Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение кинематографической техники в повестях М.А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»

Работа №161094

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы29
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Кинематографическая техника в литературе 5
1.1. Понятие монтажа в кино и в литературе 5
1.2. План, свет точка зрения, саспенс и их применение в литературе 9
Глава 2. Применение кинематографической техники в повестях М.А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце» 17
2.1. Влияние кинематографа на творческое мышление М.А. Булгакова 17
2.2. Стилевые особенности применения кинематографической техники в повестях М.А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце». 19
Заключение 27
Библиографический список 29

Данное исследование посвящено применению кинематографической техники в литературе и выявлению его влияния на авторский стиль в повестях М.А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
Актуальность темы курсовой работы обусловлена вниманием литературоведения к проблеме влияния кинематографа на литературные тексты. Кино стало неотъемлемой частью жизни человека, и его развитие сказывается на многих сферах искусства, в том числе и на литературе. В связи с этим важно изучить влияние кинематографической техники для понимания процессов формирования стилевых особенностей в произведениях современной писателей.
Объект исследования – кинематографическая техника в повестях М.А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»
Предмет исследования – особенности применения кинематографической техники в повестях М.А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»
Цель исследования – определить влияние кинематографической техники на писательский стиль М.А. Булгакова в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце»
Задачи исследования:
- рассмотреть кинематографические понятия монтажа, света, плана точки зрения, саспенса, применяемые М.А. Булгаковым в произведениях
- доказать, что кинематографические понятия монтажа, света, плана точки зрения, саспенса, используемые М.А.Булгаковым в произведениях, применялись в литературе задолго до возникновения кинематографа
- Выявить влияние кинематографа на творчество М.А. Булгакова
- Выявить стилистические особенности применения кинематографической техники М.А. Булгаковым, проанализировав повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце»
Новизна исследования связана с попыткой выявить сходства и различия в применении кинематографической техники в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» М.А. Булгакова
Теоретическую основу работы составляют исследования, посвящённые творчеству М.А. Булгакова и кинематографической технике в его прозе. В ходе анализа использовались работы следующих исследователей: Л.А. Силиной, Н.З. Кольцовой, О.А. Неклюдовой, С.М. Эйзенштейна, Ю. Г. Цивьяна, Ю. М. Лотмана, Б.А Успенского, А.Н. Митты, М.С. Петровского, Е.А. Яблокова.
Практическая значимость работы. Полученные результаты исследования могут быть использованы при работе в общеобразовательных учреждениях и в вузах для изучения творческой истории произведений М.А. Булгакова, для исследования его писательского стиля, а также для изучения влияния кино на литературные тексты
Методы исследования. В ходе исследования использованы теоретические (изучение и анализ литературы) и практические методы (сравнительный и структурный анализ художественных произведений).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе исследована связь М.А. Булгакова с кинематографом и подробно рассмотрено его влияние на формирование творческого мышления писателя.
По отдельности был рассмотрен каждый из изучаемых кинематографических приёмов и его применение в литературе. Было выявлено, что монтаж является основным средством чередования изображений и их соединения общей смысловой задумкой в тексте. Также была выявлена его функция организации сюжета. При изучении понятия света в литературе было определено его влияние на раскрытие мотивов и идей при помощи обострения конфликта с тьмой или, наоборот, при его отсутствии. Было выявлено, что чередование планов играет важную роль в визуализации, разработке пространства текста и даёт читателю ощущение присутствия в художественном мире произведения. Смена повествовательных ракурсов позволяет читателю рассматривать как субъективные, так и объективные точки зрения, создавая ощущение непривычного взгляда на события произведения и раскрывая образы героев. Помимо этого, рассмотрено понятие саспенса, и обнаружена его роль в воздействии на читателя путём грамотного выстраивания изображений, нагнетающих страх. Исходя из исследования кинематографической техники в литературе было доказано, что её применение Булгаковым можно рассматривать как использование давно сформированных литературных приёмов, которые приобрели большую актуальность в эпоху появления кинематографа.
При знакомстве с биографией писателя была подтверждена связь его творчества с просмотренным кино, что позволяет рассматривать его произведения не только как литературные, но и как кинематографичные. При таком взгляде на творчество писателя художественные приёмы рассматриваются как средство воплощения кинематографической техники в прозе. Анализ повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» помог более подробно выявить то, как уподобление кино способствовало формированию особенностей прозы Булгакова. Ориентируясь на новый вид искусства, писатель прежде всего старался воплотить в литературе основную черту кино – динамическое чередование соединённых общим смыслом изображений, создающих эмоциональный образ. Именно это и отразилось в его повестях посредством использования монтажа, света, плана точки зрения, саспенса как своеобразных языковых средств
Таким образом, исследование показало неотъемлемую связь Булгакова с кино, находящую выражение в его произведениях. Применение литературных приёмов и киноприёмов в прозе писателя создаёт особый авторский стиль, который демонстрирует попытку грамотного введения нового вида искусства в литературу.



