Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические концепции советской системы школьного исторического образования 13
1.1 Исторические дисциплины в системе общественных наук советской
школы 1918 первой половины 1930-х гг.: традиционные подходы и революционные преобразования 13
1.2 История как систематический курс советской школы 1930-е гг,- конец
1950-х гг 27
1.3 Историческое образование в 1960-е гг,- 1980-е г.: модернизация
содержания и адаптация к изменяющимся социально-политическим реалиям 34
Глава II. Практические особенности изучения эволюции советской системы школьного исторического образования в современном образовательном пространстве 47
2.1Практико-ориентированные методы в историческом дискурсе... 47
2.2 Аналитическая таблица как способ систематизации знаний студентов- бакалавров педагогического направления по проблеме развития и становления
советской системы исторического образования в школе 53
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 75
Актуальность исследования. В современном стремительно меняющемся мире глобализации, мультикультурализма, цифровизации и фрагментарности гуманитарного знания история как наука и научная дисциплина приобретает ключевое значение в качестве стержня сохранения национального самосознания. Очевидно, история в значительной степени является «точкой пересечения» внутрипредметных и межпредметных связей различных сфер общественной жизни. В связи с этим, нельзя игнорировать тот факт, что история и историческое образование чутко реагирует на значимые экономические, политические и социальные изменения. История развития отечественной образовательной системы - одна из важнейших страниц истории России. Та роль, которая отводится системе обучения и воспитания социальными институтами и обществом в целом характеризует социум на определенном этапе своего развития, становится выражением народа, эпохи, культуры. Так же, система образования является существенным инструментом политической власти.
Актуальная проблема модернизации методов, форм, содержания предмета истории в современной школе, вступающей в третье десятилетие XXI в., невозможна без комплексного изучения накопленного опыта, - советской системы исторического образования. Необходимо выделить несколько наиболее важных особенностей обращения к проблеме развития и становления советской системы обучения истории в школе.
Во-первых, тридцатилетний период, последовавший после крушения Советского Союза, позволяет преодолеть историческую аберрацию при рассмотрении событий прошлого, то есть с течением времени исследователь получает возможность взглянуть на советскую систему школьного исторического образования более объективно.
Во-вторых, процесс становления и развития советской системы школьного исторического образования может быть изучен сквозь призму проблем, стоящих перед современным образовательным пространством.
При изучении советской системы школьного исторического образования нельзя игнорировать роль господствовавшей идеологии, и её влияния на предмет «история» в школе той эпохи. Так, вопрос о степени воздействия политико-идеологических доктрин на советскую школу попадает в фокус данной работы.
Объектом исследования являются основные этапы становления и развития советской системы школьного исторического образования.
Предмет исследования - теоретико-методологические и идеологические основы содержания советской модели обучения истории в школе; конкретноисторические проблемы, связанные с генезисом образовательного пространства школьного обучения истории в СССР.
Цель исследования заключается в определении ключевых этапов развития и становления предмета «история» в советской школе; выявлении наиболее значимых особенностей советского исторического обучения как методологической системы. Практическая цель работы - создание аналитической таблицы данных, включающих в себя информацию о методах, приемах, содержании процесса обучения истории в советской школе.
Задачи исследования:
• рассмотреть проблему становления школьного исторического образования в условиях идеологического государства;
• выявить значимые этапы процесса становления обучения истории в советской школе;
• проанализировать проблемы школьного обучения истории в конкретноисторический период развития советского государства;
• исследовать динамику концептуальных подходов к обучению истории в советской школе;
• рассмотреть содержание основ советского исторического образования в программах и учебно-методической литературе;
• определить факторы модернизации советской системы исторического образования;
• сформировать аналитическую таблицу, отражающую основные принципы советской системы школьного исторического образования.
Хронологические рамки исследования охватывают более чем семидесятилетний период существования советского государства, создавшего собственную уникальную систему образования: Октябрьская революция 1917 г. - принятие последнего в истории СССР учебного плана школы в сентябре 1989 г
Источниковой базой исследования является комплекс документов и материалов, отражающих рассматриваемую проблематику. Корпус этих источников уместно разделить на пять групп.
