Введение 3
1 Теоретико-методологические основы социологических
исследований в сфере государственного и муниципального управления 7
1.1 Сущность, цели и задачи социологических исследований в сфере
государственного и муниципального управления 7
1.2 Виды и методы социологических исследований в сфере
государственного и муниципального управления в Пензенской области 24
2 Система социологических исследований в сфере государственного и
муниципального управления в Пензенской области 27
2.1 Нормативно-правовое регулирование социологических
исследований в сфере государственного и муниципального
управления в Пензенской области 27
2.2 Основные направления социологических исследований в сфере
государственного и муниципального управления в Пензенском регионе 36
2.3 Социологические исследования в сфере социальной защиты и
управления культурой 44
3 Совершенствование системы социологических исследований в
области государственного управления в Пензенской области 52
3.1 Проект формирования рейтинга организаций социального
обслуживания в Пензенской области 52
3.2 Проект формирования рейтинга организаций культуры в
Пензенской области 64
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложения 86
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью окончательной институционализации социологических исследований в сфере государственного и муниципального управления в Пензенском регионе. На протяжении 25 лет рыночных реформ, развития новой экономики, новых форм государственного и муниципального управления неоднократно заявлялось о необходимости повышения качества принятия государственных решений, о повышении научности государственного управления, обоснованности разработки тех или иных государственных программ. Повысить качество государственного управления в Российской Федерации и Пензенском регионе невозможно без проведения масштабных социологических исследований в нашей области. Без знаний общества, его специфики и настроений в конкретном субъекте федерации невозможно принимать грамотные решения в области государственного управления. Социологические исследования Пензенского общества помогут скорректировать региональную экономическую, социальную, культурную, демографическую политики в нашем регионе.
Степень разработанности проблемы. Социологические
исследования, их виды, формы и методы неоднократно изучались в отечественной и зарубежной научной литературе. В основе теории социологических исследований лежат труды: В.С. Абрукова,
Л.А. Бургановой, Ю.В. Ватолина, М.Б. Глотова, В.Г. Гречихина,
И.Ф. Девятко, В.И. Добренькова, В.Н. Елисеевой, Е.А. Закоблуцкой,
А.Н. Камирова, А.И. Кравченко, Л.А. Кузнецова, Н.Г. Осипова,
Т.Н. Юдиной, В.А. Ядова и др.
Кроме того, наряду с основополагающими трудами, определяющими теоретико-методологические основы социологических исследований в области государственного и муниципального управления, большое значение имеют федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие данную процедуру.
Вопросы развития теории и практики государственного управления нашли свое отражения в многочисленных трудах отечественных исследований, таких как: И.А. Василенко, А.Н. Камировой, А.И. Кравченко, Б.И. Литвак, А.И. Радченко, В.В. Яновский и многих других.
Однако до сих пор не предпринималось попыток связать теорию и практику социологических исследований со спецификой государственного и муниципального управления, институционализировать практику
социологического анализа в системе принятия государственных решений. Именно этой проблеме посвящено настоявшее исследование.
Научная новизна связана с попыткой совместить теорию и практику социологического анализа с практикой государственного управления. Так же необходимо проанализировать нормативно-правовую документацию, регулирующую социологические исследования в Пензенском регионе, разработать предложения по совершенствованию социологического анализа в области государственного управления культурой и социального обеспечения Пензенского региона, предложить методику рейтингования государственных и муниципальных учреждений культуры и социального обеспечения с целью повышения эффективности их работы.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков социологии, труды современных социологических исследований государственных гражданских служащих, управления персоналом, а также соответствующие положения теории управления, нормативно-правовые акты и законодательство РФ.
Целью данной работы является проведение анализа теории и практики социологических исследований в сфере государственного и муниципального управления, анализ нормативно-правой базы, регулирующей проведение социологических исследований в регионе, разработку системы рейтинга
учреждений культуры и социального обеспечения на основе данных социологических исследований.
Объектом исследования в данной дипломной работе является население Пензенской области, которое пользуется услугами, предоставляющими организациями культуры и социальной защиты.
Предметом исследования являются социологические исследования качества работы организаций культуры и социальной защиты населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретико-методологические основы проведения социологических исследований в области государственного и муниципального управления;
• проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую проведение социологических исследований в области государственного и муниципального управления в Пензенском регионе;
• разработать рекомендации по совершенствованию системы социологических исследований в области управления культурой и социальной защиты населения в Пензенской области;
• разработать рекомендации, направления проведения
социологических исследований в области государственного и муниципального управления в Пензенском регионе;
• предложить систему рейтинга учреждений культуры и социальной защиты.
Исследования в работе основаны на обработке качественной и количественной информации с использованием методов сравнения и анализа полученных данных.
Структура работы. В первой главе дипломной работы рассматривается система государственного и муниципального управления Пензенской области, анализируется теория и практики проведения социологических исследований.
Вторая глава работы посвящена анализу практики проведения социологических исследований в области государственного и муниципального управления в Пензенской области.
Третья глава рассказывает об основных предложениях в области совершенствования социологических исследований в Пензенском регионе.
В конечном результате необходимо выяснить по каким принципам стоит проводить рейтингование учреждений социальной защиты населения и культуры.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы в области социальной политики, учебная литература. Большая часть информации была взята из интернета, с официальных сайтов органов управления. Для анализа использовались данные, отражающие деятельность учреждений культуры и социальной защиты населения в Пензенской области.
