ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 7
ЕЕ Сущность и методы технологии проблемного обучения биологии 7
Е2. Преимущества и недостатки, особенности реализации проблемного обучения биологии 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 25
2. Е Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы и их обсуждение 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность. Современное общество поставило перед школой задачу специальными педагогическими средствами развивать творческие способности учащихся, их мыслительную деятельность и познавательную самостоятельность. И именно на плечи педагога ложится эта задача.
Однако, педагог при организации современного образовательного процесса постоянно сталкивается с огромным количеством проблем, в основном связанных с нежеланием детей учиться, так как существует множество факторов, отвлекающих их от учебного процесса. Не секрет, что положительная мотивация к учебному процессу является гарантом повышения качества образования. Однако в практике школьного обучения наблюдается проблема, связанная со снижением активности школьников на учебных занятиях [1].
Современный школьник отличается тем, что на него воздействуют не только социальные институты (семьи, школы и друзей), но и социальные сети, игры и другие факторы, связанные с сетью Интернет и гаджетами. У детей возникают разного рода зависимости (Интренет-зависимость, игромания и т.д.). На их сознание постоянно воздействуют предметы, вызывающие эту зависимость. Школьнику трудно переключиться на учебную деятельность, ведь вокруг есть более интересные вещи: поиграть, пообщаться в социальных сетях, выложить интересные посты и т.д.[5].
В связи с вышесказанным учителю нужно организовать учебный процесс так, чтобы обучающийся не только заинтересовался, но принимал активное участие в процессе изучения новых знаний или при их практическом закреплении. Кроме того, с внедрением ФГОС в образовательный процесс приоритетная роль стала отводиться деятельности учащегося, а не учителя. Так, для построения уроков в контексте ФГОС стали активно использоваться интерактивные методы, которые по своей сути являются достаточно эффективными, при использовании данных методов взаимодействие учеников происходит не столько с самим учителем, но и с другими учащимися.Одним из путей решения вышеуказанной проблемы может стать применение проблемного метода обучения на занятиях, учитывающего интеллектуальные потребности учащихся [2].
Проблемное обучение представляет собой тип развивающего обучения, в котором самостоятельная поисковая деятельность школьников сочетается с усвоением ими готовых выводов, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия учителя и ученика ориентирован на формирование познавательной самостоятельности школьника, обеспечивает формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень усвоения знаний и мотивационной деятельности школьников [16].
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа. Для эффективного использования проблемных методов при обучении биологии учителю необходимо правильно организовать образовательный процесс, а именно, создать методические условия, позволяющие применять методы технологии проблемного обучения [12].
Проблема исследования заключается в том, что научной литературы относительно проблемного обучения имеется достаточно большое количество, однако источников конкретно относительно методических условий, необходимых для реализации данной технологии, недостаточно и они разрознены.
Цель исследования: изучение методических условий реализации технологии проблемного обучения биологии.
Объект исследования: проблемное обучение биологии
Предмет исследования: методические условия реализации технологии проблемного обучения биологии
Гипотеза исследования: использование проблемного обучения при изучении биологии будет эффективным, если оно будет соответствовать методическим условиям его организации.
...
В ходе обобщения и систематизации знаний относительно данных, полученных в ходе исследования, нами подведены следующие итоги, соответствующие поставленным задачам:
1. Главная особенность проблемного метода состоит в том, что его использование на школьном уроке, посвященном биологии, способствует развитию самостоятельности обучающихся, включению их в исследователь-скую деятельность, формированию интереса, развитию творческой активности, поисковых умений и навыков. В ходе реализации проблемного обучения применяется большое количество методов, которые подразделяют на группы: монологическое изложение, диалогические метод, репродуктивные и исследовательские методы. В рамка реализации каждой группы методов могут применяться разнообразные приемы: приведение научного факта с последующим к нему вопросу, проблемные вопросы, аналогии и т.д.
2. Преимуществом данной технологии является то, что у школьников развиваются важнейшие качества, такие как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность и быстрота реагирования на меняющиеся обстоятельства, интуитивное мышление и т.д. Роль учителя в данном случае заключается в создании проблемной ситуации и направлении учеников на правильный ход ее решения. Недостатками проблемной технологии является невозможность постоянного осуществления проблемного обучения, ограниченность использования данной технологии, длительность подготовки к занятию, так как можно подбирать только точный и актуальный материал и т.д.
3. В качестве критериев определения уровня сформированное™ навыков использования методов проблемного обучения при изучении биологии школьниками нами были определены следующие показатели: умение решать простейшие проблемные задачи и ситуации; умение подбирать источники информации для решения задач; умение анализировать, синтезировать и обобщать подобранную информацию; умение работать в группе; умение взаимодействовать с учителем; способность решать сложные проблемные ситуации; умение находить нестандартные способы решения; умение анализировать самостоятельную деятельность и деятельность своих одноклассников, находить ошибки.
4. В ходе проведения занятий с использованием методов технологии проблемного обучения выяснили, что они будут эффективны только в случае, если будут соблюдаться следующие методические условия: методические условия: отбираться актуальные и интересные задания, которые будут соответствовать программе обучения; проблемные задачи будут соответствовать виду учебной деятельности, организуемому учителем; будут разрабатываться методические указания к выполняемым сложным заданиям и соблюдаться индивидуальный подход; у учителя должен быть опыт и умение применения технологии проблемного обучения.
