Введение 3
1. Природа художественного образа 4
2. Реалии мира и личность художника — строительный материал образа 8
3. Единство мысли и чувства художественного образа. Оригинальность 10
Заключение 13
Список используемой литературы 15
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.
Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).
Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства.
В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.
Цель настоящей работы является изучение художественного образа.
В самом общем смысле образ – это чувственное представление определенной идеи. Образами именуются эмпирические воспринимаемые и подлинно чувственные в литературном произведении объекты. Это образы зрительные (картины природы) и слуховые (шум ветра, шелест камышей). Обонятельные (запахи духов, ароматы трав) и вкусовые (вкус молока, печенья). Образы осязательные (прикосновения) и кинетические (имеющие отношение к движению). С помощью образов писатели обозначают в произведениях картину мира и человека; обнаруживают движение, динамику действия. Образом также является некое целостное образование; воплощенная в предмете, явлении или человеке мысль.
Художественным становится не всякий образ. Художественность образа заключается в его особом – эстетическом – предназначении. Он запечатлевает красоту природы, животного мира, человека, межличностных отношений; открывает тайное совершенство бытия. Художественный образ призывается свидетельствовать о прекрасном, которое служит всеобщему Благу и утверждает мировую гармонию.
Художественный образ может иметь разную философскую или религиозную «подкладку». И почти всегда она способствует построению ценностных структур произведения; служит передаче смысла. Благодаря ценностной ориентации художественный образ приобретает особую остроту, динамичность, дидактизм.
Не всякое живописное изображение принадлежит искусству - например, различные наглядные учебные пособия, ботанинеские и биологические таблицы с тщательными красочными изображениями цветов, бабочек, зверей, птиц и т. п. Точность изображения натуры сама по себе еще не создает произведения искусства, оно возникает лишь в том случае, когда изображение становится художественным образом, в котором тот или иной предмет или явление освещается мыслью и чувством человека-творца. Художественный образ - это сердцевина всякого искусства, поэтому говорить об особенностях живописи - значит говорить об особенностях художественного образа в этом виде искусства. Первое, над чем необходимо задуматься, состоит в том, ...
1. Авторский коллектив И.В. Алферова Д.А. Балыкин.
2. Аристотель. Поэтика. Соч. В 4-х тт. Т. 4.— М., 1984.
3. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.
4. Гегель Г. Эстетика. Т. 1.— М., 1968.
5. Горяева Н.А. «Искусство вокруг нас» М., «Просвещение», 2004 г.
6. Казин А. Л. Художественный образ и реальность.— Л., 1985.
7. Кузин В. С. «Изобразительное искусство в начальной школе» М.Дрофа, 1999 г.
8. Мировая художественная культура Словарь – справочник Смоленск, «Русич», 2002 г.
9. Н.Платонова «Искусство» энциклопедия Москва, Росмэн, 2004 г.
10. Неменская Л.А. Каждый народ – художник М.Просвещение 2002
11. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство», «Методика преподавания в начальной школе», М «АСАДЕМА», 2003 г.