Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие суда присяжных в России

Работа №161115

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы151
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-9
Глава I. Эволюция суда присяжных в России 10-74
1.1. Подготовка, проведение и результаты судебной реформы
Александра II 10-31
1.2. Суд присяжных по Судебным уставам 1864 г 32-57
1.3. Суд присяжных 1879-1917 гг 57-74
Глава II. Суд присяжных в Российской Федерации 75-119
2.1. История восстановления суда присяжных 75-95
2.2. Правовой механизм суда присяжных Российской Федерации .. 96-119 Глава III. Методическая разработка применения результатов исследования в образовательных организациях.
3.1. Рабочая программа факультатива «История суда присяжных
в России» 120-132
Заключение 133-138
Список использованных источников и литературы 139-151

Актуальность темы исследования. Независимая судебная власть выступает в качестве одной из фундаментальных основ любого современного демократического государства. В свою очередь, важнейшей частью судебной системы является суд присяжных заседателей, в котором главный вопрос уголовного процесса, а именно вопрос о виновности подсудимого, решают представители народа, олицетворяющие житейскую мудрость и общественную совесть.
История российского судопроизводства в целом и суда присяжных в частности относиться к перечню малоизученных проблем. Ее актуальность обусловлена реформированием судоустройства и судопроизводства. Часть 4 статьи 123 Конституции Российской Федерации закрепила, что в определенных федеральным законом случаях, процесс отправления правосудия осуществляется с участием присяжных заседателей. Возрождение суда присяжных - важнейшее направление судебной реформы. Это значительный шаг на пути к правовому государству, демократические процедуры которого не могут сосуществовать вместе с нарушениями прав человека и гражданина. В целом, этот комплексный демократический институт современного российского права, сохранил в себе все сильные стороны дореволюционного суда присяжных. Его предназначение - внести значительный вклад в развитие справедливого и открытого правосудия в России.
Изначально суд присяжных появился еще в Российской империи в результате Судебной реформы 1864 г. и стал ее «краеугольным камнем». Он просуществовал вплоть до 1917 г. К идее привлечения населения к отправлению правосудия решено было вернуться только в 1993 г. в результате чего, как и в прошлый раз была проведена масштабная реформа, которая способствовала внесению изменений в отраслевое законодательство и в целом перестройке всей правоохранительной системы.
На данный момент в отношении суда присяжных существует ряд проблем, которые требуют разрешения. Законодательная база института суда присяжных заседателей далеко не идеальна. Существует ряд норм, которые не достаточно конкретизированы, при этом некоторые нормы противоречат друг другу. Еще одной проблемой можно считать неоднозначное отношение общества к суду присяжных. Среди профессиональных историков, юристов и процессуалистов можно встретить различные мнения, начиная от полной уверенности в прогрессивности данной формы судопроизводства, до ее полного отторжения. Эти дискуссии ведутся и сейчас, хотя данный вопрос уже давно снят принятой в 1993 г. Конституцией РФ.
14 марта 2016 г. на рассмотрение в Государственную думу Президент Российской Федерации внес законопроекты, целью которых является расширение применения суда присяжных. Предполагается внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации».
Пояснительная записка к законопроекту «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» гласит, о том, что обвиняемым по уголовным делам, относящимся к подсудности районных и гарнизонных военных судов, необходимо предоставить право ходатайствовать о рассмотрении их дел с участием коллегии состоящей из шести присяжных заседателей. Численность коллегий присяжных в региональных судах будет сокращена с 12 до 8 человек. Данная мера нацелена на упрощение процедуры отбора и позволит сэкономить бюджетные средства. Количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в суд также сокращается.
Таким образом, право ходатайствовать о рассмотрение дела судом присяжных заседателей получат более 15 тысяч обвиняемых. С 1 января 2017 г., часть закона уже вступила в законную силу, но большинство кардинальных изменений будут введены в судебную практику с 1 июня 2018 года.
