Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Изучение показателей мотивационно-ценностной сферы студентов разных форм обучения»

Работа №161245

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме изучения мотивационноценностной сферы студентов высших учебных заведений 7
1.1. Социально-психологический портрет студенчества. Состояние и
проблемы современной системы вузовского образования 7
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста 18
1.3. Характеристики ценностно-мотивационной сферы 25
1.4. Влияние процесса обучения на ценностно-мотивационную сферу
студентов 38
Глава 2. Изучение показателей мотивационно-ценностной сферы студентов разных форм обучения 53
2.1. Описание процедуры исследования и используемых методик 53
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 57
Выводы 71
Заключение 73
Список используемых источников 74
Приложения 78


Процесс обучения в вузе представляет собой этап социализации студента, включающий его вхождение в образовательную среду вуза, усвоение образовательного опыта, овладение нормами и стандартами образовательной среды, реализацию накапливаемого учебного и профессионального опыта. Эффективность этого процесса измеряется показателями саморазвития и самосовершенствования личности
обучающегося. С этой точки зрения, социализация студента в условиях образовательной среды вуза опирается на совокупность качественных характеристик, которая необходима индивиду для реализации «Я - концепции». В этом процессе ведущая роль принадлежит психологическим характеристикам, обеспечивающим адекватную адаптацию личности сначала к условиям образовательной деятельности, затем - к профессиональной.
Несмотря на решающую роль качеств личности, результативность этого процесса, скорее всего, не является производной от этих качеств. Процесс личностного развития и профессионального становления может быть наиболее успешным при взаимодействии непосредственно личности и профессионально-образовательной среды. Среда формирует
соответствующие установки, но только при условии активности самой личности. С учетом вышесказанного весьма перспективным представляется решение проблемы личностного и профессионального становления студента в контексте рассмотрения всех аспектов формирования мотивационной составляющей его личности.
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес. По существу, никакое эффективное социально-психологическое взаимодействие со студентом невозможно без учета особенностей его мотивации.
Важное место в период студенчества занимают вопросы профессионального самопознания. В связи с доминированием в сознании студентов экзистенциальных вопросов, в избранной профессии в первую очередь выделяются вопросы назначения и сущности профессии, ее общественной, культурной и социальной ценности, профессиональных норм и ценностей, самоопределения и самопознания. Все эти вопросы и попытки ответов на них отражают ценностно-мотивационную сферу студентов.
В психологии накоплено достаточное количество эмпирического материала, связанного с профессиональной ориентацией, выбором профессии, профессиональной подготовкой и профессиональной адаптацией. На наш взгляд, существенный вклад в это направление психологии должны внести исследования, изучающие мотивационную сферу субъектов обучения в ходе профессиональной подготовки.
В период студенчества человек сталкивается со многими проблемами, связанными с его вступлением в новую социальную роль. Это и освоение новой социальной среды, и пересмотр представлений о себе, расширение опыта человеческого, образовательного и профессионального. В процессе профессионального становления особенно интенсивно происходит формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы личности.
Студенты, получающие образование по разным формам обучения, находятся в разных условиях профессионального становления. Большая часть студентов-заочников совмещают работу с учебой, многие имеют семьи.
Обучение в вузе по очной форме дает возможность отсрочить время вхождения во взрослую жизнь. Многие студенты очной формы обучения в материальном отношении еще зависят от родителей и ориентированы на те ценности, которые характерны для старшего школьного возраста. Постепенно у них происходит смена приоритетов по мере осознания себя в выбранной профессии, необходимости трудоустройства, принятия ответственности за свое будущее.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема студенчества является областью изучения педагогов и психологов на протяжении многих лет. Вузовское образование является важным и завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией профессиональной специализации. От этой стадии профессионального становления во многом зависит дальнейшее пребывание человека в профессии, его взаимоотношения с другими людьми, а также личностное развитие.
Интерес к данной проблеме не случаен, и обусловлен, прежде всего, наличием большого количества типов студентов с учетом разнообразных критериев. Однако существует и множество общих характеристик, обусловленных непосредственным влиянием процесса обучения в вузе на психику студента и на развитие личности.
Обучаясь в вузе, студент подтверждает или не подтверждает свою предрасположенность к выбранной сфере профессиональной деятельности. Содержание образовательного процесса уточняет представление обучающихся не только о профессии, но и об образе «себя - профессионала». Развитие Я-концепции во время обучения в вузе проявляется во многих личностных качествах и свойствах студентов. В этом процессе можно увидеть закономерности, связанные с разными формами обучения.
Ряд психологических характеристик, активно формирующихся и развивающихся в период обучения в вузе, имеют разную степень выраженности у студентов очной и заочной форм обучения. К их числу относятся показатели ценностно-мотивационной сферы.
По существу, никакое эффективное социально-психологическое взаимодействие со студентом невозможно без учета особенностей его мотивации. Полученные нами результаты могут быть использованы для работы со студентами разных форм обучения, а также для профориентационного консультирования абитуриентов.



1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни.
- СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
- 299 с.
3. Акопов Г.В. Социальная психология образования. - М.:
Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. - 296 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
- 288 с.
5. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и
возрастная психология. - СПб.: Питер, 2018. - 512 с.
6. Буланова-Топоркова М.В., Самыгин С.И. и др. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 354 с.
7. Жуков Ю.М. Позиция психолога-практика / Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2003. - С. 433-440.
8. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 485 с.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
10. Каширский Д.В. Психология личностных ценностей: Монография / Д.В. Каширский. - М.: ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, 2014. - 528 с.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А.Климов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
12. Кобылкин Р.А. Ценностные ориентации человека в современной России //Человек в современных философских концепциях. Материалы Международной конференции Волгоград, 2000. - С. 145-147.
13. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
16. Милорадова Н.Г. Педагогика и психология. Учебник. - М.: Гардарики, 2005, - 335 с.
... всего 47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