.
Эти нарушения препятствуют полноценной деятельности общения и непременно обнаружатся при последующем обучении в школе.
Связная речь у детей с общим недоразвитием речи не способна сформироваться самостоятельно, поэтому она требует систематической коррекционно-развивающей помощи и специально подобранных методов обучения.
Актуальность данной работы обусловлена поиском новых приемов формирования связной монологической речи у детей с недоразвитием речи.
Цель исследования - изучение состояния связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и применение на практике метода наглядного моделирования для коррекции выявленных нарушений.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по данной проблеме.
2. Подобрать методику и диагностировать уровень сформированности связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
3. Разработать систему упражнений с использованием метода наглядного моделирования и апробировать ее в ходе формирующего эксперимента.
4. Провести контрольный эксперимент с целью выявления эффективности использования наглядного моделирования в логопедической работе по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования - связная монологическая речь у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования - система упражнений с использованием метода наглядного моделирования для развития связной монологической речи детей данной категории.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что успешное преодоление нарушения связного монологического высказывания у детей с ОНР возможно при использовании в логопедической работе метода наглядного моделирования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
• констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
• сравнительный анализ данных и количественно-качественная обработка данных.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы В.К. Воробьевой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.А. Ястребовой и других.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 21 г. Пензы «Колосок».
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний об особенностях развития связной монологической речи старших дошкольников с недоразвитием речи, а также возможностях использования метода наглядного моделирования для решения задач речевого развития детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОУ.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы, заключения и приложений.
Монолог - это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение фактов действительности. Он представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относят: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическую последовательность изложения, предварительное планирование ее говорящим.
Развитие связной монологической речи - одна из центральных задач речевого воспитания дошкольников с ОНР. Необходимо научить каждого ребёнка выражать свои мысли содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно в монологической речи.
Исследовав теоретическую литературу по данной теме, было обнаружено, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наблюдается значительное отставание в формировании навыков связной монологической речи, ее характерные особенности развития.
Для монологической речи детей с ОНР характерны нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски и ошибки, нарушение логической последовательности, трудности в языковой реализации замысла, отсутствие самостоятельности при составлении рассказов, большое количество лексико-грамматических ошибок. Это свидетельствует о трудностях в программировании содержания и оформлении развернутых высказываний.
Обобщение полученных данных в первой главе работы послужило основанием для проведения нами исследовательской работы по изучению монологической речи старших дошкольников с ОНР. Данные полученные в ходе констатирующего эксперимента свидетельствовали о том, что у детей с ОНР III уровня есть трудности на уровне планирования развернутых высказываний и языкового оформления, нарушена связность и последовательность изложения, в рассказе детей есть смысловые пропуски, длительные необоснованные паузы в речи. Лексико-грамматическое оформление характеризуется большим количеством аграмматизмов, повторами, неадекватным использованием слов.
Данные исследования подтверждали необходимость проведения коррекционной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи связной монологической речи, для их дальнейшего успешного обучения в школе. С этой целью мы провели систему упражнений по формированию монологической речи с использованием метода наглядного моделирования. Данные упражнения были использованы в работе над всеми видами связного монологического высказывания (над пересказом, над составлением рассказов по серии сюжетных картин, над описательным рассказом и рассказыванием с элементами творчества). В качестве элементов моделей для наших упражнений послужили мнемотаблицы, опорные схемы, серии сюжетных картин, сенсорно-графические схемы, символические изображения. Формирующий эксперимент структурно представлял собой четыре взаимосвязанных этапа.
В ходе контрольного эксперимента было выявлено, что у детей значительно повысился уровень развития связной монологический речи: их рассказы стали более полными и связными, распространенными и правильно лексико-грамматически оформленными, отражали все причинно-следственные связи. У дошкольников после проведения формирующего эксперимента отмечался ряд положительных изменений: расширение активного и пассивного словарного запаса, развитие грамматических форм, нормализация произносительной стороны речи, активизация творческих способностей.
Результаты контрольного эксперимента позволили нам сделать вывод об эффективности предложенной работы. Разработанная нами система упражнений на основе метода наглядного моделирования - это универсальное и эффективное средство по развитию монологической речи старших дошкольников с ОНР, которое может быть легко включено в систему коррекционной работы логопеда.