Актуальность данного исторического, социально-психологического и теоретико-правового исследования возникающих на протяжении истории российского суда присяжных организационных проблем объясняется вышеперечисленными положениями. Находясь на старте нового этапа реформирования судебной системы России очень важно учитывать предыдущий опыт судоустройства. Прежде чем станет возможно сделать какие-то важные выводы, которые помогут спрогнозировать итоги будущей реформы необходимо погрузиться в проблему.
Объектом исследования является становление и развитие российского правового института суда присяжных заседателей с 1864 г. по настоящий момент.
Предметом исследования является эволюция государственного регулирования деятельности суда присяжных заседателей с момента введения Судебных уставов в 1864 г., исторические этапы развития и функционирования данного института, нормы законодательства Российской Федерации об осуществлении правосудия и его изменения в современный период.
Степень научной разработанности проблемы. Для
дореволюционного опыта изучения суда присяжных характерны работы Джаншиева Г.А.1, Бобрищева-Пушкина А.М., Кони А.Ф.2 и др. Особенностью этого периода является направленность не на суд присяжных, а на Судебную реформу 1864 г. в целом. Но многие ученые выделяют смысловые части, посвященные конкретно суда присяжных.
В дореволюционной историографии второй половины XIX в. прослеживается борьба сторонников суда присяжных, среди которых Джаншиев Г.А.3, Кони А.Ф.4, и противников в лице Фукса В., Каткова М. и др., что свидетельствует о публицистичности и полемичности некоторых дореволюционных трудов. Особый интерес представляют мнения этих ученых, и аргументы в пользу суда присяжных, а также критика и недостатки, существующей на тот момент судебной системы.
В советский период важный вклад в изучение института суда присяжных заседателей внес Афанасьев А.К.5. В работах этого автора впервые проводится полный анализ суда присяжных. Афанасьев А.К. разработал собственный подход к периодизации истории российского суда присяжных, который основывается на характеристике деятельности суда присяжных и политике Правительства по отношению к нему.
В настоящее время российскому суда присяжных посвятили свои научные изыскания следующие ученые: Боботов С.В.6, Демичев А.А.7, Немытина М.В.8, Пашин С.А.9, Воронин А.В.10, и др. В их работах проанализированы основные этапы введения и функционирования дореволюционного суда присяжных в сравнении с современным и его зарубежными аналогами.
Цель работы - комплексный анализ основных проблем становления, развития, перспектив суда присяжных заседателей в качестве одного из обязательных демократических элементов судебной системы России.
Для достижения данной цели были сформулированы задачи
исследования:
1. изучить процесс подготовки и проведения судебной реформы Александра II, проанализировать ее результаты;
2. рассмотреть механизм функционирования суда присяжных по стандартам Судебных уставов 1864 г.;
3. охарактеризовать деятельность института суда присяжных в период с 1879 по1917 гг.;
4. исследовать процесс восстановления суда присяжных в современной Российской Федерации;
5. определить правовой механизм современного суда присяжных.
Нормативно-правовая основа работы. Изучение законодательной базы суда присяжных занимает значительную часть исследования. Безусловно, необходимо обратиться к главному закону - Конституции РФ11, которая закрепляет принцип разделения властей, гарантируя самостоятельность судебной власти. Также в Конституции зафиксировано право человека на суд присяжных. Вторым немаловажным нормативно­правовым актом является Уголовно-процессуальный кодекс РФ12 (далее УПК РФ). Глава 42 УПК РФ определяет порядок судопроизводства по уголовным делам, рассматриваемым присяжными заседателями. Все составы преступлений, которые могут быть рассмотрены судом присяжных, содержатся в Уголовном кодексе РФ13. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»14 определяет полномочия органов различных уровней судебной власти. Специальный Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»15 регламентирует требования, предъявляемые к присяжным заседателям, процедуру составления списков и формирование коллегий присяжных, а также вопросы материального обеспечения и др.
