Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Судебная власть в системе органов государственной власти Российской Федерации

Работа №161123

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ 9
1.1 Сущность и конституционные принципы разделения
властей 9
1.2 Основные черты судебной системы в Российской
Федерации 18
1.3 Функции и прерогативы судебной власти, вытекающие из ее места в
системе разделения властей 25
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ С ИНЫМИ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 34
2.1 Особенности роли судебной власти в системе сдержек и
противовесов 34
2.2 Полномочия суда и других государственных органов в отношении
друг друга 43
2.3 Обязательность судебных постановлений для всех органов
власти 50
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В
РОССИИ 56
3.1 Влияние конституционных поправок 2020 года на место судебной
власти в государственном механизме 56
3.2 Механизмы обеспечения независимости суда и обязательности
судебных постановлений 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76

Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена следующим. В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации, Россия является демократическим правовым государством. Одним из важнейших механизмов обеспечения правового характера государства выступает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, что нашло отражение в статье 10 Конституции Российской Федерации закрепляющей разделение государственной власти на самостоятельные ветви.
Судебная власть, в рамках своих полномочий участвует в обеспечении незыблемости основ конституционного строя, защите прав и свобод человека, осуществляет разрешение споров как между гражданами и органами государственной власти, так и между самими органами власти, без чего невозможно развитие правового государства. Важность института независимого суда проявляется в том, что возникающие между ветвями власти конфликты и противоречия разрешаются при помощи судебных процедур, основанных на объективном, непредвзятом рассмотрении и разрешении дела. В отсутствии независимого суда спор будут разрешаться не на основе Конституции и законов, а по праву сильного, что неизбежно разрушает всю правовую систему.
Будучи арбитром в спорах, суд обладает самостоятельностью и независимостью. Однако, являясь самостоятельной ветвью власти, судебная власть не изолирована от других ветвей, она является частью едино государственного механизма, взаимодействует с главой государства, органами прокуратуры, законодательной и исполнительной власти. Данное обстоятельство обуславливает необходимость рассмотрения места судебной власти во всем механизме государства с целью установления баланса между недопустимостью вмешательства кого-либо в деятельность судов и преодолением чрезмерного обособления судебной власти, способного привести ее к отрыву от всего государственного аппарата.
В этой связи необходим анализ того, насколько существующий механизм взаимодействия судебной власти с иными государственными органами соответствует конституционным принципам самостоятельности судов, но при этом является достаточным для эффективной работы судебной системы. Кроме того, важным представляется исследование механизма обеспечения обязательности судебных постановлений, так как плохая работа такого механизма может обессмыслить работу всего института независимого суда. Следовательно, место судебной власти в системе органов государственной власти обуславливается не только функциями и полномочиями судебной власти, характером и объемом ее взаимодействия с другими органами власти, но и деятельностью исполнительной власти по реализации судебных постановлений, что заслуживает отдельного рассмотрения в рамках заявленной темы.
Также выбранную тему актуализируют поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года, дающие право Совету Федерации освобождать от должности судей высших судов, наделившие новыми полномочиями Конституционный Суд и изменившими его состав.
Новизна магистерской диссертации состоит в том, что в ходе рассмотрения судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации были выявлены проблемные аспекты как нормативно-правового регулирования института судебной власти, так и их практической реализации, в связи с чем, автором сформулированы предложения по устранению этих проблем.
Теоретическая и практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, а также в правотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства, направленной на устранение выявленных в работе проблем.
Объектом магистерской диссертации являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности органов государственной власти.
Предметом исследования выступают нормативно-правовое
регулирование и правоприменительная практика, определяющие место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Целью магистерской диссертации является исследование конституционно-правового положения судебной власти в ее взаимодействии с иными органами государственной власти, выявление проблемных аспектов такого взаимодействия и на этой основе внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
• исследование сущности и конституционных принципов разделения властей;
• рассмотрение основных черт судебной системы в Российской Федерации;
• анализ функций и прерогатив судебной власти, вытекающих из ее места в системе разделения властей;
• исследование особенностей роли судебной власти в системе сдержек и противовесов;
• анализ властных полномочий суда и других государственных органов в отношении друг друга;
• анализ обязательности судебных постановлений для всех органов власти;
• рассмотрение влияния конституционных поправок 2020 года на место судебной власти в государственном механизме;
- исследование механизма обеспечения независимости суда и обязательности судебных постановлений.
В ходе работы применялись такие методы исследования как общенаучный, в котором можно выделить анализ, синтез, дедукция, индукция, системный и функциональный подходы, а также частнонаучные методы, основными из которых были историко-правовой, формально­юридический, сравнительно-правовой и социологический.
Теоретическую основу работы составили публикации таких ученых как Авакьян С.А., Баглай М.В., Воскобитова Л.А., Зорькин В.Д., Изварина А.Ф., Лучин В.О., Маркина Е.В., Эбзеев Б.С., Ярков В.В. и другие.
Нормативной и эмпирической основой работы являются Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, подзаконные акты, постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Аппарат государства включает в себя различные органы власти, среди которых можно выделить парламент, главу государства, органы исполнительной власти, органы с особым статусом, а также судебные органы, осуществляющие правосудие и судебный контроль. При этом, судебная власть занимает особое место в системе разделения властей, так как только она вправе осуществлять правосудие.
