Введение 3
Глава 1 Теоретические основы правового образования в современной школе 5
1.1 Цель и понятие правового образования 5
1.2 Развитие правового образования с точки зрения исторического ракурса 7
1.3 Нормативно-правовая база правового образования 10
Глава 2 Реализация правового образования в современных школах на практике 13
2.1 Анализ содержания учебных программ и учебников по праву 13
2.2 Формы и методы правового образования в школах 15
2.3 Примеры успешных практик правового образования в российских школах 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Тема правового образования в современной школе становится все более актуальной, потому что правовые знания играют все большую роль как в жизни каждого человека, так и в обществе в целом. Сегодня, когда социально-экономические и политические условия в России меняются очень быстро, важно воспитывать у молодежи осознанное отношение к своим правам и обязанностям. В дальнейшем, это будет способствовать их активному участию в общественной жизни. Необходимо не только обучать знаниям о правовой системе, но и развивать навыки защиты прав и активной гражданской позиции.
Объект исследования – процесс правового образования в системе школьного обучения.
Предмет – содержание правового образования и его реализация в учебном процессе.
Цель работы – анализ содержания правового образования в современной школе и выявление его роли в формировании правовой культуры учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы правового образования, его цели и значение.
2) Изучить историческое развитие правового образования в России.
3) Проанализировать законодательные аспекты, регулирующие правовое образование в школе.
4) Исследовать современные учебные программы и учебники, касающиеся правового образования.
Работа состоит из двух основных разделов. В первом разделе рассмотрены теоретические основы правового образования, а именно: понятие, цели и исторический контекст. Во втором разделе рассмотрено практическое содержание правового образования в современных школах, в том числе, анализ программ и примеров успешных практик.
В исследовании используется методологический подход, который основан на анализе нормативных документов, учебных материалов, а также методов сравнительного анализа.
Итак, данное исследование подтверждает, что правовое образование в школе является необходимым условием формирования правовой культуры среди молодежи. Исходя из результатов анализа, можно утверждать, что правовые знания не просто добавляют информацию в арсенал современных школьников, но и развивают их личностные характеристики, такие как критическое мышление, способность к анализу, а также навыки взаимодействия с общественными институтами.
Кроме того, отметим, что на сегодняшний день существует необходимость большей интеграции правового образования в контекст кросс-дисциплинарного подхода. Иными словами, правовые аспекты следует рассматривать не отдельно, а в комплексе с другими предметами, такими как история, обществознание и даже естественные науки, что позволит более полно и многослойно осветить тему правовой ответственности и правовых отношений в современном обществе.
В заключение, правовое образование в школе должно быть направлено не только на передачу знаний, но и на формирование у учащихся активной жизненной позиции, умения отстаивать свои права, взаимодействовать с окружающим миром и нести ответственность за свои поступки. Таким образом, необходимо продолжать работу в этом направлении, улучшая содержание и методику преподавания правовых знаний, что в свою очередь окажет положительное влияние на уровень правовой культуры и гражданской ответственности в обществе.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами): от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ и № 8-ФКЗ // Российская газета. – 1993. – дек.; Официальный интернет–портал правовой информации http://pravo.gov.ru.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утверждены Президентом РФ // Юридический журнал директора школы. -2014. - № 6. - С. 4-9.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - М. : Просвещение, 2019. - 24с. ISBN 978-5-09-022138-2
4. Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 152 с.
5. Ашмарина Е.М., Белогорцев С.В., Долинская В.В., Ефименко Л.А., Жолнерчик С.С., Козюк М.Н., Лукашова Е.А., Макаров С.Ю., Полиевктова А.М., Фонтанова А.Н., Цепкова М.Н. О проекте «Правовое образование в школе». URL: http://his.1september.ru/1999/his08.htm
6. Киба O.В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2021. - № 3. - С. 21-41.
7. Силкова К.А., Плешкова И.А. Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2022. - № 1 (5). - С. 84-93.
8. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России: Четвёртый этап. 10-11 классы / сост. и науч. ред. Н.И. Элиасберг. - СПб.: СпецЛит, 2020.
9. Черненко А.К. Право как фактор формирования гражданственности. Просвещение и гражданское образование: структура и содержание // Формирование правовой системы России. Проблемы и перспективы : [сб. науч. тр.] / [редкол.: А. К. Черненко (отв. ред.) и др.]. - Новосибирск : Наука, 1997.
10. Чумаков П.В. Педагогические подходы нравственного воспитания личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2021. - № 1. - С. 7-13.
11. Сайт гимназии №5 https://гимназия5.екатеринбург.рф/
12. Сайт ГКОУ СКОШИ № 30 им. К.А. Микаэльяна https://schi30.mskobr.ru/
13. Сайт ГБОУ школы № 123 https://123spb.edusite.ru/
14. Сайт МАОУ Гимназия № 10 http://www.g_10.edu54.ru/
15. Сайт ГБОУ ЦО «Технологии обучения» https://cotg.mskobr.ru/