Введение 4
1 Современные проблемы местного самоуправления в РФ 9
1.1 Нормативно-правовая основа местного самоуправления 9
1.2 Проблемы местного самоуправления в городском округе 17
2 Анализ деятельности администрации г. Пензы 26
2.1 Структура, задачи, компетенция администрации г. Пензы 26
2.2 Социально-экономические показатели развития г. Пензы 34
3 Предложения по повышению эффективности деятельности администрации
г. Пензы 47
Заключение 58
Список использованных источников информации 64
Приложения
Местное самоуправление представляет собой один из главных и важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы, восполняя недостатки рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности.
Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.
Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления.
В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества. Сейчас становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой ту специфическую "ветвь власти", которая, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой - наиболее полно учитывает интересы населения. Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней рассматриваются малоизученные проблемы эффективности деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления г. Пензы по социально-экономическому развитию города.
В бакалаврской работе также анализируются новые данные о ходе деятельности местной администрации г. Пензы для выявления эффективности функционирования данного органа.
Доказано, что на современном этапе развития демократии исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления становятся основой для формирования института публичного управления на муниципальном уровне.
Практика функционирования исполнительно-распорядительных органов на местах показывает, что проблемы в этой сфере все же имеются. И это мешает нормальному развитию жизнедеятельности в городе.
Степень изученности темы реализации местного самоуправления на уровне городского округа на сегодняшний день довольно высокая. Однако исследований в отношении деятельности администрации города Пензы недостаточно.
Теоретической и методологической основой исследования явились нормативно-правовые акты, научные публикации по теме местного самоуправления в России, а также интернет-источники .
При рассмотрении нормативно-правовой базы местного самоуправления основой послужили Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" № 131 от 6 октября 2003 года и другие акты, регламентирующие деятельность местного самоуправления как в городских округах, так и в районах.
В работе Васильева В.И., Петровой Г.В., и Пешина Н.Л. "Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" доступно изложены некоторые тонкости и недостатки системы местного самоуправления в России, а также выявлены минусы в разработке данного федерального закона. Вопросам регулирования местного самоуправления Конституцией РФ уделил внимание Ершов В. в своей работе" Конституция Российской Федерации и местное самоуправление".
Проблемам взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления уделяли внимание Еремин А.Р. "О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации ", Каверзин М.Ю. " Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия", Ковешников Е.М. "Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия".
При рассмотрении проблем местного самоуправления на уровне городского округа использовалась статья Фасеева И.В. "Проблемы развития местного самоуправления и территориальная организация местного самоуправления". Автор рационально описал существующие на сегодняшний день недостатки в системе управления. Также интересные заметки об особенностях местного самоуправления были заимствованы из работы Шуба К. "Местное самоуправление в современной России: достижения и проблемы".
При рассмотрении структуры и задач администрации города Пензы были использованы данные официального сайта администрации города Пензы. При проведении анализа деятельности администрации города основой послужили данные из отчетов о проведенной работе администрации.
В третьей главе бакалаврской работы были выявлены и проанализированы недостатки в системе деятельности администрации города Пензы. Далее были приведены пути ликвидации данных недостатков для более эффективной работы администрации города Пензы.
При написании предложений были использованы различные нормативные документы, обобщены независимые характеристики данного вопроса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты можно использовать в качестве научно-прикладной основы для повышения эффективности деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, в частности в администрации г. Пензы. Практическая значимость также определяется возможностью применения основных выводов бакалаврской работы в процессе повышения эффективности социально-политического управления и роли самоуправленческого начала в муниципальных образованиях. Выделение институционального аспекта исполнительно-распорядительных органов может быть применено для уточнения нормативно-правовой базы местного самоуправления.
Результаты исследования, проделанные в данной работе, могут заинтересовать региональные и муниципальные органы власти при оптимизации работы с иными органами местного самоуправления, направленной на активизацию самоуправленческой активности населения муниципалитетов, на вовлечение представителей муниципальных сообществ в процесс решения задач по организации жизнедеятельности территориальных образований.
