Введение 2
1.1 Краткие сведения о биографии П.Я. Гальперина 3
1.2 Психологические взгляды и идеи П.Я. Гальперина 4
1.3 Анализ концепции поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина 6
1.4 Анализ статьи П.Я. Гальперина «О формировании умственных действий и понятий» 9
Заключение 12
Список литературы 15
Изучение отечественной истории психологии невозможно представить без изучения научной деятельности П.Я. Гальперина – видного отечественного психолога. В трудах П.Я. Гальперина мы находим идеи, которые имеют большое значение для деятельностной психологии, психологической теории деятельности и деятельностной теории учения. Научные идеи ученого дали толчок для дальнейшего развития психологического знания. Развивая деятельностный подход, П.Я. Гальперин преодолевал ограниченное и узкое его понимание, что нашло отражение прежде всего в характере понятий, использовавшихся им при анализе человеческой деятельности. [1. с. 28]
Цель данной контрольной работы заключается в анализе и обобщении сведений о психологических взглядах П.Я. Гальперина. Для реализации данной цели нами поставлены следующие задачи:
1. Провести краткий обзор биографии П.Я.Гальперина.
2. Проанализировать концепцию поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина.
3. Проанализировать произведение П.Я. Гальперина «Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение».
Объект контрольной работы: психологически взгляды П.Я. Гальперина.
Предмет контрольной работы: концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина.
Значение психологических идей П.Я. Гальперина невозможно переоценить. Его научные изыскание оказали огромное влияние на современною деятельностную теорию.
Благодаря взглядам П.Я. Гальперина возникло новое понимание предмета психологии. Психология является наукой, которая изучает формирование, строение и динамику ориентировочной деятельности, от которых непосредственно зависит ее основное качество. Предмет психологии должен быть ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм.
Ориентировочный рефлекс - это система физиологических компонентов ориентировки: поворот на новый раздражитель и настройка органов чувств на лучшее его восприятие; к этому можно добавить разнообразные вегетативные изменения организма, которые содействуют этому рефлексу или его сопровождают. Словом, ориентировочный рефлекс - это чисто физиологический процесс.
Другое дело - ориентировочно-исследовательская деятельность, исследование обстановки, то, что Павлов называл «рефлекс что такое». Эта исследовательская деятельность во внешней среде лежит уже за границами физиологии.
Гальперин правда предпочитает говорить об ориентировочной деятельности, поскольку ориентировка не ограничивается лишь исследованием ситуации, но предполагает оценку объектов, выбор путей и т.д. Все формы психической деятельности можно рассматривать как различные формы ориентировки субъекта в проблемных ситуациях.
П. Я. Гальперин в своих научных изысканиях показал объективную необходимость психики. Он пришел к выводу, что главная функция психики – ориентировка в ситуации на основе образа. Ситуация, когда психика не нужна, - процессы, происходящие внутри тела (автоматические). Большинству животных, ведущих активный образ жизни, необходимо психическое отражение ситуации (образ), иначе погибнут. Для получения отражения необходима ориентировочная деятельность.
П.Я. Гальперин смог определить объективный признак психики. Изменение значения вещей, которое было получено в прошлом опыте в результате активной ориентировки в наличной ситуации – объективный признак психического. [5. с. 24] Ученым проанализирована эволюция психики в животном мире. Психика возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.
Ученым было введено новое учение о методе исследования Адекватным методом исследования психики как ориентировочной деятельности становится формирующий эксперимент. Он является развитием экспериментально-генетического метода Выготского. В связи с тем, что в своих сложившихся и автоматизированных формах ориентировочная деятельность недоступна психологическому анализу, поэтому нельзя просто ограничиться наблюдением.
Для того чтобы процесс формирования ориентировочной деятельности стал процессом ее познания, он должен быть управляемым. Контроль за ходом развития действия предполагает наличие условий, которые обеспечивали бы формирование новых знаний и умений с заданными показателями.
К числу таких условий П.Я. Гальперин относит создание адекватной мотивации, обеспечение правильного выполнения нового действия, воспитание его желаемых свойств и превращение его в действие заданной формы. Совокупность этих условий получила название «поэтапное формирование». [5. с. 26]
Габай Т.В. Научные идеи П.Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения // Культурно-историческая психология. 2012. – №4.
2. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. – 2010. – №3.
3. Гальперин П.Я. Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение// Психология как объективная наука. Под ред. А.И. Подольского. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998.
4. Гальперин П.Я. Учение о памяти (1938)// Культурно-историческая психология. – 2009. – №2.
5. Обухова Л.Ф. Теория П.Я. Гальперина – становление новой отрасли психологии// Культурно-историческая психология. – 2010. - №4.
6. Степанова М. А. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского и П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4.