Использование проектной методики для развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов средней общеобразовательной школы
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проектной методики в обучении английскому языку 6
1.1 Понятие и сущностная характеристика проектной методики 6
1.2 Специфика использования проектной методики на уроках английского
языка 17
1.3 Формирование коммуникативной компетенции на уроках
иностранного языка 24
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Практическое применение метода проектов на уроках английского языка 34
2.1 Проектная деятельность в актуальных пособиях по английскому языку
на среднем общем этапе обучения в СОШ 34
2.2 Применение метода проектов на практике 38
2.3 Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроке английского языка 48
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 63
Глава 1. Теоретические аспекты проектной методики в обучении английскому языку 6
1.1 Понятие и сущностная характеристика проектной методики 6
1.2 Специфика использования проектной методики на уроках английского
языка 17
1.3 Формирование коммуникативной компетенции на уроках
иностранного языка 24
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Практическое применение метода проектов на уроках английского языка 34
2.1 Проектная деятельность в актуальных пособиях по английскому языку
на среднем общем этапе обучения в СОШ 34
2.2 Применение метода проектов на практике 38
2.3 Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроке английского языка 48
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 63
В условиях стремительных изменений и развития социальноэкономической ситуации в мире в целом и в России в частности требования, которые общество предъявляет к личности, качественно меняются. Современный выпускник средней школы должен обладать высоким уровнем независимости, развитым продуктивным мышлением и относительной сформированностью ключевых компетенций, таких как межличностные, социальные, информационные. А с изменением социальных требований к человеку меняются и содержание, методы и формы образовательного процесса, которые готовят будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности.
Одной из важных задач среднего (общего) образования является подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой и защищать, а также уметь решать определенные коммуникативные задачи в речевых ситуациях. Новые ценности и ориентиры в образовании (индивидуально-личностный подход к обучению, профессиональные отношения между учителями и учениками и т. д.), а также современные достижения науки и технологий существенно определяют выбор методов обучения, в которых педагоги на данном этапе развития образования все чаще предпочитают активные и интерактивные образовательные технологии. Метод проектов - яркий тому пример.
Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, недостаточной степенью разработанности проблемы эффективности использования метода проектов при обучении иностранному языку для развития коммуникативной компетенции учащихся. Кроме этого, изучение проектной методики является необходимым для успешной педагогической деятельности.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку
учащихся старшего звена с помощью метода проектов.
Предмет исследования: методические возможности проектной
методики в обучении английскому языку для развития коммуникативной компетенции.
Цель исследования: выявить специфику использования метода проектов на уроках английского языка для развития коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
• определить понятие «метода проектов», перечислить его характерные черты;
• выявить особенности использования метода проектов при обучении иностранным языкам для развития коммуникативной компетенции;
• определить сущность коммуникативной компетенции;
• составить методические рекомендации по организации проектной деятельности;
• применить метод проектов на уроках английского языка для развития коммуникативной компетенции учащихся.
Методы исследования:
1) анализ методической, психологической, педагогической литературы по теме исследования;
2) анализ учебников и учебных пособий по обучению английскому языку на старшем этапе обучения в СОШ.
Теоретическая значимость исследования заключается в установлении степени разработанности проектной методики в применении к обучению в средней школе. Теоретическую базу составляют работы таких методистов как: И.Д. Чечель, Е.С. Полат, Л.С. Выготский, Н.Ю. Пахомова, Пассов Е.И. и др.
Практическое значение состоит в разработке методических рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках английского языка в старшем звене СОШ.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава носит теоретический характер, в ней раскрываются теоретические аспекты использования проектной методики в обучении английскому языку для развития коммуникативной компетенции, определяется специфика использования проектной методики на уроках английского языка в старшем звене СОШ. Вторая глава имеет практическую направленность. Она посвящена описанию процессов и результатов применения метода проектов на уроках английского языка, анализу учебных пособий, а также в ней даны методические рекомендации по реализации проектной деятельности в старших классах СОШ для развития коммуникативной компетенции на основе собственной практической деятельности.