Первая группа источников - законодательные акты и постановления в области народного просвещения и исторического образования позволяют охарактеризовать ключевые направления по воспитанию человека и гражданина с марксистско-ленинским мировоззрением: Декрет об образовании Народного комиссариата просвещения;1 постановления Совета народных комиссаров (СНК) и ЦК РКП (б) [ с декабря 1925 г. - ВКП (б)] о школе, принятые в 1920-х — 1930-х гг; «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г);
постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (май 1934 г); постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) « Об учебниках по истории» и «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории»; Законы СССР: « Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г);2 «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.).
Ко второй группе источников относятся учебно-методическая литература, рассматриваемого периода: учебники истории, методическая литература, программы и материалы съездов учителей.
Самостоятельную группу источников составляют постановления государственных и партийных органов, которые нередко коренным образом меняли принципы функционирования советской системы исторического образования.
Четвертая группа источников - советская профильная периодическая печать, которая не только была интегрирована в систему органов, формирующих советскую идеологию, но и отражала атмосферу взаимодействия учителей и учеников советской школы.
Историография. Проблема становления и развития советской системы исторического образования получила отражение в ряде работ отечественных исследователей. Характерной особенностью является пристальное внимание исследователей к содержанию, структуре и сущности школьного исторического образования, однако подходы и оценки их существенно разнятся.
Традиционно большинство исследователей выделяет в советском периоде развития системы школьного исторического образования несколько этапов3. Такой подход связан скорее с трансформациями в политической жизни советского государства, чем со значимыми изменениями в самом образовательном пространстве. Так, историография рассматриваемой проблемы имеет следующую периодизацию:
1) I этап - «борьба со старым миром» и революционные эксперименты (1917 - конец 1920-х гг.);
2) II этап - школьное историческое образование в тоталитарном государстве (начало 1930-х гг. - конец 1950-х гг.);
3) III этап - модернизация советской школы (1960-е гг. - 1989 г.)
Для первого периода развития советской школы (1917 - конец 1920-х гг.) характерны два направления: критическое осмысление дореволюционной системы школьного исторического образования и создание принципиально новой системы народного просвещения. Идеологическая составляющая «новой» школы коммунистической морали, провозглашенная В. И. Лениным выходит на первое место4.
Знаковыми фигурами данного этапа становятся нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский и его заместитель М.Н. Покровский. Согласно их воззрениям, систематическое историческое образование оказывало отрицательное влияние на формирование личности человека, а сама история была признана «буржуазной наукой»5. В качестве альтернативы они предлагали внедрить повсеместно курс истории труда и социологию. В результате господства подходов Луначарского, Покровского, Крупской и др.6 в первом десятилетии молодого советского государства гражданская история в школе не изучалась.
Программные статьи партийных функционеров и методологические материалы педагогов-новаторов составили методологическую основу работ, рассматриваемого периода. Концептуальные подходы в отношении исторического образовании были определены программой РСДРП и лично В. И. Лениным на Всероссийском съезде учителей 5 июне 1918 г., где он определил задачи педагогики - связать учительскою деятельность с социалистической организацией общества7. В 1919 г. на втором Всероссийском съезде учителей Ленин провозгласил курс на тесную связь школы и политики.
Одним из важных направлений этого периода было изучение методов политизации сознания молодежи. Практикующие педагоги, методисты, партийные руководители освещали имеющийся опыт и выявляли насущные проблемы, которые предстояло решать. Наиболее активными в вопросах революционного обучения проявляли себя Б. Н. Жаворонков, А. Кудрявцев, С. Сингалевич, А. И. Стражев и др.8 Важно подчеркнуть, резко негативное отношение значительной части прогрессивной интеллигенции к опыту преподавания истории в царской России.