Методологическая основа исследования представляет собой комплекс научных методов познания, в который входят синтез, исторический, системный формально логический и конкретно-исторический анализ. Все эти методы используются при рассмотрении различных периодов становления и развития суда присяжных. Метод сравнения позволил выявить схожие и различные черты российского суда присяжных и его зарубежных аналогов. Изложение материала определятся правилами диалектического метода. Характеристика проблем судопроизводства на различных этапах становления суда присяжных дается на основе историко-правового и сравнительно-правового метода.
Научная новизна. Исследования представляет собой комплексный анализ российского института суда присяжных на различных этапах его становления, что позволяет выявить общие тенденции в отношении данного института со стороны государственных органов и общественности, а также в законодательстве страны.
Практическая значимость заключается в возможности использовать материалы данного исследования для дальнейшего изучения становления и развития суда присяжных в России, написания по этой теме выпускных квалификационных работ и в дальнейших научных изысканиях по проблемам истории судоустройства и судопроизводства с участием присяжных заседателей. А так же материалы исследования могут использоваться в процессе преподавания курса истории России, для создания и разработки спецкурсов по истории судебной системы России в исторических и юридических вузах, а также других образовательных учреждениях....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате изучения поставленных в ходе исследования задач можно прийти к выводу, что суд присяжных является институтом, который непосредственно зависит от внутренней политики государства и оказывает влияние не только на правосудие, но и на правовую систему России в целом.
Обширное изучение историко-правового материала позволило выделить основные этапы становления и развития суда присяжных заседателей в России с момента его введения во второй половине XIX в., проследить развитие историко-правовой мысли по данному вопросу, определить характерные черты, особенности и выявить основные проблемы данного института, часть которых актуальна и по сей день.
Введение суда присяжных в России в целом по праву считается значительным достижением юридической науки на пути прогрессивного демократического развития страны. Основные положения судоустройства и судопроизводства с участием присяжных заседателей разрабатывались на основе глубокого изучения зарубежного опыта. Российский институт присяжных многое позаимствовал у оригинального английского образца. При этом изобретение «отцов суда присяжных» не было слепым подражанием. Несмотря на все сложности, новая форма отправления правосудия отвечала особенностям российской действительности. Она была действительно открытой для различных слоев населения.
Вместе с тем, рассматривая деятельность дореволюционного суда присяжных, был выявлен ряд проблем, связанных с психологическим аспектом, а именно излишней впечатлительностью присяжных. На первых этапах существовали недостатки и с организационной стороны, которые выражались в неточном составлении списков заседателей. Результатом низкой правовой грамотности стал низкий уровень репрессивности. Однако, анализ статистические данные приговоров, выносимых судами с участием присяжных заседателей, свидетельствуют о том, что обвинения в слабой репрессивности не до конца оправданы.
Законодательство о судопроизводстве с участием присяжных заседателей претерпело большое количество изменений и дополнений в 70­80-е годы XIX в. В результате подсудность и компетенции суда присяжных были значительно ограничены. В частности, было ограничено право немотивированного отвода сторонами с 12-ти до 3-х заседателей. С одной стороны, данная мера процессуально уравнивала стороны. С другой - одновременно ограничивала права подсудимых, что нанесло существенный удар по уровню демократичности данного института.
Нельзя определенно сказать, что все изменения оказали негативное влияние. Некоторые законодательные акты позволили улучшить состав присяжных. Например, образовательный ценз позволил привлечь к отправлению правосудия большее количество грамотных крестьян, знания и опыт которых являлись важнейшими качествами присяжного заседателя. Вводились новые виды наказаний за многократное игнорирование исполнения обязанностей заседателя. Кроме уплаты штрафа, предусматривалось лишение права избирать и быть избранными на должности, требующие общественного доверия. Данная новелла положительно повлияла на увеличение явки присяжных и позволила привлечь более состоятельных граждан к исполнению обязанностей присяжных.
