ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о
профессиях 7
1.2. Характеристика проектной деятельности и возможности ее использования в
воспитательном процессе ДОО 13
1.3. Использование проектной деятельности в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых 22
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика сформированности представлений о мире профессий у детей
старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по реализации проектной деятельности с целью
формирования у старших дошкольников представлений о мире
профессий 34
2.3. Анализ эффективности использования проектной деятельности в процессе
формирования представлений о мире профессий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
На современном этапе образование - это целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Приобщение детей к труду взрослых является значимым социально - эмоциональным средством приобщения их к миру взрослых, а также приобретения детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, активизация словарного запаса.
Ранняя профориентация направлена на:
• предоставление ребенку начальных и максимально разнообразных представлений о профессиях;
• формирование у ребенка эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру;
• предоставление возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Важнейшим звеном социальной адаптации ребенка дошкольного возраста является его ориентация в большом количестве существующих профессий и видах труда. Следовательно, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Теоретические аспекты проектной технологии в литературе представлены в общих чертах, а на практике ее применение к конкретному ребёнку требует дополнительной информации.
Объект исследования: формирование у старших дошкольников представлений о мире профессий.
Предмет исследования: проектная деятельность как путь формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение проблемы формирования представлений о мире профессий у дошкольников с помощью проектной деятельности.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогические условия формирования представлений о мире профессий детей дошкольного возраста;
2) дать характеристику проектной деятельности и рассмотреть возможности ее использования в воспитательном процессе ДОО;
3) провести работу по формированию представлений о мире профессий в процессе реализации проектной деятельности у старших дошкольников;
4) проанализировать результаты проведенной работы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май 2019 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал выявление исходного уровня сформированности у дошкольников представлений о мире профессий;
III этап (сентябрь 2019 г. - март 2020 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию комплекса мер по формированию у старших дошкольников представлений о мире профессий в процессе реализации проектной деятельности;
IV этап (март 2020 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности проведенной работы.
Гипотеза исследования: формирование у старших дошкольников представлений о мире профессий будет проходить эффективно, если:
• психолого-педагогические условия формирования представлений о мире профессий будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего возраста;
• в условиях ДОО будет проводиться целенаправленная работа по формированию представлений о назначении и содержании отдельных профессий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта, наблюдение, эксперимент.
Теоретическими основами исследования послужили работы Н.Н.
Захарова, Н.С. Пряжникова, И.Д. Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской,
В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, А.Ш. Шахмановой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный материал может быть полезен педагогам и родителям в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
База исследования: дети старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с №120 г. Пензы «Аистенок».
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются психологические и педагогические особенности формирования представлений у детей дошкольного возраста о мире профессий посредством проектной деятельности.
Во второй главе описывается эксперимент по диагностике профессиональных представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности, проводится анализ результатов и делаются соответствующие выводы.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
Проблема формирования представлений детей дошкольного возраста о мире профессий посредством проектов недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, все понимают огромную роль представлений детей о профессиях. Формирование представлений о мире профессий в детских садах не всегда осуществляется достаточно целенаправленно и систематически, потому что дети не обременены проблемой выбора профессии. Впрочем, поскольку профессиональное самоопределение связано с развитием личности на всех возрастных этапах, дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления дошкольников о профессиях ограничены из-за отсутствия жизненного опыта. Они знают только о работе мамы и папы, воспитателя детского сада, о профессии летчика, полицейского, продавца, но дети обычно мало и очень поверхностно знают и об этих привычных профессиях. Между тем, в современном мире существует огромное количество профессий. Поэтому формирование у дошкольников представлений о мире профессий - это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
Первая глава была посвящена вопросам формирования представлений у детей дошкольного возраста о мире профессий посредством проектной деятельности. Так как основным видом деятельности детей является игра, то лучше знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно-ролевую игру. К настоящему времени в России наиболее известна предложенная Е.А. Климовым периодизация развития человека как субъекта труда. Согласно этой теории игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т. д.).
Центральное место во второй главе занимает проектная деятельность как содержательного компонента формирования представлений у дошкольников о мире профессий.
Экспериментальный этап исследования был посвящен проверке эффективности использования проектной деятельности в качестве средства формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста. Он проводился нами в старшей группе МБДОУ д/с №120 г. Пензы «Аистенок». Уровень сформированности представлений о мире профессий и труде взрослых у детей определялся в ходе констатирующего эксперимента с использованием методики диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия?».
Так как результаты диагностики показали, что дети очень мало знают о профессиональной деятельности взрослых, для улучшения результатов была проведена работа. Для этого было проведено несколько проектов, которые содержали совместные сюжетно-ролевые игры, целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие дошкольников с трудом взрослых, способствовали накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Воспитательная эффективность приобщения к труду зависит не только от того, какой вид работы наблюдается, но и от того, на какие его стороны направлено внимание детей. Когда у детей появляется возможность активно действовать самим, они получают более точные и полные представления о работе взрослых и начинают им подражать.
Для усиления эмоционального воздействия на детей мы использовали чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Дошкольники отражали все свои знания в игре. Детские игры стали эмоционально насыщенными, с детальным игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети стали самостоятельными и инициативными в организации игр. Знания о профессиональной деятельности людей широко используются в играх, а ролевое взаимодействие между детьми имеет смысловое значение.
Сопоставлением результатов констатирующего и контрольного экспериментов убедительно доказана правомерность выдвинутой гипотезы.
Таким образом, мы видим, что в ходе работы раскрыта актуальность и возможности организации проектной деятельности как пути формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста.
1. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов: практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264 с.
2. Близнецова В.С Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ. // Справочник старшего воспитателя: методический журнал для педагогов детского сада.
• 2009. - №9. - С. 21-30.
3. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования. // Управление ДОУ: методический журнал для педагогов детского сада. - 2009. - №7. - C. 37-42.
4. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: учебно-метод. пособие. - СПб., 2004. - 123 с.
5. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 115 с.
6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 56 с.
7. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
8. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей и родителей. / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2009.
• 190 с.
9. Гуткович И.Я. Общая характеристика метода проектов. // Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения: сборник методических материалов ДОУ №178 «Облачко». Вып. №3. - Ульяновск, 2005. - 46 с.
10. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учебно -
методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 144 с.
11. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
12. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2007. - 427 с.
14. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебнометодическое пособие. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. - 129 с.
15. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: дис. ... канд.пед.наук. - Саратов, 2001. URL: http://www.dissland.com/catalog/formirovanie
predstavleniy o mire professiy v usloviyah igrovoy deyatelnosti doshkolnikov.html...30