Будучи самостоятельной ветвью власти, судебная власть неоднородна. Ее систему образуют как федеральные суды, так и мировые судьи. Внутри судебной системы суды взаимодействуют между собой исходя из того, какое место занимает каждый суд в этой системе, притом, что одни суды не могут подменять собой другие суды. Вся судебная система не статична, она подвергается трансформации в зависимости от новых вызовов времени. Так, наиболее существенными изменениями были упразднение в 2014 году Высшего Арбитражного Суда, прекращение деятельности с 2023 года конституционных (уставных) судов субъектов федерации, а также образование в 2018 году апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. При этом, действующее законодательство содержит потенциал по созданию новых судов, к числу которых относятся специализированные суды общей юрисдикции.
Независимость судов не означает их изолированность от всего государственного механизма, что выражается в наборе взаимных полномочий между судебной властью и иными государственными органами, необходимых для эффективного выполнения судом своих функций. Вместе с тем, специфика функций судебной власти обуславливает ряд особенностей ее роли в системе сдержек и противовесов.
Если каждая ветвь власти часть решений принимает самостоятельно, а другую часть решений вынуждена согласовать с другими или получить их одобрение, то судебная власть все решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает самостоятельно и для нее отсутствуют ветирующие органы. Ни один орган государственной власти не обладает правом вето на судебное решение. При этом, защитным механизмом от судебной ошибки или злоупотребления правом выступает институт пересмотра судебных решений вышестоящими судами, но исключительно внутри судебной системы без воздействия извне.
Судебная власть может признавать подзаконные акты не соответствующими закону, а также сами законы и иные нормативные акты неконституционными, что исключает их дальнейшее применение и влечет отмену органом, принявшим соответствующий нормативный акт. При этом никакой иной орган власти не может признать судебный акт неконституционным или незаконным. Судебное постановление может быть обжаловано, но только в вышестоящем суде по правилам подсудности.
Невмешательство кого-либо в деятельность судебной власти обусловлено ее функциями, вытекающими из места судебной власти в системе разделения властей, в частности, ролью независимого арбитра. Такое обособленное положение судов в государственном механизме необходимо для того, чтобы никто не мог оказывать давление на суд, в том числе и через систему сдержек и противовесов. Соответственно, минимизация влияния иных ветвей власти на судебную власть является полностью оправданным. При этом, во избежание перекосов в сторону возвышения судебной власти над остальными ветвями, судебная власть не наделена полномочием по осуществлению управленческой деятельностью, а также не обладает инициативой по возбуждению судебного производства.
В целом, взаимодействие судебной власти с иными органами государственной власти представляется достаточно сбалансированным и отвечающим базовым конституционным принципам разделения властей в России.
Принятые в 2020 году поправки к Конституции оказали влияние на судебную власть и ее место в системе государственной власти, которое в целом можем оценить положительно. Данные поправки расширили полномочия Конституционного Суда, уточнили конституционные формулировки, касаемые судебной власти, исключили возможность иностранного влияния на судей, что в совокупности направлено на укрепление судебной власти и повышение ее авторитета. Вместе с тем, достаточно неясным по последствиям является сокращение численности Конституционного Суда до одиннадцати судей, так как в настоящее время приведение фактического состава суда к конституционно закрепленному еще не завершено.
Дискуссионным является наделение Совета Федерации правомочием по прекращению полномочий судей высших судов. Полагаем, что опасения некоторых исследователей в том, что это нарушает принцип разделения властей, необоснованны, так как с одной стороны возможность досрочного прекращения полномочий повышает ответственность судей, с другой стороны сам механизм прекращения их полномочий исключает возникновение зависимости судей от иных органов власти. Обусловлено это тем, что Совет Федерации не может прекращать полномочия судей по своей инициативе, а Президент вправе вносить соответствующее представление, но не может повлиять на решение Совета Федерации.
При этом, сама формулировка оснований для досрочного прекращения полномочий судей Конституционного Суда, Верховного Суда, кассационных и апелляционных судов несовершенна, поскольку допускает произвольное применение к ним широкого спектра действий, дающих основание для досрочного прекращения их полномочий. В этой связи нами предлагается уточнить формулировку оснований для досрочного прекращения полномочий этих судей с целью исключения избыточной дискреции Президента и Совета Федерации в решении данного вопроса.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что неотъемлемым и обязательным элементом работы государственного механизма является обязательность судебных постановлений, без которой деятельность судебной власти утрачивает практический смысл. Реализация судебных актов осуществляется тремя основными путями. Первый - это работа государственных институтов, при которой исполнение судебного решения происходит в процессе реализации компетенций государственных органов, которым адресовано решение суда.
Здесь необходимо отметить, что в настоящее время, хоть не остро, но стоит проблема своевременности исполнения органами государственной власти решений Конституционного Суда. Так, Конституционный Суд, признав федеральный закон не соответствующим Конституции, в силу принципа разделения властей, не может отменить неконституционный закон. Обязанность по отмене или изменению такого закона лежит на Государственной Думе, которая далеко не всегда это делает своевременно. Одной из главных причин несвоевременного исполнения постановлений Конституционного Суда является затягивание подготовки законопроекта, отменяющего или изменяющего неконституционный закон. Большое количество законопроектов, стоящих в очереди на подготовку к рассмотрению и принятию существенно замедляет приятие законов в исполнение постановлений Конституционного Суда. В этой связи нами предлагается дополнить Регламент Государственной Думы положениями о первоочередном рассмотрении законов, направленных на исполнение решений Конституционного Суда.
Второй путь реализации судебных актов - добровольное исполнение решений суда физическими и юридическими лицами, зависящий от их ответственности и уровня правосознания. Так как такое исполнение зависит от волеизъявления лица, которое может уклоняться от исполнения, существует третий путь - принудительное исполнение судебных решений.
Принудительное исполнение обеспечивают федеральные службы исполнения наказаний и судебных приставов, входящие в состав министерства юстиции. Каждая из этих служб имеет определенные проблемы в осуществлении своей деятельности, решение которых нами видится в усилении гражданских служб внутри структур исполнения наказания и расширении полномочий службы судебных приставов по розыску должника и его имущества.
Полагаем, что учет законодателем наших замечаний и предложений позволит сделать работу судебной власти еще эффективней, а ее взаимодействие с иными ветвями власти более сбалансированным.


