Введение 3
Глава 1. Основополагающие положения о применении технологии проектной деятельности на различных этапах обучения школьников 7
1.1 Актуальность проектной технологии и метода в рамках современной школы 7
1.2 Специфика проектной технологии: основная роль, назначение и место в процессе обучения 9
1.3 Анализ опыта внедрения проектного метода в педагогических и методических источниках 18
1.4 Методические особенности использования проектной технологии в процессе обучения школьников 29
Глава 2. Применение технологии проектной деятельности при изучении элементов статистики в 9-ом классе 41
2.1 Организация технологии проектной деятельности на уроке с помощью мини-проекта по математической статистике 41
2.2 Организация технологии проектной деятельности, посвященной углубленному изучению статистики во внеурочное время 48
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 63
В современном мире происходят стремительные процессы информатизации и глобализации, которые направлены на построение нового постиндустриального общества.
В связи с этим, цели и задачи школьного образования также претерпевают некоторые изменения. Реализуемый с 2019 года Национальный проект РФ «Образование» ставит своей целью обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В приоритете - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Это ставит перед школой и учителями задачу, заключающуюся в формировании и развитии у обучающихся компетенций, которые базируются на знаниях, умениях и навыках, опыте творческой деятельности и личной ответственности школьника.
В данный период времени от педагога требуется не только сформировать у детей готовую систему знаний, но и вывести на новый уровень их практическое применение. В связи с этой целью необходимо организовать условия для реализации усвоенного материала в повседневной жизни, чтобы полностью обеспечить всестороннее развитие личности.
Для претворения в жизнь намеченных планов, необходимо совершенствовать содержание школьных предметов, использовать новые педагогические технологии и методики обучения.
Одним из вариантов решения современных образовательных задач является организация учебных проектов. Проектная деятельность удовлетворит интересы обучающегося, замотивирует их на достижение успеха, обеспечит наилучшую вовлеченность в процесс обучения, а также выработает у них способности к осуществлению самостоятельной практической деятельности - умение ставить цель, планировать пути её достижения, анализировать, оценивать результаты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Каждая учебная деятельность реализуется с помощью определённой совокупности технологий. В данном случае, для организации проекта как самостоятельной деятельности обучающихся применяется технология проектного обучения, которая базируется на одноимённом методе.
Проектный метод выводит на новый уровень и другие умения школьников: организовывать групповую деятельность, самостоятельно
составлять план-конспект по выполнению проекта, распределять обязанности между участниками, ограничивать сроки выполнения проекта, определять необходимые для проектного содержания материалы и информацию, вести поиск различных источников данных, структурировать и обобщать полученные результаты, представлять и презентовать итоги своей работы.
На самом деле, этот метод уже применялся как в условиях дополнительного образования, так и в урочной и внеурочной деятельности.
Только за последние пятнадцать лет метод проектов стал объектом исследований педагогов и методистов, оформив себя в качестве общепедагогической технологии.
Так, например, Е. С. Полат и И. Д. Чечель в своих работах пытались выявить её возможности, определить структуру и охарактеризовать этапы проектной деятельности. Им удалось раскрыть подробное содержание действий учителя и учеников на каждом из них.
Однако анализ школьной практики показывает, что в современных условиях педагогический и методический потенциал метода проектов и соответствующей технологии при изучении математики реализуется не в полной мере....
По итогам выполненной работы, была рассмотрена история развития технология проектной деятельности, сопоставлены различные точки зрения на определение понятия проекта, метода проектов, изучены положительные аспекты использования метода проектов и трудности, с которыми могут столкнуться учителя и ученики в ходе её организации.
В работе проанализированы основные принципы и требования к организации технологии проектной деятельности, приведены некоторые классификации проектов, изучены особенности их применения. В связи с тем, что уровень разработанности данных вопросов в методической и педагогической литературе недостаточно высок, в работе предлагаются проект и мини-проект, посвященный изучению элементов статистики.