Важным условием успешной деятельности суда присяжных в начале XX века являлось формирование скамьи присяжных заседателей. В данной работе содержится попытка оценить работу Временных комиссий на по составлению списков лиц, которые имеют право быть присяжными заседателями. В общем, несмотря на то, что в различных губерниях Российской империи, имело место халатное отношение указанных комиссий к своим обязанностям, их деятельность можно считать вполне удовлетворительной. Подтверждением данного вывода можно считать сами общие списки, а также списки очередных и запасных присяжных заседателей. Их анализ позволил сделать вывод, что коллегий присяжных в большинстве своем состояли из представителей крестьянства, что означает, что суд присяжных был одним из самых демократических институтов дореволюционной России.
В итоге, можно с уверенностью сказать, что суд присяжных стал одним из самых демократических и прогрессивных институтов судебной реформы 1864 г. Его значительным достижение является соединение в себе новых принципов правосудия: состязательности, гласности, устности, равенства всех перед судом, презумпции невиновности, свободы внутреннего судейского убеждения, обеспечения обвиняемому права на защиту.
Спустя более 40 лет непрерывного функционирования на большинстве территорий страны суд присяжных был упразднен в 1917 г. «Декретом о суде» №1. На протяжении всего советского периода истории России, суд присяжных заседателей считался чуждым для сложившейся общественно­политической системы судебно-правовым институтом.
Возрождение суда присяжных в России в начале 90-х годов XX века во многом связано с процессом демократизации общества. Страна взяла курс на построение правого государства и гражданского общества. Подняв вопрос о введении института суда присяжных, заговорили о его преимуществах , среди которых: более широкая коллегиальность, независимость и, соответственно, меньший риск судебных ошибок и злоупотреблений. Присяжных в отличии от профессиональных судей не будут беспокоить ведомственные отчетные показатели, а лишь судьба подсудимого. Главной целью было добиться, чтобы функционирование суда присяжных вновь сделало судопроизводство прозрачным и понятным для народа. С помощью этот института планировалось запустить дальнейшее реформирование всей судебной системы. Необходимо было укрепить гуманный характер правосудия, что отвечает высоким идеалам правового государства.
Восстановление института суда присяжных проходило постепенно, начиная с небольшого количества регионов, согласившихся на эксперимент и соответствующим всем необходимым условиям для функционирования суда присяжных. Сделать это было не так-то просто, поэтому от некоторых первоначальных установок решено было хотя бы временно отказаться, например, от введения суда присяжных заседателей в районных судах. По всей стране была проведена масштабная работа с главами субъектов, судьями и органами прокуратуры. В результате к концу первого десятилетия XXI вв. суд присяжных существовал во всех регионах Российской Федерации.
С 1 июня 2018 г. окончательно будут реализованы положения Федерального закон от 23 июня 2016 г. «О внесении изменений в Уголовно­процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Коллегии присяжных в Верховных судах республик, краевых и областных судах будут сокращены с 12 до 8 человек. В районных судах появятся коллегии присяжных заседателей, состоящие из 6 человек.
Присяжные в судах районного звена будут рассматривать уголовные дела по «бытовым» убийствам без различных отягчающих обстоятельств. Помимо этого подсудность новых судов присяжных увеличится за счет тяжких уголовных преступлений совершенных женщинами,
несовершеннолетними и мужчинами старше 65 лет, а также за счет следующих составов:
• убийства с отягчающими обстоятельствами,
• умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшему по неосторожности смерть потерпевшего,
• посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля,
• о посягательстве на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование,
• о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа,
• о геноциде.
Прогнозирование перспектив применения всех этих новелл на практике показывает, что все эти изменения по большей части затрагивают только организационные аспекты работы судов. Однако, они не способны качественно улучшить ситуацию с защитой прав и свобод граждан. Однозначно, что реформа должна продолжаться и брать дальнейший курс на увеличение составов преступлений, рассматриваемых с участием коллегии присяжных заседателей. Необходимо добиваться большей открытости судебных процессов и реальной, не мнимой состязательности сторон. Ну и конечно же не стоит забывать про повышение уровня правовой культуры, грамотности и сознательности населения, воспитании должного уважительного отношения к обязанностям присяжного заседателя.
