Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проектной методики в обучении английскому языку 6
1.1 Понятие и сущностная характеристика проектной методики 6
1.2 Специфика использования проектной методики на уроках английского
языка 17
1.3 Формирование коммуникативной компетенции на уроках
иностранного языка 24
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Практическое применение метода проектов на уроках английского языка 34
2.1 Проектная деятельность в актуальных пособиях по английскому языку
на среднем общем этапе обучения в СОШ 34
2.2 Применение метода проектов на практике 38
2.3 Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроке английского языка 48
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 63
В условиях стремительных изменений и развития социальноэкономической ситуации в мире в целом и в России в частности требования, которые общество предъявляет к личности, качественно меняются. Современный выпускник средней школы должен обладать высоким уровнем независимости, развитым продуктивным мышлением и относительной сформированностью ключевых компетенций, таких как межличностные, социальные, информационные. А с изменением социальных требований к человеку меняются и содержание, методы и формы образовательного процесса, которые готовят будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности.
Одной из важных задач среднего (общего) образования является подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой и защищать, а также уметь решать определенные коммуникативные задачи в речевых ситуациях. Новые ценности и ориентиры в образовании (индивидуально-личностный подход к обучению, профессиональные отношения между учителями и учениками и т. д.), а также современные достижения науки и технологий существенно определяют выбор методов обучения, в которых педагоги на данном этапе развития образования все чаще предпочитают активные и интерактивные образовательные технологии. Метод проектов - яркий тому пример.
Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, недостаточной степенью разработанности проблемы эффективности использования метода проектов при обучении иностранному языку для развития коммуникативной компетенции учащихся. Кроме этого, изучение проектной методики является необходимым для успешной педагогической деятельности.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку
учащихся старшего звена с помощью метода проектов.
Предмет исследования: методические возможности проектной
методики в обучении английскому языку для развития коммуникативной компетенции.
Цель исследования: выявить специфику использования метода проектов на уроках английского языка для развития коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
• определить понятие «метода проектов», перечислить его характерные черты;
• выявить особенности использования метода проектов при обучении иностранным языкам для развития коммуникативной компетенции;
• определить сущность коммуникативной компетенции;
• составить методические рекомендации по организации проектной деятельности;
• применить метод проектов на уроках английского языка для развития коммуникативной компетенции учащихся.
Методы исследования:
1) анализ методической, психологической, педагогической литературы по теме исследования;
2) анализ учебников и учебных пособий по обучению английскому языку на старшем этапе обучения в СОШ.
Теоретическая значимость исследования заключается в установлении степени разработанности проектной методики в применении к обучению в средней школе. Теоретическую базу составляют работы таких методистов как: И.Д. Чечель, Е.С. Полат, Л.С. Выготский, Н.Ю. Пахомова, Пассов Е.И. и др.
Практическое значение состоит в разработке методических рекомендаций по организации проектной деятельности на уроках английского языка в старшем звене СОШ.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава носит теоретический характер, в ней раскрываются теоретические аспекты использования проектной методики в обучении английскому языку для развития коммуникативной компетенции, определяется специфика использования проектной методики на уроках английского языка в старшем звене СОШ. Вторая глава имеет практическую направленность. Она посвящена описанию процессов и результатов применения метода проектов на уроках английского языка, анализу учебных пособий, а также в ней даны методические рекомендации по реализации проектной деятельности в старших классах СОШ для развития коммуникативной компетенции на основе собственной практической деятельности.
Одной из главных идей радикальной перестройки современной школы и многочисленных программ и концепций в области преподавания английского языка в последние десятилетия является пересмотр традиционных подходов к образованию, переориентация обучения с усвоения готовых знаний и навыков на развитие личности ученика, его творческих способностей, независимого мышления. Это обусловлено важной образовательной задачей - подготовкой учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. Это диктует необходимость внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, призванных изменить приоритеты целей обучения.