Социально-политические изменения в системе взаимодействия источников власти и государственных институтов 30-х годов прошлого века изменили положение истории в советской школе. Во-первых, история была восстановлена в качестве самостоятельного предмета изучения. Во-вторых, урочная форма организации учебного процесса утвердилась в советской школе. Согласно материалам газеты «Правда» от 16 мая 1934 г., учащиеся должны были получить наглядный и доступный исторический материал, основу формирования представлений об исторических событиях и марксистском понимании истории9.
Центральное е место в советской историографии нач. 1930-х - конца 1950-х гг. занимают публикации М. В. Нечкиной. В 1934 г. она опубликовала статью, в которой анализирует состояние школьного исторического образования в начале 1930-х гг., сформулировала требования к школьным учебникам по истории, где особое внимание уделила роли фактического материала и необходимости его тщательного отбора в преподавании. По мнению М. В. Нечкиной, «факты - воздух истории и только им верит школьник и любой здравомыслящий человек, но нельзя загружать память ребенка большим числом имен, дат, событий.»10. Учебник должен рисовать исторический процесс, взятый в целом, вести изложение так, чтобы у учащихся осталось представление о последовательном ходе исторических событий». Тогда же М.В. Нечкина была в числе ученых, принимавших участие в подготовке учебника истории для начальной школы.
Дальнейшее развитие система школьного исторического образования получает после Великой Отечественной войны. В фокус исследований ученых-педагогов и методистов вновь попадают проблемы революционнореформаторской педагогики 20х - 30-х гг. Работы К. С. Корнейчука и М. И. Кругляка посвящены анализу программ и подходов исторического обучения в условиях революционного развития общества.11
На рубеже 1950-х - 1960-х гг. остро встал вопрос о задачах
дальнейшего совершенствования структуры и содержания школьного курса истории. Это было вызвано необходимостью более глубокого отражения в школьных программах и учебниках достижений исторической науки; устранения дробности в тематике отдельных курсов и ликвидации педагогически неоправданного дублирования материала в курсах истории СССР, новейшей истории и обществознания; целесообразностью разгрузки школьных курсов (особенно в V - VII классах) от сравнительно менее важного в образовательном и воспитательном значении материала; более полного освещения вопросов культуры. Всей этой проблематике были посвящены работы М. В. Нечкиной, А. В. Фадеева12 и др....
Историческое образование Советского Союза - уникальная теоретикометодологическая система обучения, неоднократно доказывающая свою практическую эффективность на протяжении всего периода существования государства. Одной из наиболее сильных сторон системы школьного исторического образования является адаптивность к динамично развивающимся социально-политическим условиям в рамках марксистско- ленинской парадигмы общественного устройства. Генезис советского образовательного пространства проходил в тесном взаимодействии с процессом формирования других социальных институтов.
Проведённое исследование позволяет выявить ряд характерных особенностей советской системы школьного исторического образования:
1) идейно-идеологический компонент (ориентация на создание человека, способного критически мыслить, в ключе коммунистического мировоззрения) оказывал определяющие влияние в вопросах теоретикопедагогических исследований и практической реализации образовательной модели;
2) «замыкание» системы школьного исторического образования в границах советского государства и политика вынужденной изоляции от передовых педагогических достижений других стран;
3) продуманность и научно-педагогическая обоснованность внедряемых инноваций;
4) систематический мониторинг качества обучения учащихся (контроль успеваемости, выявление когнитивных потребностей учеников с учётом их возрастных особенностей и т.п.);
5) активное взаимодействие учёных-методистов и учителей-практиков в процессе организации образовательного пространства в советской школе;
6) оформление отдельного компонента системы воспитания гражданской позиции в цикле преподавания общественно-исторических дисциплин.
7) плановый подход к реализации целей и задач школьного исторического образования;
8) создание целостных государственных учебных программ, регламентирующих весь спектр направлений исторического образования, внимание высших государственных и партийных органов к образовательной системе.
