ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ТЕХНОЛОГИИ 6
1. Сущность понятий «лабораторная и практическая работа» 6
2. Теоретические основы проведения лабораторных работ на уроках физики 11
3. Теоретические основы проведения практических работ на уроках технологии 13
4. Сравнительный анализ существующих лабораторных и практических работ по физике и технологии в 8 классе 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ИПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ 20
1. Изготовление и сборка макета «Схема разветвлённой электрической цепи» 20
2. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ по электричеству в 8 классе на уроках физики 26
3. Методические рекомендации по проведению практических работ по электричеству в 8 классе на уроках технологии 32
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Применение различных методов и форм в преподавании школьных предметов в общеобразовательных учреждениях наряду с отбором учебного материала и определением объёма его содержания играет значительную роль в обучении школьников. Без этого нельзя достичь запланированной учебной цели в связи с тем, что методы и формы являются связующими элементами на пути к конечному результату.
Современные требования, предъявляемые к учебно-познавательному процессу, предполагают проверку накопленных знаний, имеющихся умений и сформированных навыков, обучающихся через их деятельность. Переход к личностной и деятельной моделям обучения несомненно поднимает вопрос о методических особенностях учебного процесса, позволяющего организовать его в нужном направлении. В данном случае такие формы учебно-познавательной деятельности, как лабораторная и практическая работа, направлены именно на изучение, применение, развитие и углубление теоретических знаний с одновременным формированием тех умений и навыков, которые помогут, например, самостоятельно использовать различные физические приборы и технические устройства, дидактические материалы и др.
С другой стороны, стремительное развитие социально-экономических отношений в современном мире требует новый по качеству уровень образования. Этот уровень предполагает не только готовность, но и способность выпускников общеобразовательных учреждений нести личную ответственность за своё благополучие и благополучие общества в целом. В связи с этим значительную роль здесь может сыграть технологическое образование обучающихся. Ранее существующее в наших школах трудовое обучение школь-ников, кроме положительных, имело и отрицательные стороны: обучающиеся не видели и не понимали социальной и личностной роли своего труда; реализуемые формы и методы организации трудового обучения не способствовали включению обучающихся в исследовательскую деятельность. Следовательно, на современном этапе методика изучения предмета «Технология» требует разработки такого учебно-методического обеспечения, которое учитывало бы и практико-ориентированную направленность, и сочетало бы в себе продуктивную и репродуктивную деятельности обучающихся.
Следовательно, для формирования и развития практического опыта у обучающихся на уроках необходимо использовать лабораторные и практические работы. Этому способствуют, например, уроки физики и уроки технологи. Так, в ходе физического эксперимента, который обучающиеся проводят самостоятельно во время лабораторных работ, они изучают законы физических явлений, методы их исследования, они учатся работать с физическими устройствами и установками. Таким образом, они учатся самостоятельно получать знания из опыта.
Кроме того, проведённый нами анализ учебно-методической литературы, а также исследовательских работ по проблемам методики обучения физике и технологии в школе, выявил сходственные черты в содержании учебных материалов данных дисциплин и в применяемых методах и формах их изучения. Это, например, касается темы «Электричество», которая изучается в 8 классе. Следовательно, появляется возможность осуществления меж-предметных связей и проведения интегрированных уроков по некоторым те-мам данных учебных предметов.
Также отметим, что имеющийся у нас опыт преподавания физики и технологии в общеобразовательных учреждениях позволяет говорить об отсутствии полноценно укомплектованных кабинетов физики и технологии в некоторых школах. Поэтому, на наш взгляд, будет актуальной разработка и создание дополнительного оборудования (макета), применение которого будет возможным как на лабораторных работах по физике, так и на практических работах по технологии.
Объект исследования: процесс обучения физике и технологии в 8 классе....
Таким образом, в ходе выполнения данной бакалаврской работы была достигнута поставленная нами цель: теоретически обоснована и разработана методика проведения лабораторных и практических работ по электричеству на уроках физики и технологии в 8 классе. Был разработан и собран многофункциональный макет, который поможет учителю во время проведения уроков из раздела "Постоянный ток" более развёрнуто показать обучающимся материал и даже попробовать на практике им свои силы в сборке электро- установочных элементов.
Были решены следующие задачи:
- провести обзор и анализ научной и учебно-методической литературы по данной тематике;
- выявить методические особенности проведения лабораторных работ по электричеству на уроках физики;
- выявить методические особенности проведения практических работ по электричеству на уроках технологии;
- разработать конспект интегрированного урока по физике и технологии в 8 классе из раздела «Постоянный ток»;
- разработать и собрать многофункциональный макет, позволяющий реализовать различные способы включения элементов электрической цепи, производить измерения необходимых электрических характеристик, а также развивать практические умения обучающихся по сборке электроустановочных изделий.
1. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании. Сборник / под ред. А.М. Арсеньева, Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, М.А. Прокофьева, В.А. Разумного. - М.: Педагогика, 1976. - 640 с.
2. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение. - 1983. - 608 с.
3. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Из¬дательский центр «Академия». - 2004. - 368 с.
4. Орехов, В.П. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. Ч.1. / В.П. Орехов, А.В., И.К. Турышев и др.; под ред.В.П. Орехова и А.В. Усовой. - М.: Просвещение. - 1980. - 320 с.
5. Буров, В.А. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7¬11 классах общеобразовательных учреждений: книга для учителя / В.А. Бу¬ров
6. Покровский, А.А. Практикум по физике в средней школе: посо¬бие для учителя / А.А. Покровский, В.А. Буров, А.И. Глазырин, А.Г. Дубов, Б.С. Зворыкин, И.М. Румянцев; под ред. А.А. Покровского. - М.: Государ¬ственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963
7. Палагута, Т.А. Методические материалы по организации и про-ведению лабораторных и практических занятий / Т. А. Палагута. - Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014. - 23 с.
8. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образова-тельная технология. М. - Народное образование, 2001 г.
9. Методика обучения физике в средней школе. Лабораторные ра¬боты. [Электронный ресурс]https://fizmet.org/ru/L10.htm#4
10. Особенности и специфика формирования практических умений и навыков на уроках технологии [Электронный ресурс] https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-osobennosti-i-specifika-formirovaniya-prakticheskih-umeniy-i-navikov-na-urokah-tehnologii-2484308.html
11. Физика, 8 кл. :учебник / А.В. Перышкин. - 5-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2017. - 238 с.
12. Технология, 8 кл. : учебник / Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева и др. - 2-е изд., - М. : Вентана-Граф, 2014. - 208с.
13. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практи-кумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. завед. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007 - 480 с.
14. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практи-кумом: учеб. пособие для высш. пед. учебн. завед. 2-е изд. стер. - М.: Акаде¬мия, 2004 - 478 с.
15. Корольский В.В., Симоненко В.Д. Общественно полезный про-изводительный труд учащихся. - М.: Просвещение, 1990, - 174 с.
16. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет. ос¬новы. [Учеб.пособие для пед. ин-тов по физ.-мат. спец.] / А.И. Бугаев - М.: Просвещение, 2001 - 288.