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К. Аксенова. - М.: Владос, 2004. - 316 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Анисимова, Л.Н. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Л.Н. Анисимова. // Логопедия. - 2007. - №9. - С. 40-51.
4. Баряева, Л.Б. Я - говорю! Ребенок и явления природы. Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь / Л.Б. Баряева [Электронный ресурс]. -http://pdf-knigi.com/1218/90761/Ia- govoriu!Rebenok i iavleni.pdf
5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
6. Венгер, Л.А.Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969. - 368 с.
7. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990. - 183 с.
8. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Владос, 1998. - 680 с.
9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева [Электронный ресурс]. - https://vk.com/doc123960186 502282591 ?hash=0ab86de91 a0411287c&dl=3ebea71730032fd327
10. Воронова, А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: Образование, 1994. - 200 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 320 с.
12. Глухов, В.П. Основы психолингвистики / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2005. - 351 с.
13. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002. - 300 с.
14. Глухов, В.Н. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.Н.Глухов. - Л.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, 1987. - 200 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) / Л. Н. Ефименкова. - М., 1985. - 112 с.
16. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филличева. - Екатеринбург: Литур, 1999. - 320 с.
17. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С. Жукова [Электронный ресурс].-http://pedlib.rU/Books/2/0029/index.shtml7from page=1
18. Крохина, И.Н. Использование обобщенных моделей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОНР / И.Н. Крохина [Электронный ресурс]. -https://www.jlproj.org/this bibl/krohina-cor.pdf
19. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя
у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева,
Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2001. - 224 с.
20. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина [Электронный ресурс]. -http://pedlib.rU/Books/4/0286/4-0286-1.shtml
21. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей //Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2008. - 300 с.
22. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1995. - 214 с.
23. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 1998. - 680 с.
24. Малетина, Н.П. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н.П. Малетина, Л.Т. Помомарева. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №6. - С. 25-27.
25. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. - М.:
Педагогика, 1977. - 272 с.
26. Панфиленко, Г. И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей / Г.И.Панфиленко [Электронный ресурс]. - https: //moluch.ru/conf/ped/archive/148/7514/
27. Рудакова, Н.П.Общее недоразвитие речи удошкольников /
Н.П. Рудакова [Электронный ресурс]. -
https://obuchalka.org/20190829113529/obschee-nedorazvitie-rechi-u-doshkolnikov-rudakova-n-p-2013.html
28. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2005. - 240 с.
29. Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластенин,И.Ф. Исаев,
Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2013. - 576 с.
30. Смышляева, Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т.Н. Смышляева,
Е. Ю. Корчуганова. // Логопедия. - 2005. - №1. - С. 34-42.
31. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина
[Электронный ресурс]. - https: //www.litres.ru/elizaveta-ivanovna-
tiheeva/razvitie-rechi-detey-43009562/
32. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко [Электронный ресурс]. -https://vk.com/doc15992135 599716735?hash=eccf427534333a68dd&dl=2ae6dfd23b4fea57f7
33. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
34. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 1977. - 239 с.
35. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 300 с.
36. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева. - М.: Просвещение, 1987. - 200 с.
37. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи
младших школьников / Т. А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96 с.
38. Фридман, Л.М.Наглядность и моделирование в обучении/
Л.М. Фридман. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
39. Хализева, Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка дошкольника //Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду / Леон ЛоренсоС., Хализева Л.М. - М.: Педагогика, 1979. - 234 с.
40. Холмовская, В. В. Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / В.В. Холмовская,
Л.А. Венгер. - М.: Академия, 1986. - 200 с.
41. Чистякова, О.В. Составляем рассказ по картинке / О.В.Чистякова [Электронный ресурс]. -https://vk.com/album-132678542 258692110
42. Шадрина, О.Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации / О.Г.Шадрина, Е.Ф.Фомина. - М.: Сфера, 2012. - 128 с.
43. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками /
Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
44. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / ЭльконинБ.Д. - М.: Академия, 2007. - 194 с.
45. Ястребова, А.В. Учителю о детях снедостатками речи /
А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 1996. - 159 с.