Советская система школьного исторического образования сложилась на основе опыта традиционной педагогики дореволюционной России, прошла сложный путь становления в условиях расцвета многообразных революционных подходов (ставивших под сомнение целесообразность самой истории как науки), вернула значимое положение в учебном пространстве 1930-х - 1950-х гг., выступила фактором сплочения в трудные военные годы, адаптировалась к научно-технической революции второй половины 1950-х гг.
Тем не менее, социально-экономический и аксиологический кризис, охвативший Советский Союз в восьмидесятые годы прошлого века, наглядно продемонстрировал зависимость системы образования от политикосоциальных процессов.
Анализ ключевых особенностей развития и становления советской системы школьного исторического образования позволил обозначить основные этапы генезиса данной образовательной модели. Так, хронологические рамки исследования, охватывающего период проведения в СССР уникальной образовательной политики (от первых декретов советской власти, затрагивающих вопросы образования - до последней учебной программы, принятой в 1989 г.) имеют внутреннюю периодизацию.
Первый этап (1917 - конец 1920 гг.) ознаменовался свободными, порою излишне смелыми, революционными педагогическими и организационными решениями.
Второй этап (1930 - 1950 гг.) - возвращение к систематическому курсу изучения истории в формате традиционной классно-урочной системы.
Третий этап (1960 - 1980 гг.) - период ускоренной модернизации системы исторического образования в условиях научно-технической революции и политико-экономического кризиса Советского Союза.
Изучение системы школьного исторического образования советского периода в рамках данного исследования позволило подвести итоги в соответствии с поставленными целями и задачами.
При рассмотрении проблемы становления школьного исторического образования в идеологическом пространстве советского государства было установлено следующее. Во-первых, новая государственная политика была ориентирована на формирование у учащихся марксистского мировоззрения. Во-вторых, критическое переосмысление (граничащее с полным
отрицанием) опыта и традиций дореволюционной педагогики, характерное для тех ведомственных руководителей и партийных деятелей, которые курировали вопросы образования, полностью изменило положение истории в советской школе. В связи с этим, положение исторических дисциплин свелось к подчинённому положению вспомогательных дисциплин.
Изучение эволюции методов, форм, содержания исторического образования в советской школе выявили наиболее значимые этапы становления процесса обучения. Так, отмена классно-урочной системы и исключение отдельного курса истории из школьной программы стали наиболее показательными событиями I этапа становления системы образования в СССР. II этап ознаменовался восстановлением роли истории в советском образовательном пространстве; была создана эффективная система обучения истории в курсе средней школы. На III этапе основной акцент был сделан на организацию эффективного взаимодействия внутри и межпредметных связей в условиях модернизации методов, подходов и содержания образования.
Анализ проблемы обучения истории в советской школе разных десятилетий обозначил наиболее сложные моменты развития системы образования в конкретно-исторические периоды. Так, ученики и учителя послереволюционной эпохи были буквально дезорганизованы обилием подходов и форм обучения. Школа становится экспериментальной площадкой для апробации революционных идей создания принципиально нового образовательного пространства. Процесс обучения был, сверх всякой меры, проникнут революционной идеологией. Тридцатые годы прошлого века ознаменовались коренным переломом в механизме организации школьного исторического образования. Систематическое преподавание истории в соответствии с учебными программами позволило повысить качество обучения в советской школе. Конец 50-х гг. XX в. ознаменовался сменой концептуальной парадигмы процесса обучения: традиционный линейный подход уступил место принципу концентрического обучения. Крупномасштабные научно-технические достижения СССР в послевоенные годы стимулировали дальнейшее развитие системы исторического образования.
Рассмотрение основных программ и учебно-методической литературы разных этапов становления и развития системы образования в Советском Союзе позволило обозначить ряд особенностей. Во-первых, доминирование идеологической составляющей в учебниках и программах послереволюционного периода. Во-вторых, интерпретация исторических событий и процессов в учебно-методической литературе 20-х гг. прошлого века была намерено упрощена. В-третьих, ориентация на проектноисследовательскую деятельность отводит учебно-методические пособия на второй план.
