ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ И ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГОВОГО КОМПЛЕКСА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 6
1.1 Сущностная характеристика маркетингового комплекса и мотивации персонала организации 6
1.2 Технология использования инструментов маркетингового комплекса при формировании HR-бренда организации 10
1.3 Особенности мотивации персонала и формирования инструментов маркетингового комплекса в области управления персонала сферы консалтинга 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ HR-БРЕНДА В ПРИЗМЕ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГОВОГО КОМПЛЕКСА И СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «ЛАЙК ТЕНДЕР» 16
2.1 Общая характеристика ООО «ЛАЙК Тендер» 16
2.2. Анализ количественного и качественного состава персонала в ООО «ЛАЙК Тендер» 21
2.3. Анализ взаимосвязи системы мотивации персонала и инструментов маркетингового комплекса при формировании HR-бренда в ООО «ЛАЙК Тендер» 29
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СИЛЬНОГО HR-БРЕНДА В ООО «ЛАЙК ТЕНДЕР» ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГОВОГО КОМПЛЕКСА 42
3.1.Рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала и инструментов маркетингового комплекса для усиления HR- бренда в ООО «ЛАЙК Тендер» 42
3.2. Социально-экономический эффект от предложенных мероприятий 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Жесткие условия конкуренции и активный рост количества высококвалифицированных работников в компаниях сегодня создают необходимость ужесточать требования к сотрудникам, стимулировать их лояльности и создавать эффективную систему оплаты. Именно в данном вопросе руководитель может опереться на основные принципы маркетинга персонала.
Маркетинг персонала – это не просто стиль организации работы. Это идеология компании. Основной принцип маркетинга персонала состоит в том, что взаимодействие компании со своими работниками опираются на те же методы, что и взаимоотношения между компанией и ее клиентами [13, c.44]. Компания выступает в качестве продавца, который выдвигает свой «продукт» – определенную должность, в которую входят конкретные права и обязанности. Сотрудник «покупает» этот товар за свое время и приложенные усилия, выраженные через трудовую деятельность.
Маркетинг в управлении персоналом состоит, прежде всего, в ориентированности на работника как на клиента и сосредоточении на его целях и потребностях. Очевидно, что у сотрудников значительно растет мотивация, если им комфортно работать в тех условиях, которые предлагает компания, если их устраивает оплата и атмосфера на рабочем месте.
Маркетинг персонала позволяет выявить проблемы в управлении персоналом, установить потребности персонала и выявить основные направления совершенствования системы управления персоналом. Использование маркетинга персонала в современных организация позволяет стимулировать сотрудников к росту уровня производительности труда и качества выполняемых работ, а также мотивирует сотрудников на достижение положительных результатов деятельности всего предприятия.
Ввиду того, что в современных условиях персонал предприятия является одним из факторов его конкурентоспособности, то маркетинг персонала позволяет удерживать ключевых сотрудников, обеспечивающих эффективность деятельности всего предприятия. Данные обстоятельства определили актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является ООО «ЛАЙК Тендер». Предметом исследования являются отношения, складывающиеся по поводу используемой системы оплаты труда в ООО «ЛАЙК Тендер».
Цель работы заключается в разработке рекомендаций и мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала и инструментов маркетингового комплекса для усиления HR- бренда в ООО «ЛАЙК Тендер». Поставленная цель реализуется в работе в виде решения следующих задач:
- провести теоретическое исследование современных тенденций развитии мотивации и инструментов маркетингового комплекса в области управления персоналом;
- провести анализ HR-бренда в призме инструментов маркетингового комплекса и системы мотивации персонала ООО «ЛАЙК Тендер»;
- разработать рекомендации по формированию сильного HR-бренда в ООО «ЛАЙК ТЕНДЕР» путем совершенствования системы мотивации и инструментов маркетингового комплекса и оценить их эффективность.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом предприятия и его мотивации и стимулировании (И.И. Ананьев, Т.Ю. Базаров, М.Г. Блинова, А.Я. Кибанов, Е.В.Маслов, Л.И. Петрова и др.), общей концепции маркетинга (А.Б. Заманбекова, Х.Д. Мичитова и др.) и маркетинга персонала (И.С. Баканов, В.А. Бондаренко, И.Д. Галиева, К.Б. Герасимов, А.С. Сагоян и др.). Нормативно-правовой базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, отдельные решения органов власти субъектов Федерации и управления, касающиеся вопросов управленческого аудита и управления персоналом на предприятии.
