ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДОВ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика поощрения и наказания как методов воспитания
детей 7
1.2. Виды и формы поощрения и наказания 19
1.3. Возрастные особенности и характеристика культуры поведения
старших дошкольников 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПООЩРЕНИЙ И
НАКАЗАНИЙ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня сформированности культуры поведения у
детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Технология применения поощрений и наказаний в процессе
формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 44
2.3. Определение эффективности использования поощрений и наказаний в работе по формированию культуры поведения у старших
дошкольников 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Актуальность исследования заключается в том, что вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Существует множество определений понятия «культура поведения». В педагогическом словаре под культурой поведения понимается соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими [7].
Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшую степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Л.Н. Толстой очень высоко оценивал воспитание культуры поведения у подрастающего поколения и считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [4, с. 51].
Кардинальные социально-экономические преобразования
современного общества с особой остротой ставят проблему воспитания культуры поведения у дошкольников. В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения у дошкольников вызвана тем, что система общественного воспитания играет большую роль в нравственном становлении личности.
Во-первых, наше общество нуждается в людях, обладающих не только знаниями, но и нравственными чертами личности. Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается под влиянием множества воздействий как позитивного, так и негативного характера. В -третьих, образованность и воспитанность - это качества личности, определяющие ее отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, в процессе воспитания культуры поведения происходит не только информирование дошкольников о нормах поведения в обществе, но и о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
В связи с этим, перед системой дошкольного образования стоит задача подготовки ответственных граждан, способных строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием культуры поведения у дошкольников.
Вопросам воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования Е.А. Алябьевой, Л.Р. Болотиной, И.Н. Курочкиной, С.Н. Николаевой, С.В. Петериной, эффективность воспитания культуры поведения во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания культуры поведения, нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социальноэкономического и культурного развития, диктует необходимость формирования культуры поведения.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объектом исследования является процесс формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются поощрение и наказание как методы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Целью данной работы является исследование эффективности использования поощрений и наказаний в работе по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста .
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) охарактеризовать такие методы воспитания как поощрение и наказание, а также особенности их применения по отношению к детям дошкольного возраста;
3) выделить особенности формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста;
4) подобрать методику и провести диагностику сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста;
5) определить технологию применения поощрений и наказаний в качестве методов формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста и апробировать ее в педагогическом процессе ДОО;
6) проверить эффективность использования методов поощрения и наказания в работе по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2019 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал выявление уровней сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь-декабрь 2019 года) включал формирующий эксперимент, направленный на определение содержания работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в этом процессе поощрений и наказаний;
IV этап (январь 2020 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики в сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что работа по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективной при условии использования в данном процессе методов поощрения и наказания.
Методы исследования:
• теоретические: анализ литературы по теме исследования;
• эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование;
• экспериментальные: проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды зарубежных а также отечественных ученых: Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, Дж. Локка, А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, Ж.-Ж. Руссо, Д.Б. Эльконина и др. [4, 6, 11, 12, 25, 30].
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами -практиками в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе филиала №1 МБДОУ д/с №123 г. Пензы.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
Итак, целью данной выпускной квалификационной работы являлось исследование эффективности влияния методов поощрения и наказания на формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Поощрение есть метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребенка, награждения, поочередного удовлетворения духовных и материальных потребностей. Используя поощрение, взрослые могут достичь повышения эффективности и качества деятельности ребенка, а также способствуют самоутверждению личности, а значит - повышается самооценка у ребенка. Поощрение возбуждает положительные эмоции, оптимистические психические состояния, развивает внутренние творческие силы детей, активную жизненную позицию. Поощрение, особенно незаслуженное, подпитывает чрезмерное честолюбие ребенка, его стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами. Поэтому не всегда поощрение может выполнять ту роль, которое ему предназначено: система поощрения по мере нравственного созревания должна развиваться от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным.
Иногда, к некоторым ситуациям применимо наказание. Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредотачивает сознание на переживании вины. Наказание используется в форме осуждения норм поведения общественным мнением, выражением недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний контроль, сознание недозволенности превышения интересов личности над общественными. Злоупотребление наказаниями подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления и активного сопротивления.
С целью доказательства выдвинутой перед началом исследования гипотезы нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Экспериментальное исследование проводилось на базе филиала №1 МБДОУ д/с №123 г. Пензы.
Данные стартовой диагностики показали, что в среднем обе группы дошкольников можно охарактеризовать низким и средним уровнем сформированности культуры поведения.
На формирующем этапе эксперимента нами была разработана технология использования поощрения и наказания в воспитательной работе по формированию культуры поведения у дошкольников. Данная технология применялась нами в работе с детьми старшего дошкольного возраста ЭГ и их родителями.
На основании результатов контрольного эксперимента была выявлена положительная динамика в сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста ЭГ: расширение их поведенческого репертуара, развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умение адекватно его выразить, сформированность навыков позитивного общения, самостоятельности, дружелюбия, отзывчивости. В контрольной группе также произошли изменения в сформированности культуры поведения у дошкольников, но они не были столь значительными.
Таким образом, система методов поощрения и наказания в воспитательном процессе воплощается в реальные отношения, которые развивают нормативные качества в ребенке и правильное становление его поведения.
1. Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 428 с.
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество
России, 2003. - 512 с.
3. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М.: «Педагогика», 1991. - 200 с.
4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. - М.: «Гардарики», 2004. - 520 с.
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.,
1989. - 877 с.
6. Джон Локк. Мысли о воспитании. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. - М., 1991. - 360 с.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: «Педагогика», 2001. - 410 с.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.:
Академия, 2000. - 468 с.
9. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М.: «Просвещение»,
1990. - 289 с.
10. Легинький Г.И. Цель и способы воспитания. - М.: «Педагогика», 1990. - 270 с.
11. Макаренко А.С. Дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч. в 7 т. - Т. 5. - М., 1976. - 457 с.
12. Макаренко А.С. Книга для родителей . - М.: Лениздат, 1981. - 340 с.
13. Мария Монтессори. Помоги мне это сделать самому. / Сост. М.В. Богоусловский, Г.Б. Корнетов. - М., 2000. - 230 с.
14. Методика воспитательного процесса. Лекции по педагогике. - М.: «Просвещение», 1999. - 215 с.
15. Наваренко А.Н. Особенности диагностики воспитательного процесса в образовательном комплексе «Начальная школа - детский сад». // Первое сентября, www.1september.ru...30