Проблему формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении иностранных языков можно решить эффективнее, если в ее основе будет лежать потребность в общении на иностранном языке. Именно поэтому важно предоставить учащимся возможность на практике применять знания и решать реальные жизненные проблемы. Проектная методика является инновационной технологией, которая способна решить проблемы создания условий для использования иностранного языка на практике. Метод проектов значительно повышает эффективность учебного процесса, делая его не только познавательным с точки зрения получения новых знаний и усвоения навыков иноязычной речевой деятельности, но и полезным для учащихся, так как они имеют возможность раскрыть творческий потенциал, проявить исследовательские и организаторские способности, активность и самостоятельность, кроме того, овладеть коммуникативной компетенцией. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования коммуникативная компетенция рассматривается как способность решать те или иные коммуникативные задачи в разных ситуациях общения с помощью языковых средств.
На первом экспериментальном этапе мы провели анализ исходного уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся 10 и 11 классов, исходя из требований ФГОС. Получившиеся данные подтверждали необходимость применения метода проектов для развития и повышения уровня владения коммуникативной компетенцией.
На втором этапе в ходе эксперимента были апробированы и проведены проекты: «Welcome to Russia» с учащимися 10 класса МБОУ СОШ с. Нижняя Елюзань им. Героя Советского Союза Т.К. Кержнева и «Dramatization of dialogue with neighbour» с учащимися 11 класса той же школы. Данные проекты направлены на формирование коммуникативной компетенции старших школьников на уроках английского языка. Данные проекты были успешно реализованы в период прохождения преддипломной практики. При реализации проектной деятельности уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся повысился, следовательно, поставленная в начале исследования цель исследования достигнута, а задачи реализованы полностью. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило значительные педагогические возможности проектной деятельности как средства развития коммуникативной компетенции старшеклассников.
Однако, организация проектной деятельности может показаться сложной, и для того, чтобы сделать этот процесс легче, следует работать поэтапно. На основании проведенного исследования мы разработали методические рекомендации по поэтапной подготовке и проведению проектной деятельности на уроках английского языка в школе. Для реализации проектной деятельности необходимо проделать много сложной работы с учителем и учащимися, тем не менее, конечный результат стоит усилий.
Применение данного метода в старших классах СОШ при обучении иностранному языку имеет большое будущее. Перспективы данного исследования видятся в дальнейшей научно-исследовательской работе по этой теме: разработка методики использования метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам.
1. Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках
иностранного языка в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
https://lib.herzen.spb.ru/text/abysheva_102_116_121.pdf (дата обращения: 13.03.2022).
2. Афанасьева О.В. Spotlight 10. Английский в фокусе / О.В. Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби. - М.: Изд-во «Просвещение», 2012. - 34 с.
3. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Изд-во «Просвещение», 2013. - 175 с.
4. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников. Управление современной школой / И.Г. Харисова, А. П. Чернявская. - М.: Изд-во «Просвещение», 2014. - 120 с.
5. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. - М.: Изд-во «Просвещение», 2005. - 203 с.
6. Березина Т.В. Использование метода проектов на уроках английского
языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
collection.edu.ru/attach/17/11175.doc (дата обращения: 11.12.2021).
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический Энциклопедический Словарь. - 4 изд. -
М: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2008. - 528 с.
8. Бородина О. А. Проектная методика преподавания иностранных языков в
условиях ФГОС / О. А. Бородина // Обеспечение качества профессионального образования как основной фактор подготовки конкурентоспособного специалиста. - Ливны: Орловский
государственный университет им. И.С. Тургенева, 2018. - С. 178-181.
9. Бредихин П. В. Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий / П. В. Бредихин // Научная гипотеза. - 2019. - № 16. - С. 93-99.
10. Владыко О. А. Проектная методика как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка / О. А. Владыко // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 4. - С. 60-65.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Изд-во «Педагогика- пресс», 1996. - 102 с.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - 3 изд. - М.: Изд-во «Академия», 2006. - 336 с.
13. Глухарева О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 17-24.
14. Городилина Т. В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе Федеральных государственных образовательных стандартов / Т. В. Городилина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - Т. 2. - № 6. - С. 37-41
15. Гостев А.Г. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения: монография / А. Г. Гостев, Е. В. Киприянова. - Екатеринбург, 2008. - 290 с....35