Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы связи учебной мотивации и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Учебная мотивация младших школьников 6
1.2. Социометрический статус младших школьников 22
1.3. Учет возрастных особенностей младших школьников при работе с
проблемой учебной мотивации и социометрического статуса 27
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование связи учебной мотивации и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста 36
2.1. Процедура и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 40
Выводы 56
Заключение 59
Список используемых источников 62
Приложение 66
Младший школьный возраст является одним из важных жизненных периодов, в котором закладываются как значимые психические новообразования, так и многие характерологические черты личности. Особую роль в этом возрасте играет учебная мотивация, так как именно от этого будет зависеть то, как ребенок будет относиться к обучению и приобретению новых знаний. Нужно учитывать и тот факт, что если у ребенка сложится негативное представление о школе в целом, и об учебе в частности, то все дальнейшее обучение в школе станет для него тяжелым временем.
Дети ощущают мир гораздо ярче и сильнее чем взрослые, их мировосприятие наполнено самыми разными объектами, и многие из них для детей новые. Ребёнок по своей природе любознателен, он стремится к освоению внешнего мира с помощью всех органов чувств. Когда ребенок приходит в первый класс, он сохраняет эту любознательность и задача школы превратить естественную любознательность ребенка в учебную мотивацию.
Очень много факторов влияет на формирование учебной мотивации. Многие из них были подробно изучены. О степени изученности проблемы мотивации учения свидетельствуют многочисленные научные публикации, в которых рассматриваются различные мотивы учебной деятельности (М.В. Матюхина [23], А.К. Маркова [22], М.Г. Морозова [24], Я.Л. Коломинский [15] и др.).
Класс — это первая социальная группа для ребенка, которая занимается вместе одним делом, одной общей деятельностью, при этом эта группа является стабильной, и в ней ребенок находится продолжительное время. В связи с этим между детьми закладываются особые взаимоотношения. В этих взаимоотношениях происходит развитие. С одной стороны, он учится реализовывать себя в этих отношениях, учится их строить, осваивает навыки коммуникации. А с другой стороны его действия влияют на окружающих, меняется их поведение, их представление, о чем либо, их отношение к самому ребенку.
Наряду с бесспорным авторитетом учителя в начальной школе, активно формируется социальная структура класса, образуются микрогруппы по интересам. Каждый ребенок в школе занимается не только учебой, но и активно участвует в жизни класса: заводит друзей, общается с одноклассниками и играет в совместные игры на переменах. У детей появляются потребности не только в новых знаниях, но и в признании сверстников и похвале от взрослых. Не редки случаи, когда дети успешные в учебе, но без близких друзей в классе переставали хорошо учиться. Из этого следует, что, возможно, учебная мотивация может быть связана с положением ребенка в классе. Социальную структуру класса можно исследовать с помощью метода социометрии, благодаря которому, можно увидеть «слепые зоны» в отношениях между детьми в классе, о которых следует знать.
Исходя из приведенных фактов, мы можем увидеть противоречие, заключающееся в том, что есть проблема взаимосвязи учебной мотивации и статуса в группе у младших школьников, но нет достаточного количества исследований в данной области.
Цель: изучение связи учебной мотивации и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста для использования результатов в практической деятельности педагога-психолога.
Объект: мотивационная сфера, социометрический статус в группе детей младшего школьного возраста.
Предмет: связь учебной мотивации и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста
Гипотеза: существует связь между учебной мотиваций и социометрическим статусом у детей младшего школьного возраста, которая проявляется в том, что детям с высоким уровнем учебной мотивации соответствует низкий социометрический статус.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме учебной мотивации и социометрического статуса.
2. Провести диагностическое исследование связи учебной мотивации и социометрического статуса.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные связи.
4. Сформулировать выводы исследования.
Методы исследования:
1. Сравнительный метод;
2. Эмпирический, который включает в себя применение следующих психодиагностических методик:
• «Социометрия» Дж. Морено;
• «Методика определения мотивов учения» М.Р. Гинзбурга;
• «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой;
• «Лесенка побуждений» Л.И. Божович, И.К. Марковой,
• «Расписание» Н.В. Елфимовой.
3. Метод математико-статистической обработки данных (метод ранговой корреляции по Спирмену).
Исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста на базе МБОУ СОШ №49 г. Пензы. Всего в нем приняли участие 30 детей.
Дети ощущают мир гораздо ярче и сильнее чем взрослые, их мировосприятие наполнено самыми разными объектами, и многие из них для детей новые. Ребёнок по своей природе любознателен, он стремится к освоению внешнего мира с помощью всех органов чувств. Когда ребенок приходит в первый класс, он сохраняет эту любознательность и задача школы превратить естественную любознательность ребенка в учебную мотивацию.
Наряду с бесспорным авторитетом учителя в начальной школе, активно формируется социальная структура класса, образуются микрогруппы по интересам. Каждый ребенок в школе занимается не только учебой, но и активно участвует в жизни класса: заводит друзей, общается с одноклассниками и играет в совместные игры на переменах. У детей появляются потребности не только в новых знаниях, но и в признании сверстников и похвале от взрослых. Не редки случаи, когда дети успешные в учебе, но без близких друзей в классе переставали хорошо учиться. Из этого следует, что, возможно, учебная мотивация может быть связана с положением ребенка в классе. Социальную структуру класса можно исследовать с помощью метода социометрии, благодаря которому, можно увидеть «слепые зоны» в отношениях между детьми в классе, о которых следует знать.