1) Силина, Л. А. Особенности монтажной композиции в романах М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» / Л.А. Силина. – Текст: электронный // cyberleninka.ru [сайт]. ‒ 2012 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-montazhnoy-kompozitsii-v-romanah-m-a-b-ulgakova-belaya-gvardiya-i-master-i-margarita (дата обращения: 03.01.2024)
2) Эйзенштейн, С.М. Монтаж. / С.М. Эйзенштейн – Текст: электронный // lib.ru: [сайт]. URL:http://lib.ru/CINEMA/kinolit/EJZENSHTEJN/s_montazh_1938.txt (дата обращения: 03.01.2024).
3) Лотман Ю, Цивьян. Ю. Диалог с экраном / Ю.Лотман, Ю.Цивьян. –Издательство «Александра», 1992 г. - 108 с. – Текст: непосредственный.
4) Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998 г. - 285с. – Текст: непосредственный.
5) Горький. М. Рассказы. Очерки. Воспоминания. Пьесы. / М. Горький – Москва: Издательство «Библиотека Всемирной литературы», 1975. – Текст: непосредственный.
6) Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б.А Успенский – Москва: Издательство «Искусство», 1970 г. - 224 с. – Текст: непосредственный.
7) Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. / Ф.М. Достоевский – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989 г. – С.671 – Текст: непосредственный.
8) Митта А.Н. Кино между раем и адом / А.Н. Митта – Москва: Издательский дом «Подкова», 1999г. – 650 с. – Текст: непосредственный.
9) Замятин Е.И. Собрание сочинений: В 5т. Т.3. Лица / Е.И. Замятин – Москва: Русская книга, 2004г. – 608 с. – Текст: непосредственный.
10) Кольцова, Н. З. М. А. Булгаков как «словесный кино-мастер» (к вопросу о кинематографическом прочтении романа «Мастер и Маргарита») / Н. З. Кольцова. – Текст: электронный // cyberleninka.ru [сайт]. ‒ 2016 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulgakov-kak-slovesnyy-kino-master-k-voprosu-o-kinematograficheskom-prochtenii-romana-master-i-margarita (дата обращения: 03.01.2024).
11) Кольцова, Н. З., Неклюдова О. А. К вопросу о кинематографической технике в творчестве М. Булгакова: от «Дьяволиады» к «Мастеру и Маргарите» / Н. З. Кольцова, О. А. Неклюдова. – Текст: электронный // cyberleninka.ru [сайт]. ‒ 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-okinematograficheskoy-tehnike-v-tvorchestve-m-bulgakova-ot-dyavoliady-k-masteru-i-margarite (дата обращения: 03.01.2024).
12) Петровский М.С. Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова / М.С. Петровский СПб.: Ивана Люмбаха, 2008г. – 10 с. – Текст: непосредственный.
13) Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова / Е. А. Яблоков. - Москва: Яз. славян. культуры, 2001 г. – 419 с. – Текст: непосредственный.
14) Булгаков, М.А. Роковые яйца. / М.А. Булгаков – Текст: электронный // lib.ru: [сайт]. – URL: http://lib.ru/BULGAKOW/eggs.txt (дата обращения: 03.01.2024).
15) Булгаков, М. А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 2: Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Рассказы. Фельетоны. / М.А. Булгаков Москва: Художественная литература, 2002 г. – 752 с. – Текст: непосредственный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