Одной из важных задач среднего (общего) образования является подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой и защищать, а также уметь решать определенные коммуникативные задачи в речевых ситуациях. Новые ценности и ориентиры в образовании (индивидуально-личностный подход к обучению, профессиональные отношения между учителями и учениками и т. д.), а также современные достижения науки и технологий существенно определяют выбор методов обучения, в которых педагоги на данном этапе развития образования все чаще предпочитают активные и интерактивные образовательные технологии. Метод проектов - яркий тому пример.
Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, недостаточной степенью разработанности проблемы эффективности использования метода проектов при обучении иностранному языку для развития коммуникативной компетенции учащихся. Кроме этого, изучение проектной методики является необходимым для успешной педагогической деятельности.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку
учащихся старшего звена с помощью метода проектов.
Предмет исследования: методические возможности проектной
методики в обучении английскому языку для развития коммуникативной компетенции.
Цель исследования: выявить специфику использования метода проектов на уроках английского языка для развития коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
• определить понятие «метода проектов», перечислить его характерные черты;
• выявить особенности использования метода проектов при обучении иностранным языкам для развития коммуникативной компетенции;
• определить сущность коммуникативной компетенции;
• составить методические рекомендации по организации проектной деятельности;
• применить метод проектов на уроках английского языка для развития коммуникативной компетенции учащихся.
Методы исследования:
1) анализ методической, психологической, педагогической литературы по теме исследования;
2) анализ учебников и учебных пособий по обучению английскому языку на старшем этапе обучения в СОШ.
Теоретическая значимость исследования заключается в установлении степени разработанности проектной методики в применении к обучению в средней школе. Теоретическую базу составляют работы таких методистов как: И.Д. Чечель, Е.С. Полат, Л.С. Выготский, Н.Ю. Пахомова, Пассов Е.И. и др.
Практическое значение состоит в разработке методических рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках английского языка в старшем звене СОШ.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава носит теоретический характер, в ней раскрываются теоретические аспекты использования проектной методики в обучении английскому языку для развития коммуникативной компетенции, определяется специфика использования проектной методики на уроках английского языка в старшем звене СОШ. Вторая глава имеет практическую направленность. Она посвящена описанию процессов и результатов применения метода проектов на уроках английского языка, анализу учебных пособий, а также в ней даны методические рекомендации по реализации проектной деятельности в старших классах СОШ для развития коммуникативной компетенции на основе собственной практической деятельности.
Одной из главных идей радикальной перестройки современной школы и многочисленных программ и концепций в области преподавания английского языка в последние десятилетия является пересмотр традиционных подходов к образованию, переориентация обучения с усвоения готовых знаний и навыков на развитие личности ученика, его творческих способностей, независимого мышления. Это обусловлено важной образовательной задачей - подготовкой учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. Это диктует необходимость внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, призванных изменить приоритеты целей обучения.
Проблему формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении иностранных языков можно решить эффективнее, если в ее основе будет лежать потребность в общении на иностранном языке. Именно поэтому важно предоставить учащимся возможность на практике применять знания и решать реальные жизненные проблемы. Проектная методика является инновационной технологией, которая способна решить проблемы создания условий для использования иностранного языка на практике. Метод проектов значительно повышает эффективность учебного процесса, делая его не только познавательным с точки зрения получения новых знаний и усвоения навыков иноязычной речевой деятельности, но и полезным для учащихся, так как они имеют возможность раскрыть творческий потенциал, проявить исследовательские и организаторские способности, активность и самостоятельность, кроме того, овладеть коммуникативной компетенцией. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования коммуникативная компетенция рассматривается как способность решать те или иные коммуникативные задачи в разных ситуациях общения с помощью языковых средств.
На первом экспериментальном этапе мы провели анализ исходного уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся 10 и 11 классов, исходя из требований ФГОС. Получившиеся данные подтверждали необходимость применения метода проектов для развития и повышения уровня владения коммуникативной компетенцией.
