ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЩАЮЩИХСЯ 6
1.1 Универсальные учебные действия, понятие и основные виды 6
1.2 Учебные задачи как средство формирования универсальных учебных
действий И
1.3 Особенности преподавания биологии в условиях обновленного ФГОС 16
1.4 Психолого-педагогические особенности обучающихся 5-6 классов 19
Выводы по первой главе 22
Глава 2. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ 23
2.1 База и методы исследований 23
2.2 Требования к отбору учебных задач для формирования универсальных
учебных действий в процессе обучения биологии в 5-6 классах 27
2.3 Анализ результатов исследований 31
2.3.1 Совокупность учебных задач, направленных на формирование
универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов в процессе обучения биологии 31
2.3.2 Методика использования типовых заданий на уроках биологии для формирования познавательных УУД при изучении раздела «Растения». 41
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Сегодня все школы Российской Федерации осуществляют свою деятельность в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Основная задача ФГОС - определить цель школьного образования как развитие учеников на основе универсальных учебных действий. В этом понимании роли ФГОС, школа должна в период обучения привить группу новых умений, например, универсальных учебных действий (далее - УУД) в различных видах и формах [26].
Особая роль среди таких умений принадлежит умениям учиться - развитием способностей ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Умение учиться - это владеть системой универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» - это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [28].
Современная образовательная парадигма предполагает, что обучающиеся самостоятельно «добывают» необходимые знания, в связи с чем, в основу образовательного процесса заложен системно-деятельностный подход, который основан на образовательной деятельности обучающихся, соответствующей их возрастным особенностям и способностям [6]. Также системно-деятельностный подход предполагает развитие личности школьника в процессе формирования универсальных учебных действий.
При этом школьник, по мнению А.К. Колеченко, сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса [22]. Сегодня любую информацию можно найти в сети «Интернет», поэтому заучивать какую-либо информацию совсем не обязательно. Главное в этом процессе - уметь воспользоваться этими данными. Таким образом, формирование универсальных учебных действий в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы.
Структура универсальных учебных действий и способы их развития раскрываются в работах Л.С. Выготского [10,11,12,13], А.Н.Леонтьева [26,27], Д.Б. Эльконина [50], П.Я. Гальперина [14]. Дальнейшим развитием этих направлений стала концепция универсальных учебных действий, разработанная под руководством А.Г. Асмолова, Г. В. Бурменская и др. [4].
Биология в школе - это больше теоретический предмет, чем практический. Сегодня формировать и развивать УУД на уроках биологии можно не только при помощи доступного рассказа учителя и практических действий в период урока, но и при помощи мыслительных операций, сравнения, классификаций, проведения аналогий, установления причинно- следственных связей [19].
Одним из средств формирования универсальных учебных действий является технология решения учебных задач, которые позволяют не только усилить и развить познавательный интерес к предмету, но и развивать способность учиться самостоятельно [17].
Учебная задача - задача, требующая от учащегося открытия и освоения в учебной деятельности общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач [29].
Сегодня учебники биологии для обучающихся 5-6 классов в своем содержании представлены биологическими задачами, которые позволяют развивать УУД обучающихся на уроках. Отсутствие методических разработок их развития при освоении предметного содержания формируют актуальность исследования и порождают проблему исследования, которая заключается в поиске методического инструментария развития УУД обучающихся при использовании учебных задач в биологии.
Цель работы - исследовать сформированность универсальных учебных действий обучающихся средствами решения учебных задач по биологии в 5-6 классах.
Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогические и методические литературные
источники по теме исследования;
-проанализировать определения и виды универсальных учебных действий;
• раскрыть роль познавательных задач как средства формирования универсальных учебных действий обучаемых и сформулировать требования к их отбору;
-разработать совокупность учебных познавательных задач, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся 5-6классов в процессе обучения биологии;
• провести эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня сформированное™ УУД обучающихся средствами решения задач по биологии в 5-6 классах.
Объект исследования - процесс обучения биологии.
Предмет исследования - учебные познавательные задачи по биологии, направленные на формирование универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов.
Гипотеза исследования: учебные задачи по биологии в 5-6 классе являются средством при формировании УУД.
Методы исследования - анализ, анкетирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость работы - результаты исследования могут быть использованы учителями биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся.
Результаты исследования были представлены на XXXIII университетской научно-практической конференции обучающихся и научно-педагогических работников «Актуальные проблемы науки и образования» (7- 21 апреля 2023 г.) (Пенза,2023).
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования выявил проблему понятийного аппарата, классификации и функционального значения универсальных учебных действий обучающихся. Выявлено, что в процессе формирования УУД необходимо знать содержание материала, применять методики и технологии, а так же психолого-педагогические особенности школьников.
В работе нами использована классификация А.Г. Асмолова, которая не противоречит требованиям к программе развития универсальных учебных действий, представленных в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
В ходе исследований установлено, что задачи являются средством формирования УУД, в т.ч. по предмету биология, который сочетает в своем содержании как теоретический, так и практический материал.
Современное требование ФГОС с формированием функциональной грамотности обучающихся. В рамках курса биологии в основной школе можно соотнести формируемые результаты освоения учебного предмета с видами функциональной грамотности.
Для обучающихся 5-6 классов по биологии автором составлен банк задач, позволяющих формировать все виды УУД с применением различных технологий и способов контроля.
В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность применения задач, формирующих УУД на примере темы «Царство грибы».
Из проделанной работы можно сделать вывод, что формирование универсальных учебных действий посредством задач необходимо применять на уроках биологии.
1. Алексеева Л.В., Абдуллина Е.Р. О понятии «универсальные учебные действия» / Л.В. Алексеева, Е.Р.Абдуллина // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных наук. Материалы Всеросс. научн. конференции. Отв. Редактор Д.А. Погонышев. Нижневартовск, 2022. 21-25 с.
2. Арбузова Е.Н., Швецов Г.Г., Яскина О.А. Формирование биологической грамотности у обучающихся основной школы средствами приемов технологии визуализации учебного материала / Е.Н. Арбузова, Г.Г. Швецов, О.А.Яскина//Высшее образование в России. 2018. 141-148 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Культурноисторическая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. и др. // Вопросы психологии, 2008. 16-23 с.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 160 с.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /. А.Г. Асмолов, Г. В Бурменская, И.А. Володарская, М. « Просвещение», 2010. 103 с.
6. Асмолов А.Г. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий/ А.Г. Асмолов. М. «Просвещение»,
2014. 260 с.
7. Божович Л И., Фельдштейн Д.И. Избранные психологические труды. М.,2011. 212 с.
8. Будымко И.Е., Горев П.М. Развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД на уроках биологии / И. Е. Будымко, П. М. Горев И «Концепт», 2015. 29-33 с.
9. Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования / С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко // Справочник заместителя директора школы, 2012. №5. 67-76 с.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. М.: АПН, 2010. 519 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещение, 1999. 252 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2012. 394 с.
13. Выготский, Л.С. Проблема развития психики. М.: Просвещение, 1999. 328 с.
14. Гальперин, П.Я., Данилов В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П.Я. Гальперин, В.Л. Данилов // Вопросы философии, 2012. 31-38 с.
15. Гамезо М.В, Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб, пособие для студентов всех специальностей пед. Вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. М.: Пед.о-во, 2003. 513 с...50