Материалы работы могут быть положены в основу соответствующих разделов учебных программ образовательных учреждений, программ спецкурсов и курсов по выбору, для разработки учебников и учебных пособий, а также использоваться в преподавании дисциплин «Основы муниципального управления»; «Муниципальное право» и других
Цель бакалаврской работы - проанализировать деятельность администрации г Пензы по социально-экономическому развитию города.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую основу местного самоуправления;
- рассмотреть проблемы местного самоуправления в городском округе;
- провести анализ деятельности администрации г. Пензы;
- изучить структуру, задачи и компетенцию администрации г. Пензы;
- проанализировать социально-экономические показатели
деятельности администрации г. Пензы;
- выявить недостатки в системе деятельности администрации г.Пензы.
- предложить пути совершенствования деятельности администрации г. Пензы в развитии всего города.
Объектом исследования является местное самоуправление городского округа как субъект управления социально-экономическим развитием города.
В качестве предмета исследования выступает деятельность
администрации города Пензы по социально-экономическому развитию города.
При составлении дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования:
1) метод анализа документов и научных публикаций;
2) метод обобщения и использование статистических данных;
3) метод сравнения.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа представлена на 71 страницах компьютерного текста, содержит 47 источников информации и 3 приложения.
В ходе написания данной выпускной квалификационной работы автор пришел к следующим выводам.
Становление местного самоуправления на сегодняшний день является одной из важнейших народнохозяйственных проблем в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления.
В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества. Сейчас становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления.
Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой ту специфическую "ветвь власти", которая, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой - наиболее полно учитывает интересы населения. Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения.
В данной работе была рассмотрена деятельность администрации города Пензы как субъекта местного самоуправления, а также поставлены задачи, которые достигнуты в ходе написания работы, а именно:
Изучена нормативно-правовая основа местного самоуправления.
Под правовыми основами местного самоуправления понимается нормативная база, которую составляют международно-правовые акты, Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельность местного самоуправления.
В структуре законодательной основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить два уровня: федеральное законодательство и законодательство субъектов.
Необходимость совершенствования основ организации и функционирования местного самоуправления, уточнение его места и роли в структуре органов публичной власти в настоящее время одна из первоочередных задач государственного строительства. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества.
Неблагополучное состояние российского местного самоуправления давно очевидно, и столь же очевидна неотложность решения назревших в этой сфере проблем. Причины этих проблем нуждаются в специальном анализе - только так можно будет выработать адекватные и эффективные практические меры для их разрешения.
Рассмотрены проблемы местного самоуправления в городском округе. Было выявлено, что в системе городских округов существуют такие наиболее частые проблемы, как:
Среди проблем городов можно выделить следующие:
- хроническая недостаточность собственных доходов;
- противоречивость правового регулирования в сферах организации местной публичной власти и управления жилищно-коммунальным хозяйством, иными инфраструктурами жизнеобеспечения городов; земельных является предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов, а перечень вопросов местного значения и принципы, устанавливающие порядок их определения, в Конституции не установлены, приходится отметить, что Комиссия не смогла предложить приемлемые решения. Очевидно, данные вопросы останутся неразрешенными, а значит и источниками новых проблем и конфликтов. Проблемы городов отношений и отношений собственности; развития городских территорий, городского строительства и урбанизации;
- деградация жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктур жизнеобеспечения городов;
- нерациональное, хаотическое развитие жилых и промышленных зон и застроек в городах, ухудшение экологического состояния городской и окружающей города природной среды;
- правовая неурегулированность отношений между сельскими территориями и городами, а также между поселениями сильно урбанизированных территорий, составляющих мегаполисы; - необоснованная экспансия органов управления городов на окружающие город территории;
- монополизация политической и хозяйственной жизни в городах, ведущая к нерациональному использованию имеющихся экономических ресурсов в ущерб интересам населения, которое не имеет возможности воздействовать на исполнительную власть.