На втором этапе в ходе эксперимента были апробированы и проведены проекты: «Welcome to Russia» с учащимися 10 класса МБОУ СОШ с. Нижняя Елюзань им. Героя Советского Союза Т.К. Кержнева и «Dramatization of dialogue with neighbour» с учащимися 11 класса той же школы. Данные проекты направлены на формирование коммуникативной компетенции старших школьников на уроках английского языка. Данные проекты были успешно реализованы в период прохождения преддипломной практики. При реализации проектной деятельности уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся повысился, следовательно, поставленная в начале исследования цель исследования достигнута, а задачи реализованы полностью. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило значительные педагогические возможности проектной деятельности как средства развития коммуникативной компетенции старшеклассников.
Однако, организация проектной деятельности может показаться сложной, и для того, чтобы сделать этот процесс легче, следует работать поэтапно. На основании проведенного исследования мы разработали методические рекомендации по поэтапной подготовке и проведению проектной деятельности на уроках английского языка в школе. Для реализации проектной деятельности необходимо проделать много сложной работы с учителем и учащимися, тем не менее, конечный результат стоит усилий.
Применение данного метода в старших классах СОШ при обучении иностранному языку имеет большое будущее. Перспективы данного исследования видятся в дальнейшей научно-исследовательской работе по этой теме: разработка методики использования метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам.
Проблему формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении иностранных языков можно решить эффективнее, если в ее основе будет лежать потребность в общении на иностранном языке. Именно поэтому важно предоставить учащимся возможность на практике применять знания и решать реальные жизненные проблемы. Проектная методика является инновационной технологией, которая способна решить проблемы создания условий для использования иностранного языка на практике. Метод проектов значительно повышает эффективность учебного процесса, делая его не только познавательным с точки зрения получения новых знаний и усвоения навыков иноязычной речевой деятельности, но и полезным для учащихся, так как они имеют возможность раскрыть творческий потенциал, проявить исследовательские и организаторские способности, активность и самостоятельность, кроме того, овладеть коммуникативной компетенцией. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования коммуникативная компетенция рассматривается как способность решать те или иные коммуникативные задачи в разных ситуациях общения с помощью языковых средств.
На первом экспериментальном этапе мы провели анализ исходного уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся 10 и 11 классов, исходя из требований ФГОС. Получившиеся данные подтверждали необходимость применения метода проектов для развития и повышения уровня владения коммуникативной компетенцией.
На втором этапе в ходе эксперимента были апробированы и проведены проекты: «Welcome to Russia» с учащимися 10 класса МБОУ СОШ с. Нижняя Елюзань им. Героя Советского Союза Т.К. Кержнева и «Dramatization of dialogue with neighbour» с учащимися 11 класса той же школы. Данные проекты направлены на формирование коммуникативной компетенции старших школьников на уроках английского языка. Данные проекты были успешно реализованы в период прохождения преддипломной практики. При реализации проектной деятельности уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся повысился, следовательно, поставленная в начале исследования цель исследования достигнута, а задачи реализованы полностью. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило значительные педагогические возможности проектной деятельности как средства развития коммуникативной компетенции старшеклассников.
Однако, организация проектной деятельности может показаться сложной, и для того, чтобы сделать этот процесс легче, следует работать поэтапно. На основании проведенного исследования мы разработали методические рекомендации по поэтапной подготовке и проведению проектной деятельности на уроках английского языка в школе. Для реализации проектной деятельности необходимо проделать много сложной работы с учителем и учащимися, тем не менее, конечный результат стоит усилий.
Применение данного метода в старших классах СОШ при обучении иностранному языку имеет большое будущее. Перспективы данного исследования видятся в дальнейшей научно-исследовательской работе по этой теме: разработка методики использования метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам.
Подобные работы
- Использование аутентичных материалов в процессе развития
социокультурной компетенции на уроках английского языка в
старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Использование интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы как средства активизации устной речи
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Проектная методика в обучении английскому языку на старшей ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Проектная методика как средство развития межкультурной компетенции на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Возможности проектной деятельности при обучении английскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНОГО ВИДЕОМАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ(НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКИХ ВИДЕОРОЛИКОВ «UN JOUR, UNE QUESTION»)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019





