Введение 3
Глава I. Теоретические основы обучения чтению на уроках английского языка 7
1.1 Характеристика изучающего чтения как вида речевой деятельности 7
1.2 Организация работы по формированию стратегий изучающего чтения ..17
1.3 Методические подходы, способствующие организации к обучению
изучающему чтению 32
Выводы по первой главе 36
Глава II. Обучение изучающему виду чтения на уроках
английского языка 39
2.1 Анализ учебника «Spotlight» на соответствие изучающему виду чтения
на уроках английского языка 39
2.2 Разработка упражнений и заданий по изучающему виду чтения 46
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения
Современные тенденции жизни общества стремительно меняются. Внедрение информационно-коммуникационных технологий оказывает влияние на многие сферы жизнедеятельности людей, включая образование, которое тоже оказалось вовлеченным в этот процесс. Современность ставит новые стандарты перед методиками обучения иностранным языкам, акцентируя внимание на развитии комплексных и практикоориентированных методов к обучению чтению. Это обстоятельство порождает спрос на инновационные, интегрированные и практически ориентированные подходы к обучению элементам чтения и выстраиванию связей между устной и письменной формами языка. Чтение на иностра
нном языке превращается в раскрытие способностей к грамотной и продуктивной работе с текстами, способствующее комплексному развитию языковых компетенций учащихся.
В настоящее время приоритетным выступает чтение, обладающее очень важным умением. С ростом школьника усиливается потребность в освоении этого навыка на более высоком уровне для соответствия образовательным стандартам. Через чтение на английском языке происходит пробуждение интереса и расширение кругозора, что делает его мощным средством для овладения обширным спектром языковых действий. В период первичного образования чтение становится особенно актуальным, т.к. формирует стабильную базу для дальнейшего учебного процесса. В последние десятилетия были совершены значительные изменения, обязывающие теоретиков и практиков в сфере преподавания иностранных языков переосмысливать традиционные подходы к преподаванию чтения.
Учащиеся, которые еще не обладают навыком чтения на английском языке в начальных классах, часто сталкиваются с серьезными трудностями при углубленном ознакомлении с учебными материалами в старших классах. Это приводит к снижению заинтересованности в изучаемой дисциплине и, как следствие, к ухудшению результатов, превращая процесс обучения в тяжкую работу.
Обучение изучающему чтению является непростой задачей, так как в педагогической практике появляются периоды, когда обучающийся испытывает недостаток включенности на особенности текста и на ключевых аспектах изучаемого материала. Эта проблема может быть вызвана как отсутствием мотивации, так и затруднениями в выделении ключевых моментов текста. В результате, у обучающихся появляются трудности общения и выявления основной идеи, что ведет к обширной проблематике при работе с более серьезными текстами. Критичность состоит в том, что они не способны четко формулировать и передавать свои мысли на английском, а также акцентировать внимание на важных изученных деталях. Основная сложность для современных обучающихся заключается в неспособности правильно работать с текстом и акцентировать его значимые части, что особенно важно для подростков, уже обладающих развитыми лингвистическими навыками для анализа сложных и значимых текстов.
Сегодня сложный выбор технологий и методик, представляющих обширные возможности, лежит на преподавателях. Цель этих инструментов не ограничивается обучением основам лексики и грамматики, они также активно вносят вклад в развитие иноязычной компетенции. Благодаря им достигается уверенность в освоении важнейших умений для межличностного общения, стимулируется и удерживается интерес обучающихся к новым языкам через применение цифровых инструментов и ресурсов.
На начальной стадии изучения иностранных языков в образовательной среде школ особое внимание уделяется развитию навыков чтения. Кроме того, наблюдается значительный недостаток научных материалов, посвященных данной значимой теме. Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы определила актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: учебный процесс, направленный на
приобретение умений изучающего чтения. Реализация процесса происходит в ходе учебных занятий по английскому языку в средней
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: ориентирован на технологии обучения, используемых в процессе овладения навыками изучающего чтения на занятиях английского языка в средней общеобразовательной школе.
Целью исследования: является рассмотрение технологии обучения изучающему чтению на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
В рамках овладения навыками чтения на английском языке обучение учащихся проходит в образовательных учреждениях среднего звена.
Задачи исследования:
1) рассмотреть изучающее чтение как вида речевой деятельности;
2) показать организацию деятельности для формирования стратегий изучающего чтения;
3) изучить методические рекомендации по изучающему чтению;
4) проанализировать учебник «Spotlight» на соответствие изучающему чтению на уроках английского языка;
5) разработать упражнения и задания по изучающему чтению.
Для решения поставленных задач применение распространилось на следующие методы исследования:
1) теоретические, складывающиеся из анализа, систематизации и синтеза исследований, методической и психологической направленности, охватывающих рассматриваемую тематику;
2) эмпирические, включающие в себя изучение, исследование и систематизацию отечественного опыта в применении различных методик по технологии обучения изучающему чтению.
Теоретической основой исследования послужили труды известных ученых, среди которых Н.Д. Гальскова, Л.А. Дауенов, А.И. Демченко, З.И. Клычникова, Е.А. Маслыко, Е.А. Таранчук, В.М. Филатов, С.В. Чернышов и другие, затрагивающие аспекты обучения через изучающее чтение.
Практическая значимость предполагает результаты, показывающие возможности для совершенствования и улучшения образовательных методик. Кроме того, сформированный набор учебных заданий обретает своё применение на практике в обучении чтению.