5. В рамках реализации проблемного обучения нами применялись разнообразные методы, относящиеся к данной технологии, следующих групп: проблемные ситуации (путем приведения интересных или научных фактов, легенд, методов аналогий и т.д.), проблемные вопросы (при применении данного метода можно использовать дискуссии, диспуты, мозговые штурмы, круглые столы и при это опираться на жизненный опыт или знания учеников);исследовательскую и творческую деятельность.
6. В ходе констатирующего этапа эксперимента было установлено, что у 36 % школьников мало сформированы умения использования методов проблемного обучения, в частности, сложных проблемных ситуация и вопросов. При это среди этих же детей имеется 24 % школьников, имеющих удовлетворительную успеваемость по биологии. По результатам контрольного этапа выявили, что после апробации применяемых нами методов количество школьников, имеющих высокий уровень увеличилось почти в 3 раза (вместо 16 % стало 56 %),число школьников со средним уровнем сильно не отличается (на первом этапе - 48 %, на втором - 36 %), но нужно подчеркнуть, что одновременно с этим в 4,5 раза уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем (практически не справляющихся с проблемными, особенно сложными, задачами). Изначально было 36 % детей с таким показателем, на контрольном этапе стало только 8 %.
Результаты исследования среза успеваемости школьников свидетельствуют о том, что после внедрения технологии проблемного обучения увеличилось количество обучающихся с отметкой «отлично» в 5 раз (вместо 8 % стало 40 %). Отметку «хорошо» имеют почти одинаковое число респондентов (60 % и 56 %), а удовлетворительный результат проявило только 4 % респондентов, на начальном же этапе этот показатель равен был 32 %.
Таким образом, в ходе исследования была подтверждена исходная гипотеза о том, что использование проблемного обучения при изучении биологии будет эффективным, если оно будет соответствовать методическим условиям его организации.
В дальнейшем можно разработать методические указания с описанием методических условий реализации технологии проблемного обучения, а также методов с особенностью применения их на разных этапах урока. Кроме того, можно изучить особенности влияния технологии проблемного обучения на уровень знания школьников в разный возрастной период. Это исследование будет интересно, так как возраст ребенка играет большое значение при формировании умения отвечать на проблемные вопросы.
1. Анварова Н.С. Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся 7-х классов / Н. С. Анварова // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. 2018. № 6. С. 32-34.
2. Андреева Н.Д. Заданный подход к формированию содержания как способ развития универсальных учебных действий при обучении биологии в школе / Н. Д. Андреева // Естественнонаучное образование в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты: опыт и перспективы с элементами научной молодежной школы «профессиональные компетенции учителя-естественника»: Сборник материалов форума. Якутск: Изд-во СВФУ м. М.К. Аммосова, 2016. С. 62-64.
3. Андреева Н. Д. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская; под ред. Н. Д. Андреевой. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 300 с.
4. Андрюшечкин С. М. Дидактический комплекс проблемного обучения: теория, модель, практическая реализация: монография / С. М. Андрюшечкин. М.: Баласс, 2018. 150 с.
5. Арбузова Е. Н. Теория и методика обучения биологии. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Арбузова. - 2- е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 295 с.
6. Асанова Р. А. Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии // Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла: сборник научных трудов. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. С. 62-64.
7. Бородулина О.И. Проблемное обучение на уроках биологии // Альманах мировой науки. 2017. № 5 (20). С. 83-84.
8. Верховод Ф.С. Традиционное и проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки // Педагогическое образование в системе высшей школы: Сборник статей. Белгород: Изд-во БГУ, 2015. 97-111.
9. Воронова Н.В., Колумбаева С.Ж., Зубова О.А., Муканова Г.А. Проблемное обучение на уроках биологии и экологии // Современные проблемы науки, технологий, инновационной деятельности: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Белгород: ООО «Агентство перспективных научных исследований», 2017. С. 67-69.
10. Грищенко 3. А.,Семенихина С. Ф. Практика применения технологии проблемного обучения в школе // Наука и образование: новое время. 2018. № 6 (29). С. 525-532.
11. Гусева М. В. Новые возможности использования технологии проблемного обучения при изучении школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Арзамас: Арзамасский филиал ИНГУ, 2017. С. 322-326.
12. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник. М.: Academia, 2018. 672 с.
13. Данилова Н. Д., Павлов И. И. Реализация технологии проблемного обучения на уроке биологии // Социальные и педагогические вопросы образования: сборник материалов Международной научно- практической конференции. Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2020. С. 97-99.
14. ЕгороваВ. А.,Андреева Н. Д. Формирование регулятивных учебных действий у учащихся на основе применения технологии проблемного обучения на уроках биологии // Проблемы биологического и экологического образования школьников и студентов: сборник статей Всероссийских с международным участием студенческих Герценовских чтений. СПб.: Свое издательство, 2020. С. 28-31.
15. Емелина Л. Ю. Проблемное обучение как средство развития познавательной активности // Современные тенденции развития системы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 51-52.
...
51 источник