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы. Социологические исследования в области государственной и муниципальной службы переживают в пензенском регионе особый этап. Начиная с 2014 года, стал заметен все возрастающий интерес органов исполнительной власти к изучению Пензенского социума. Органы исполнительной власти стали принимать все более взвешенные решения, основываясь на данных социологических исследований. Некоторые исследования предполагается проводить ежегодно, сопоставлять динамику изменения социологической информации. К таким исследованиям относятся: оценка населением Пензенской области уровня коррупции, оценка межнациональных отношений.
С 2016 года прошли некоторые изменения в области методологии и методики проведения социологических исследований. Наряду с социологической теорией и методикой исследования стали руководится и нормативно-правовыми актами федерации и субъектов федерации. К ним относятся социологические исследования по проведению сбора, обобщения и анализа информации о качестве оказания социальных услуг организациями социального обслуживания, расположенными на территории Пензенской области, формированию проектов рейтингов организаций социального обслуживания и исследования по проведению сбора, обобщения и анализа информации о качестве оказания услуг организациями культуры, предоставляющими услуги на территории Пензенской области, формированию проектов оценки качества оказания услуг организациями культуры и рейтингов организаций культуры.
Данные этих социологических исследований становятся важной государственной информацией, на основе которой принимаются решения по стимулированию и премированию работников. На их основе строится рейтинг организаций, предложения, полученные в ходе исследования, будут внедряться в практическую работу учреждений культуры и организаций социальной защиты.
В результате исследования можно сделать выводы:
1. Необходимо продолжать практику социологических
исследований по заказу органов исполнительной власти в Пензенском регионе.
2. Необходимо расширить тематику социологических исследований за счет анализа жизненных установок пожилых жителей Пензенского региона, так как старение население приводит к увеличению доли пожилого населения в области. Оно становится важным электоральным объектом в регионе.
3. Необходимо рекомендовать органам законодательной, судебной власти ввести в практику работы социологические исследования и принимать решения на основе их данных.
4. Рекомендовать расширить процесс построения рейтинга на другие организации, например, средние школы, колледжи и т.п.
5. Рекомендовать Департаменту информационной политики и средств массовой информации регулярно проводить пресс-конференции, брифинги и круглые столы по данным социологических исследований.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс». - 2017.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ. [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс». - 2017.
3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: закон Российской Федерации от 9.10.1992 г. № 3612-1. [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс». - 2017.
4. О мерах по реализации государственной социальной политики:
указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597.
[Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс». - 2017.
5. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 2567-р.
[Электронный ресурс] Дата обновления: 16.05.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс». - 2017.
6. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания: приказ Минтруда России от 08.12.2014 г. № 995-н. [Электронный ресурс] Дата обновления: 20.10.2016. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/423909964 (дата обращения 21.04.2017).
7. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества оказания услуг организациями культуры: приказ
Минкультуры России от 05.10.2015 г. № 2515. [Электронный ресурс] Дата обновления: 20.10.2016. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/423909964 (дата обращения 21.04.2017).
8. Устав города Пензы: решение Пензенской городской Думы от 30.06.2005 г. № 130-12/4. [Электронный ресурс] Дата обновления: 24.06.2016. Доступ из системы Консультант Плюс.
9. О социальном обслуживании граждан Пензенской области: закон
Пензенской области от 26.11.2014 г. № 2645-ЗПО. [Электронный ресурс] Дата обновления: 25.12.2015. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/428599031 (дата обращения 13.04.2017).
10. Об утверждении концепции развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года: распоряжение Правительства Пензенской области от 3.06.2012 г. № 358-рП. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/949116689 (дата обращения 08.04.2017).
11. Об утверждении государственной программы Пензенской
области «Социальная поддержка граждан Пензенской области на 2014-2020 годы»: постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 г. №805-пП. [Электронный ресурс] Дата обновления: 20.10.2016. - Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/423909964 (дата обращения 21.04.2017).
12. О внесении изменений в распоряжение Правительства
Пензенской области от 28.02.2013 № 87-рП «Об утверждении Плана
мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Пензенской области (2013-2018 годы)»: распоряжение Правительства Пензенской области от 13.05.2014 г. №241-рП. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pnzreg.ru/files/penza.ru/ukazi_pr_rf/dorojnaya_karta/ukaz_n_597/241- rp_izmeneniya.pdf (дата обращения 30.04.2017).
13. О реализации мероприятий подпрограммы «Старшее поколение Пензенской области» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы»:
распоряжение Правительства Пензенской области от 05.10.2015 г. №383-рП. [Электронный ресурс] Режим доступа:
www.pnzreg.ru/files/penza.ru/zasedanie_pravitelstva/3 83-rp.docx (дата
обращения 21.04.2017).
14. Об утверждении плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Пензенской области на 2016-2020 годы: распоряжение Правительства Пензенской области от 9.10.2015 г. № 395-рП. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://trud.pnzreg.ru/files/trud_pnzreg_ru/social/395-rp.pdf (дата обращения 02.04.2017).
15. О внесении изменений в Порядок предоставления социальных
услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Пензенской области: постановление Правительства
Пензенской области от 26.01.2016 г. №42-пП. [Электронный ресурс] Режим доступа: file: ///C: /Users/User/Downloads/5800201601280007.pdf (дата
обращения 21.04.2017)....57