Работа по выявлению связи между учебной мотивацией и социометрическим статусом детей младшего школьного возраста, для использования диагностических данных в работе с младшими школьниками и консультативной практике с их родителями и педагогами проводилась в феврале 2020 года. В исследовании приняли участие 30 школьников (учащиеся второго класса МБОУ СОШ № 49 г. Пензы).
Эмпирическое исследование включало в себя три этапа.
На первом этапе мы изучили социометрический статус детей младшего школьного возраста. Согласно результатам проведенной социометрии, большинство детей в классе являются принятыми, стоит отметить что в группе много детей-лидеров и предпочитаемых.
На втором этапе была исследована учебная мотивация школьников. Большинство детей характеризуется средним и низким уровнем учебной мотивации. Детям со средним уровнем свойственно относиться к школе позитивно, так как у них есть желание взаимодействовать с другими детьми: общаться и играть. К учебе они могут относиться серьезно, но для них это не главное. Среди детей с низким уровнем учебной мотивации нередко встречаются дети, которые совсем не хотят ходить в школу, познавательные мотивы выражены минимально, а на уроках им свойственно играть или заниматься посторонними делами.
На третьем этапе исследования была проведена математико-статистическая обработка данных. На основе проведенного корреляционного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Выявлена отрицательная корреляция между высоким уровнем учебной мотивации и низким социометрическим статусом ребенка.
2. Выявлена отрицательная корреляция между выраженностью познавательных мотивов и низким социометрическим статусом младшего школьника.
3. Установлено, что чем более выражены у младших школьников мотивы с высокой побудительной силой (учебные, социальные и позиционные мотивы), тем ниже их социометрический статус, и чем более выражены мотивы с низкой побудительной силой (внешние, игровые и оценочные мотивы), тем выше социометрический статус младших школьников.
Таким образом гипотеза подтвердилась: существует связь между учебной мотиваций и социометрическим статусом у детей младшего школьного возраста, которая проявляется в том, что детям с высоким уровнем учебной мотивации соответствует низкий социометрический статус.
Результаты данного исследования могут быть использованы в практике педагога-психолога для развития учебной мотивации, а также формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.,2006 - 252 с.
3. Баскаков A.M. О симпатиях и антипатиях в межличностном общении/ A.M. Баскаков// Вестник ин-та пед. исследований. Серия: Педагогика и психология, 2004. - Вып 2. - С.78-84.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком/ А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 200 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Божович Л. И.; под ред. Д.И.Фельдштейна. - 2-е изд.,стер. - М.; Институт практической психологии; МОДЭК, 2001. - 351с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Ред.-сост. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - 2016. - 199 с.
8. Гинзбург М.Р. Развитие мотивации учения у детей 6-8 лет // В кн.: Особенности психического развития детей 6-8-летнего возраста. - М.: Академия, 2008. - 203 с.
9. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М., 2016. - 225 с.
10. Гусакова М.П. Психологическое консультирование / М.П. Гусакова. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.
11. Дмитриева Н.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 480 с.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004. - 486 с.
14. Истратова О. Н. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2017. - 640 с.
15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Минск, 2006. - 340 с.
16. Кондратьев М. Ю. Школьник в замкнутом круге общения / М.Ю. Кондратьев. - М.: МОДЭК, 2013. - 336 с.
17. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Чрошевского. - М.: Просвещение, -2005 -213 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1999. - 227 с.
19. Макаренко А.С. Общая психология: Учебник для вузов / А.С. Макаренко. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с.
20. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2003
21. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников / А.К. Макарова. - М.: Эксмо, 2003. - 385 с.
22. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - М., 2002. - 355 с.
23. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2004 - 144 с.
24. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н.Г. Морозова. - Москва : Просвещение, 2002 - 222 с.
25. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001. - 375 с.
26. Мосина Н.А., Казакова Т.В., Захарова Т.В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 6-2. - С. 290-301.
27. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. — Москва: ACADEMIA, 2006. - 414 с.
28. Мясищев В.Н. Психология отношений/ В.Н. Мясищев. - М.: Изд- во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 356 с.
29. Немов С. Р. Основы общей психологии. Том 1. Психология из серии в 3 томах- М.: Владос, 2003 г.- 688 с.
30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - СПб., 2005. - 425 с.
31. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалеева, ВВ. Столина. - М., 2007. - 368 с.
32. Петровский А.В. Психология: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. - 512 с.
33. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П. С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.
34. Психология младшего школьного возраста. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана. - М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 512 с.
35. Психодиагностика: Справочник практического психолога / Под ред. С.Т.Посоховой. - М.-СПб.: Сова, 2005. - 671 с.
36. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. - СПб., 2001.
37. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности/ Х. Ремшмидт. - М., 2004. - 228 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2001. - 788 с.
39. Славина, Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника / Л.С. Славина // Изучение мотивации поведения детей и подростков: сборник экспериментальных исследований / ред. Л.И. Божович - Москва: Педагогика, 2002. - С. 45-80.
40. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2000, - 350 с.
41. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для учителей. - М.: Изд-в «Институт практ. психол.», 2004 - 362 с.
42. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Мотивация учения //Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2006. - 310 с.
43. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен - СПб: Речь, 2001. - 240 с.
44. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 2004. - 352 с.
45. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 2000. - 348 с.