Элементы градообразующей сферы имеют очень важное значение для жизнеобеспечения города. От правильности, обоснованности управления данными компонентами градообразующей сферы зависит уровень муниципальных услуг, определяющих качество жизни населения.
Изучена структура администрации города Пензы, в которую входят непосредственно глава администрации города, первого заместителя, занимающегося вопросами организации деятельности администрации и пяти его заместителей, курирующих такие направления сфер деятельности, как:
- земельные и градостроительные вопросы;
- экономическое развитие и предпринимательство;
- городское хозяйство;
- образование и социальная политика.
Также в структуру городской администрации входят и находятся в непосредственном подчинении Главе администрации города
- Советник Главы администрации
- Первый отдел,
- Сектор охраны труда
- Сектор обеспечения деятельности главы администрации города
- Главный специалист-секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав.
Рассмотрены задачи и компетенция администрации города Пензы, которые были проанализированы в следующем пункте.
В ходе анализа отчетов о социально-экономической деятельности было выявлено, что приоритетом проводимой администрацией города политики устойчивое развитие отраслей, определяющих качество жизни людей: прежде всего образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и социального обеспечения. На сегодняшний день данную задачу удалось решить, в том числе и посредством осуществления мер, направленных на реализацию в городе федеральных, областных и городских целевых программ.
Однако в отчетах о деятельности администрации мало внимания уделяется сфере здравоохранения. Это говорит о том, что у администрации как субъекта управления недостаточно полномочий для эффективного управления. Также причиной может являться отсутствие специального отдела, способного регулировать это направление.
В ходе написания третьей главы были выявлены недостатки в системе деятельности администрации города Пензы. К ним отнесли:
- несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления материально-финансовым ресурсам, имеющимся в их распоряжении;
- недостаточная квалификация муниципальных служащих;
- проблема корпоративной культуры муниципальной службы;
- подход к управлению муниципальным образованием, в котором критерием эффективности выступает показатели самой службы, а не ее конечный результат;
- нечеткость системы функционирования связей между отдельными структурными подразделениями, дублирование функций, неравномерная загруженность.
В итоге были предложены подходы к решению поставленных проблем путем внедрения отдельных нововведений:
- создание в структуре администрации крупных организационно-административных блоков, руководители которых несут полную ответственность за реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах;
- создание наряду с классическими линейно-функциональными организационными структурами структур программно-целевого или программно-функционального типа, о чем было сказано выше;
- переподготовка и повышение квалификации государственных служащих среднего звена, так как большинство сотрудников нуждаются в дополнительной подготовке для исполнения своих текущих обязанностей, решения стоящих;
- создание специального отдела, контролирующего и регулирующего эффективность работы учреждений здоровья, с наделением его расширенными полномочиями будет способствовать налаживанию системы предоставления медицинских услуг населению города Пензы.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 20.01.2012. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
2. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года ETS N 122 [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. №51-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 30.03.2016. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
4. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года №136-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2016. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
5. О гражданской обороне: федеральный закон от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления 30.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
6. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: федеральный закон от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
7. Об охране атмосферного воздуха: федеральный закон от 4 мая 1999 года №96-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления 13.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.02.2016. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016
9. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №607 [Электронный ресурс] Дата обновления: 14.10.2012. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
10. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
11. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 07.01.2015. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
12. Устав города Пензы от 30 июня 2005 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.01.2016. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
13. Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки
земель населенных пунктов в Пензенской области: Постановление
Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 года №850-пП [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://pnzreg.ru/ndocs/2013/11/18/15132823(дата обращения 29.03.2016).
14. Об утверждении муниципальной программы "Модернизация,
развитие жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство города Пензы на 2015-2017 годы": Постановление администрации г.Пензы от 29 сентября 2014 года № 1131/4 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 01.04.2016.
Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2016.
15. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации // Государство и право. - 2011. - № 5. - с. 28.
16. Антонова О.В. Социальные основы местного самоуправления в крупном городе Автореф. дисс. к.с.н. - Пенза, 2002 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialnye-osnovy-mestnogo- samoupravleniya-v-krupnom-gorode(дата обращения 17.03.2016)
17. Васильев В.И., Петрова Г.В., Пешин Н.Л. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2007. - 42с.