В 1930-1950 гг. учебники вновь становятся важным инструментов в руках учителей и учеников. Пособия, рассчитанные на когнитивные потребности учащихся, повышают эффективность усвоения знаний.
Учебники 1960-1980 гг., несмотря некоторую дидактичность, в структурно-организационном плане, фактически, сопоставимы с современными пособиями.
Факторами модернизации советской системы исторического образования выступает комплекс внешних (текущее социальноэкономическое, культурное, политическое состояние общества) и внутренних (преодоление образовательным пространством конкретных теоретических и методологических проблем) обстоятельств.
Практическая часть проведенного исследования позволяет признать высокую степень эффективности метода систематизации исторических данных в формате таблиц. Данный метод позволяет не только реализовать принцип наглядности, но и способствует повышению качества проводимых исследований, за счёт первичного анализа изучаемого материала в процессе заполнения соответствующих категорий. Формирование таблицы как процесс способствует проведению комплексного сравнения отдельных исторических фактов и явлений в их динамике.
Создание аналитической таблицы, раскрывающей сложный путь становления и развития исторического образования в советской школе, даёт целостное представление об образовательном пространстве Советского Союза. Материалы исследования могут быть использованы в современном учебном процессе: на практике преподавания общих и специальных курсов по Отечественной истории и истории культуры.
1. «Об образовании Народного комиссариата по просвещению и
назначении народным комиссаром А.В. Луначарского»: Народное
образование в СССР: Сборник документов. 1917-1973, 1974. - 562 с.
2. «Материалы для образовательной школы»: Народное образование в СССР: Сборник документов. 1917-1973, 1985. -237 с.
Документальные сборники
3. Об историческом опыте и его уроках: сборник. - М., 1989. - 288 с.
4. Протоколы I Всероссийского съезда по просвещению, созванного Наркомпросом в Москве 25 августа 1918 г. - М., 1919. - 153.
Периодическая печать
5. Алексеева, Г. Д. Из истории разработки теоретических проблем в советской исторической науке (20-е начало 30-х гг.) / Г. Д. Алексеева // История и историки. Историографический ежегодник. - М., 1973. - № 8. - С. 22 - 28.
6. Астафьева, Е. Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети XX века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - Нижний Тагил, 2016. - № 1. - С. 116-131.
7. Багдасарян, В. Э. Н. К. Крупская в фокусе борьбы в советской
педагогике 1920-х - 1930-х годов: уроки истории для формирования
стратегии политики в сфере образования / В. Э. Багдасарян // Вестник Московского государственного областного университета. - М., 2019. - № 1. - С. 8-20.
8. Богоявленский, Б. Д. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии / Б. Д. Богоявленский // Преподавание истории в школе. - М., 1995. - № 5. - С. 12-23.
9. Богуславский, М. В. П. Ф. Каптерев - классик отечественной педагогики / М. В. Богуславский // Отечественная и зарубежная педагогика. - М., 2014. - № 5. - С. 7-13.
10. Булыгина, Т А. Модели исторической памяти и изучение локуса в исторической науке / Т. А. Булыгина // Гуманитарные и юридические исследования. - М., 2017. - № 1. - С.8-12.
11. Быкова, Е. Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917-1930 гг.: организационные и идеологические аспекты / Е. Ю. Быкова // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2011. - № 1. - С.179-180.
12. Водянский, A. M. Историческое и обществоведческое
образование: стратегия развития / А. М. Водянский // Преподавание истории в школе. - М., 1995. - № 3. - С. 22-31.
13. Вяземский Е. Е. Школьное историческое образование в России: на пути к новой парадигме / Е. Е. Вяземский // Моё Отечество. - М., 1997. - № 1. - С. 34-49.
14. Вяземский, Е. Е. Историческое образование в России: проблемы и тенденции / Е. Е. Вяземский // История. - М., 1987. - № 26. - С. 35-41.
15. Гранин, Д. А. Запретная глава / Д. А. Гранин // Знамя. - Л., 1988. - №2. - С. 117-132....73