Апробация работы проводилась в МБОУ «Большечирклейская средняя школа» Ульяновская область, Николаевский район, село Большой Чирклей.
Структура: представленная работа состоит из введения, двух
основных глав, заключения, а также перечня использованной литературы и раздела приложений.
В настоящее время происходит активизация реформ в системе образования. Методисты задействованы в разработке уникальных подходов и технологических нововведений, целью которых является обучение школьников освоению иностранных языков.
Наблюдается постоянная динамика изменений в методах образования, причем особенности этих изменений особенно заметны в области обучения английскому языку, признанному ключевым средством общения современного общества. В настоящее время этот язык получает широкое распространение. Согласно современным образовательным программам, необходимость изучения английского языка для достижения оптимальных образовательных результатов становится все более очевидной. Следствием этого является рост важности совершенствования методик в обучении чтению, что считается существенным компонентом всего процесса. В данной сфере ключевое значение приобретает способность к глубокому пониманию и изучающей работе с текстом. Проблематика интерпретации текстов и внедрение сложных умений чтения становится особенно актуальной для подготовки старшеклассников к точному извлечению информации, акцентируя внимание на необходимость постоянной конкретизации вопроса для понимания содержания текста.
Практика свидетельствует о низком уровне понимания прочитанного, который важен для изучающего чтения среди учащихся старших классов. Это вызывает необходимость непрерывных усилий для совершенствования методических аспектов в их образовательной деятельности.
Чтение выступает особым видом в контексте различных видов речевой активности, становясь механизмом, осуществляющимся через быстрое осмысление и усвоение информации из текста. Зачастую этот процесс интерпретируется как явление, непосредственно связанное с личностным восприятием, включающим словесное содержание, осмысление предмета и погружение в смыслы загадочного.
Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют
разные виды чтения:
1. Основная цель ознакомительного чтения (просмотровое) заключается в создании предварительного общего восприятия текста; тонкие детали при этом часто ускользают от внимания.
2. Поисковое чтение предполагает поиск ответов на вопросы.
3. Процесс изучающего чтения целиком направлен на осуществление глубокого анализа текста с целью - тщательного знакомства и добычи информации. Представленному подходу освоения текста свойственна необходимость осмысленного восприятия, а также постижения содержимого материала в процессе его рассмотрения.
В ходе анализа, было раскрыто объяснение понятия изучающего чтения, рассмотренное в контексте как одной из составляющих речевой деятельности. Методика, нацеленная на повышение самостоятельности учебного процесса у учащихся при работе с текстами, достигла кульминации. Технология, заявленная в исследовании, предписывает этапы:
предтекстовый, касающийся подготовительного изучения текста, текстовый - взаимодействие с данными, входящими в текст, и послетекстовый - анализ и переработка полученных данных.
Многообразие этапов образовательного процесса демонстрируют технологии и методики, так как овладение свежими материалами или заданиями запускает необходимость в задействовании со стороны преподавателей и обучающихся. Такой подход крайне важен для обеспечения высокой эффективности методов, применяемых в области педагогики, которые целенаправленно способствуют развитию учебных навыков в чтении.
Был проведен анализ, касающийся отбора учебных ресурсов для развития изучающего чтения. В рамках исследования осуществлялся тщательный разбор множества методик обучения, используя разнообразные учебные материалы. Кроме того, представлены были практические упражнения, созданные известными методистами в области методики.
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2018. - 448 с.
2. Ахраменко Е.В. Обучение изучающему чтению на уроке
иностранного языка в средней школе // Молодой ученый. - 2023. - № 45 (492). - С. 73-74. - Режим доступа: URL:
https://moluch.ru/archive/492/107330/ (дата обращения: 23.03.2024).
3. Бим И.Л. Обучение иностранному языку: Поиск новых путей // Иностранные языки в школе. - 2017. № 5. - С. 14-16.
4. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис Пресс, 2018. - 236 с.
5. Гейдт В.К. К вопросу об иноязычной коммуникативной компетенции / В. К. Гейдт, Т.Р. Лыкова [Электронный ресурс]. Режим доступа:иКЕ:Ейр8://8с1епсеГогиш.ги/2024/аг11с1е/2018005950?у8с11й=117к131с 7360062305/ (дата обращения: 28.02.2024).
6. Дауенова Л.А. Эффективность обучения изучающему чтению на английском языке //Психология и психотехника. 2011. № 1 (28). С. 89-95.
7. Демченко А.И., Алипулатова Н.С. Изучающее чтение иноязычных текстов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов // Известия Дагестанского гос.пед-го ун-та. Психолого-педагогические науки. - 2019. - Т. 13. - № 1. - С. 24-29.
8. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. - СПб.: КАРО, 2016. - 304 с.
9. Желянина Л.С., Вайсбурд М.Л., Калинина С.В. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках. - М.: Академия, 2019. - 220 с.
10. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: МОДЭК, 2017. - 380 с.
11. Клименко А.Д., Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в старшей школе. - М.: Педагогика, 2018. - 389 с.
12. Клычникова 3.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2017. - 2015 с.
13. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 2016. - 265 с.
14. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся старших классов в процессе изучения литературы в школе. - М.: Академия, 2016. - 300 с.
15. Коряковецева Н.Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры. - М.: Высш.шк., 2016. - 457 с....42