В целом, можно выделить основные аспекты внедрения технологии проектного обучения в раздел, посвящённый элементам статистики:
1. Использование данной технологии при изучении математики обязательно должно иметь связь с реальной жизнью, иметь практикоориентированный характер. При наличии этой связи будет достигнут высокий интерес к предмету, изучению материала, выходящего за пределы школьной программы. Успешным будет развитие у обучающихся творческого потенциала, навыков самостоятельной работы, вектор которой направлен на приобретение ранее неизвестных знаний.
2. Организация мини-проекта и проекта по изучению элементов статистики, как и любой проектной деятельности, требует от учителя тщательной подготовки. Организатор проектной деятельности должен иметь навыки педагогического проектирования и владеть всеми его составляющими - качественной организацией учебного процесса, навыками управления за ним, рефлексивными способностями.
3. Проектную деятельность целесообразнее осуществлять в четыре этапа. Первый этап - погружение в проектную деятельность, выбор темы, поиск проблемы, второй - непосредственная разработка проекта, поиск ответов на вопросы, осуществление поисковой деятельности, коллективное обсуждение. Третий этап - это «технологическая» стадия, которая посвящена анализу проведенной работы, систематизированию и оформлению всей информации, выявление уровня овладения навыками проектной деятельности, определение уровня сформированности проектных умений. Четвёртый этап - это презентация проекта, его защита, оценка и самооценка результатов.
4. При соблюдении всех рекомендаций по использованию технологии проектной деятельности, она даст положительный результат при изучении математики. В ходе урочной и внеурочной работы обучающиеся приобретут новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладеют навыками проектной деятельности, научатся формулировать цели и задачи проекта, составлять план всей работы, сформируют отдельные учебные группы, распределят между собой роли и соответствующие обязанности, осуществят поиск и обобщение информации, презентуют и поделятся результатом своей деятельности.
5. Необходимо организовать постоянную работу над проектами, развивая и углубляя знаний школьников, на основе которых они сформируют у себя навыки, умения, которые помогут овладеть компетенциями современного выпускника школы.
Таким образом, задачи исследования решены. Цель работы достигнута. В качестве продолжения работы можно изучить возможность установления межпредметных связей учебных предметов в процессе организации проектной деятельности.
1. Алгебра. Учебник для 9 класса средней школы / Ю. Н. Макарычев [и др.] ; под ред. С. А. Теляковского. М. : Просвещение, 2014. 275 с.
2. Алешин А. В. Управление проектами. Фундаментальный курс. М. : Издательский дом ВШЭ, 2013. 620 с.
3. Алмазова Т. А., Быкова О. В. Организация исследовательской деятельности обучающихся при изучении элементов теории вероятности // Научные труды Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского. Серия: Естественные науки. Калуга : Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. Вып. 10. С. 355-361.
4. Бабенко А. С., Стрункина К. Ю. Применение метода проектов при изучении вероятностно-статистической линии в школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №2. С. 150-151.
5. Бренчугина-Романова А. Н. Использование метода проектов // Образование в современной школе. 2006. №5. С. 15-16.
6. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога // Первое сентября. 2014. №7. С. 55-59.
7. Горлицкая С. И. История метода проектов // Компьютерные инструменты в образовании. 2001. № 5. С. 4-6.
8. Иванова Л. Проектирование в обучении : дидактические принципы // Учитель. 2004. №6. С.11-15.
9. Ивочкина Т. Н. Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2015. 111 с.
10. Кочеткова У. Ю. История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании // Молодой ученый. 2018. № 26. С. 160-162.
11. Крымова Л. Н. Формирование опыта творческой деятельности школьников на основе технологии учебного проекта // Ползуновский альманах. 2002. № 3-4. С. 88-94.
12. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования. 3-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2014. 160 с.
13. Филатова Л. О. Метод учебных проектов в старших классах как фактор развития преемственности образования в школе и вузе // Стандарты и Мониторинг в образовании. 2005. № 3. С. 33-37.
14. Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании : методическое пособие / В. С. Рохлов [и др.] ; под ред. В. С. Рохлова. М. : Московские учебники, 2006. 96 с.
15. Нарыкова Г. В. Современные модели организации обучения // Инновационная наука. 2019. №10. C. 94-97....(23)