Однако новая российская форма судопроизводства с участием присяжных заседателей вновь столкнулась с рядом проблем, среди которых выделяют:
• настороженность и апатию граждан по отношению к суду присяжных;
• ориентацию присяжных заседателей на групповые интересы;
• чувствительность к риторике сторон судебного процесса;
• трудности в формировании списков присяжных заседателей;
• сложности ряда процедур, установленных уголовно-процессуальным законом;
• недостаточный уровень подготовки профессиональных юристов к работе в условиях состязательности сторон;
• финансовые проблемы;
• принятие необоснованных вердиктов.
Стоит обратить внимание на некую тенденцию цикличности, которая подразумевает, что и дореволюционный, и современный российский суд присяжных в своей деятельности столкнулись с одинаковыми проблемами. В связи с чем, накопленный исторический опыт функционирования данного института во второй половине XIX - начале XX вв. имеет колоссальное значение. Его не просто необходимо изучать, но и учитывать при 137
дальнейшем реформировании судебной системы в условиях современной Российской Федерации. Современная концепция судебной реформы представляет суд присяжных инструментом демократизации уголовной юстиции, рассматривая его как институт, который призван стимулировать развитие принципа состязательности сторон судебного процесса, способный заставить следствие более внимательно проводить расследование.
В результате изучения дореволюционного и современного суда присяжных, можно сделать вывод, что несмотря на определенные трудности и проблемы в процессе его введения и деятельности, данный институт достаточно успешно функционирует и имеет в будущем ряд перспектив. Безусловно, благополучное функционирование и развитие зависит от обстановки в стране и политического режима, так как норматворцем во всех сферах жизни общества является государство, но не стоит забывать о том, что суд присяжных в первую очередь суд народа. Соответственно необходимо принимать меры для развития и повышения уровня правовой культуры и грамотности населения. Это позволит избежать судебных ошибок, частой отмены оправдательных приговоров. Если государство заинтересовано в открытом, справедливом и состязательном судопроизводстве оно должно заботиться о его развитии.


1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: АСТ, 2018. 32 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 63- ФЗ (ред. 21 января 2018 года). - М.: Эксмо, 2018. 224 с.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 20 февраля 2018 года). - М.: Проспект, 2018, 352 с.
4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: http://www.consultant.ru/- document/cons_doc_LAW_12834/ (дата обращения: 12.12.2017).
5. Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных
заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48943/ (дата обращения: 12.12.2017).
6. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 321-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200687/ (дата
обращения: 24.10.2017).
7. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199974 (дата обращения: 13.12.2017).
8. Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 91-ФЗ «О применении
положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно­процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&last-
Doc=1&nd=102349618 (дата обращения: 23.03.2017).
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.02.2018 № 5 «О
применении судами некоторых положений Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1179719/ (дата обращения: 23.03.2018).
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 № 23 (ред. от 15.05.2018) «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71188504/ (дата обращения: 17.05.2018).
11. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года №367-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.А. Шайхутдинова на нарушение его конституционных прав положениями статей 42, 45, 49 - 52, 277, 328, 336, 377, 381 и 385 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1683596/ (дата обращения: 18.03.2017).
12. Декрет от 24 ноября 1917 года о суде. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=40 29#044460372034431406 (24.10.2017).
II. Статистические и справочные издания
13. Российская юридическая энциклопедия. Гл. ред. А. Я. Сухарев. - М.: Инфра, 1999. - 1100 с.
III. Научная литература
Монографии
14. Буков, В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. - М.: Археографический центр, 1997.
• 450 с.
15. Бернэм, У. Суд присяжных заседателей. / У. Бернем. - М.:
Издательство Московского независимого института международного права, 1997. - 128 с....103


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