18. Васильев В.И. Муниципальное право России: 7. Разработка ипринятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общихпринц ипах организации местного самоуправления в Российской Федерации" .Учебник. - 2 изд., перераб. и доп. М: "Юстицинформ", 2012 г. - 312с.
19. Васильев, В. И. Местное самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы. - 2015. - №11. - С. 23.
20. Еремин, А. Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2016. - № 10. - с. 47-50.
21. Ершов В. Конституция Российской Федерации и местное самоуправление // Хозяйство и право. - 2010. - № 4. - С. 55-57
22. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов (Политология). - 2015. - № 4. - С.44
23. Кишченко О.А. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в России // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. - 2014. - №12. - С.27-29
24. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Инфа-М, 2007. - 233с.
25. Корсакова С.В. Правотворческая политика в сфере местного самоуправления: пути повышения эффективности // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - №4. - С.15-18
26. Кряжков В.А. Местное самоуправление: Правовое регулирование и структуры // Государство и право. - 2015. - № 1. - С.11-20
Т1. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской
Федерации: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2007. - 245с.
28. Марчук Н. Реализация социальных программ на уровне местного самоуправления //Городское управление. - 2005. - №6. - С.48-62
29. Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы. Серия "Библиотека муниципального служащего" вып. 3. М. Право, 2012. - 204 с.
30. Модернизация системы органов местного самоуправления// Блог
Моргунова Д. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://morgynov.livejournal.com/2611.html(дата обращения 03.05.2016).
31. Мокрый B.C. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. - 2014. - № 10. - С. 3-10
32. Невинский В.В. Местное самоуправление: проблемы и
перспективы правового регулирования// Рос. юстиция. - 2015. - №11. - С.5-10
33. Нехватка средств является одной из ключевых проблем
здравоохранения — Сергей Дегтярь// PenzaNews. - 2016. [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://penzanews.ru/medicine/100930-2016
34. Отчеты о деятельности органов местного самоуправления// Официальный сайт администрации города Пензы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.penza-gorod.ru/doc4-31.html. (дата обращения 21.04.2016)
35. Оценка результативности управленческой деятельности и местных органов управления: материалы научно-практической конференции. М. 2012. - 95с.
36. Реформирование системы организации МСУ в крупных городах и
городских агломерациях: возможные подходы// Аналитическая записка. - 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа:
www.isepr.ru/upload/Koncepcija_reformy_MSU.pdf (дата обращения
15.03.2016).
37. Самохвалов В. Местное самоуправление: законодательное регулирование и региональная практика// Российская юстиция. - 2013. - №6. - С.25-26
38. Сеструхина А.С. Оценка эффективности управления местным
развитием: терминологический и методологический аспекты //
Муниципальная экономика. - 2015. - №3. - С.14-19
39. Структура администрации города Пензы// Официальный сайт
города Пензы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.penza-
gorod.ru/doc4-12.html (дата обращения 10.03.2016)
40. Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // СОЦИС. - 2013. - №6. - С.104-106
41. Фасеев И.В. Проблемы развития местного самоуправления и территориальная организация местного самоуправления// Информационно-аналитический журнал. - 2013. - №13. - С.10-11
42. Хачатурян Б. Г. Дискуссионные вопросы российского местного самоуправления// Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 2. - С.31-34
43. Шуба К. Местное самоуправление в современной России: достижения и проблемы // Власть. - 2014. - №8. - С.65-67
44. Шуба К. Проблемы повышения эффективности функционирования системы местного самоуправления в РФ // Власть. - 2014. - №5. - С.86-87
45. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. - М.: Проспект, 2007. - 672 с.
46. Юридический энциклопедический словарь [текст] - 3-е изд. - М. - 2013. - с. 328.
47. Якушкина Т. Система управления муниципальным имуществом: разработка стратегии// Проблемы теории и практики управления - 2015. - №6. - С.70-78