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 14 марта 2020 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря - № 237.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ от 16 марта 2020 г. № 11. Ст. 1416.
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в редакции от 1 июля
2021 г.) // Собрание законодательства РФ от 25 июля 1994 г. № 13. Ст. 1147.
4. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» (в редакции от 16 апреля
2022 г) // Собрание законодательства РФ от 1 мая 1995 г. № 18. Ст. 1589.
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1 -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 16 апреля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ от 6 января 1997 г. № 1. Ст. 1
6. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1 -ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (в ред. от 16 апреля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ от 28 июня 1999 г. № 26. Ст. 3170.
7. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (в редакции от 16 апреля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ от 14 февраля 2011 г. № 7. Ст. 898.
8. Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ (в редакции от 14 июля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ от 10 февраля 2014 г. № 6. Ст. 550.
9. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей Российской Федерации» (в редакции от 16 апреля 2022 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 30 июля 1992 г. № 30. Ст. 1792.
10. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в ред. от 21 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства РФ от 28 июля 1998 г. № 30. Ст. 3590
11. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (в ред. от 16 апреля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ от 12 января 1998 г. № 2. Ст. 223.
12. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в редакции от 1 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ от 21 декабря 1998 г. № 51. Ст. 6270.
13. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (в редакции от 8 декабря
2020 г.) // Собрание законодательства РФ от 18 марта 2002 г. № 11. Ст. 1022.
14. Федеральный закон» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации (в редакции от 8 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ от 29 июля 2002 г. № 20. Ст. 3019.
15. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 14 июля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ от 8 октября 2007 г. № 41. Ст. 4849...78


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