В числе информационных источников в работе используются публикации в периодической печати, в том числе в общеотраслевых и отраслевых журналах, данные статистической отчетности и первичного учета исследуемых предприятий, информационно-статистические сборники Федерального агентства по печати и массовым коммуникациями.
Эмпирическую базу исследования составляют внутренние нормативно-регламентирующие документы, отчетные материалы, а также результаты анкетирования и интервьюирования персонала в ООО «ЛАЙК Тендер».
В работе использовались методы и приемы экономического анализа, наблюдение, анкетирование, метод логического анализа, экспертных оценок и другие.
Поставленные задачи легли в основу построения структуры работы: она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Маркетинг персонала - это применение принципов маркетинга по отношению к персоналу. Это использование методов координирования, стимулирования и интегрирования сотрудников для эффективной работы функциональных и корпоративных стратегий, направленных на удовлетворение потребностей при помощи взаимодействия с замотивированным и ориентированным на клиентов персоналом. В настоящее время все больше и больше работодателей придают большое значение управлению талантливым персоналом. Поэтому многие работодатели внедряют политику HR-брендинга в целях обеспечения долго-срочного сотрудничества с талантливыми сотрудниками.
Консультационный продукт, полностью удовлетворяющий потребителя, могут создать только высококвалифицированные профессионалы. Помня об этом, менеджеры консалтинговых фирм проводят тщательный отбор консультантов. Однако отбор высококвалифицированных работников не обеспечит эффективного функционирования фирмы без эффективной мотивации персонала, в противном случае ценные кадры будут уходить в другие компании, тем самым снижая конкурентоспособность компании и, ведя к потере своей доли рынка.
В ООО «ЛАЙК Тендер» достаточно узкая система мотивации. Полностью отсутствует компонент маркетинга Place (место), например не формируется кадровый резерв. Заработная плата не дифференцируется ежегодно согласно уровню инфляции, оклады сотрудников не зависят от квалификации и результатов аттестации. Узкая линейка материальных неденежных стимулов, например, не практикуется оплата питания и проезда. Не уделяется внимание развитию и обучению персонала, отсутствует корпоративный сайт на котором бы размещалась информация о вакансиях и достижениях сотрудников. Ввиду этого был сделан вывод о том, что используемая в ООО «ЛАЙК Тендер» система мотивации не совершенна и требует доработки. Это подтверждают и результаты исследования мотивационных факторов основных работников.
Ввиду этого руководству ООО «ЛАЙК Тендер» требуется проведение работы над улучшением системы мотивации персонала по следующим направлениям:
- увеличение уровня заработной платы и ее ежегодная индексация;
- внедрение дополнительных выплат (например, за выслугу лет);
- изменение соотношения постоянной и переменной части заработной платы;
- изменение системы премирования и т.д.
Экономический эффект от мероприятий cоставит 743,2 тыс. руб., выражающийся в приросте годовой прибыли предприятия. Также будет наблюдаться высокий социальный эффект, который выразится в удовлетворенности работников отношения к себе со стороны руководства предприятия, повышением настроения и социального статуса. Все это благотворно скажется на работоспособности персонала. Ввиду этого предлагаемые мероприятия для ООО «ЛАЙК Тендер» можно считать обоснованными
1. Абрамова В.В., Пацук О.В. Мотивационная составляющая системы управления персоналом // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2016. № 5. С. 37-41.
2. Барканов И.С. Маркетинговые инструменты при формировании кадровой политики // Economics. 2017. № 2 (23). С. 42-44.
3. Блинова М.Г. Инновационные подходы к управлению персоналом – объективная необходимость современного HR-менеджмента // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 2 (10). С. 263-266.
4. Бондаренко В.А., Сагоян А.С. Актуализация внедрения концепции маркетинга персонала в деятельность фирмы // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 121-125.
5. Верховцева А.В., Журавлев А.Е. Алгоритм формирования системы организационного обучения в компаниях сферы консалтинговых услуг // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2014. № 1 (18). С. 68-71.
6. Галиева И.Д. Необходимость развития внутреннего маркетинга в организациях // В сборнике: Начало в науке материалы IV международной научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов: в 3 частях. 2017. С. 178-180.
7. Герасимов К.Б. Развитие мотивации персонала как элемент внутреннего маркетинга // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, РАЗВИТИЕ сборник статей XXV международной научно-практической конференции. 2016. С. 22-28.
8. Димитриева С.Д. Организационные аспекты HR-маркетинга в современных условиях // В книге: Организационный контекст управления персоналом организации Монография. под общей редакцией Резниковой О.С.. Уфа, 2016. С. 49-71.