Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ школьников

Работа №160803

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки
овладения правильным произношением 5
1.2. Письмо как психофизиологический акт 10
1.3. Артикуляторно-акустическая дисграфия как нарушение письма у
детей 12
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация, цели и задачи констатирующего изучения 19
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 20
ГЛАВА III. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Организация, цели и задачи эксперимента 24
3.2. Содержание работы 26
3.3. Результаты контрольного эксперимента 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Период дошкольного развития речи характеризуется рядом закономерно сменяющих друг друга сензитивных и гиперсензитивных фаз развития (Л.И. Белякова, Е.Н. Винарская, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова, A.M. Шахнарович, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.), благополучное завершение которых открывает перед будущим школьником неограниченные возможности дальнейшего перцептивно-когнитивного развития.
Исходя из данной позиции, в логопедической науке сформировались представления об успешном обучении письму детей с отсутствием отклонений в речевом развитии до начала школьного обучения. Получены многочисленные данные о нарушении письма, которое в начальной школе проявляется в виде дисграфии, в случае, если в становлении речевой функции, и базирующихся на её основе навыках фонемного анализа и синтеза, существуют какие-либо отклонения (М.С. Грушевская, Г.А. Каше, И.К. Колповская, Н.А. Никашина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).
Вместе с этим учеными все чаще высказываются предположения о том, что существующая взаимосвязь между нарушением звукопроизношения, а также фонемного анализа и синтеза и проявлениями нарушений письма не столь однозначна. Письмо, являясь сложной функциональной системой, включает в свою структуру множество других базовых компонентов, недоразвитие или нарушение которых так же может приводить к дисграфии. Выдвигаемые предположения находят подтверждение в, многолетних свидетельствах теоретиков и практиков, указывающих, что коррекционные методики, ориентированные на преодоление у детей со специфическими нарушениями письма исключительно речевых нарушений и несформированности фонемного анализа и синтеза, не во всех случаях бывают эффективными (Г.М. Богомазов, О.А. Величенкова, Е.О. Голикова, А.Н. Корнев, Е.М. Моисеенко, Л.Г. Парамонова).
Таким образом, проблема нарушения звукопроизношения и его влияния на письмо является актуальной.
Цель исследования - изучить влияние звукопроизношения на процесс письма и разработать систему логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.
Объект исследования - фонетическая сторона речи и процесс письма у младших школьников.
Предмет исследования - система работы по коррекции ошибок письма, обусловленных нарушением звукопроизношения младших школьников.
Сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы.
2. Подобрать диагностический материал и провести констатирующее исследования звукопроизношения и письма.
3. Подобрать систему работы по коррекции ошибок письма, обусловленных нарушением произношения и провести обучающий эксперимент.
4. Провести контрольный эксперимент с целью выявления эффективности предложенной системы работы.
Гипотезой нашего исследования стало:
1) У младших школьников имеются нарушения письма, связанные с нарушенным звукопроизношением, т.е. артикуляторно-акустическая дисграфия.
2) Специальная система игр, упражнений, заданий, направленная на коррекцию нарушения звукопроизношения поможет скорректировать и предупредить ошибки письма учащихся младших классов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы мы проанализировали психолого-педагогическую, логопедическую и методическую литературу по данной теме; рассмотрели анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным звукопроизношением; описали письмо как
психофизиологический акт; охарактеризовали понятие о дисграфии в целом; провели констатирующее исследование; проанализировали результаты исследования и сделали соответствующие выводы.
Неоспоримым является факт актуальности данной темы и необходимости дальнейших разработок в направлении профилактической и коррекционной работы, что подтверждается количественными результатами обработки проведенного исследования.
Теоретически и экспериментально был подтвержден факт необходимости совершенствования и осуществления такого направления логопедической работы, как коррекция нарушенного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста, поскольку данные нарушения несомненно сказываются на процессе письма детей, а следовательно могут отразиться и на всей успеваемости данной категории детей.
В ходе констатирующего эксперимента доказано влияние нарушения звукопроизношения на письмо детей младшего школьного возраста.
По результатам проведенной работы, хочется сказать, что очень важно своевременно выявить причины самых первых трудностей письма, возникающих у ребёнка в период овладения его грамотой, чтобы иметь возможность сразу оказать ему целенаправленную помощь. Коррекция фонетико-фонематической стороны речи является необходимой еще до начала школьного обучения. Однако и в первых-вторых классах находятся дети, которые требуют коррекционной работы и она непременно должна вестись и своевременно оказывать помощь в овладении процессом письма.


1. Актуальные проблемы логопедической практики. Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи». - СПб.: Айрис, 2004. - 353 с.
2. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно- методическое пособие / В.М. Акименко. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 105 с.
3. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев. - Л.: Педлиб, 1976. - 126 с.
4. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.В. Ахутина, А.Н. Фотекова. - М.: Владос, 2002. - 120 с.
5. Безруких, М.М. Психофизиологические критерии трудностей обучения письма и чтению у школьников младших классов / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко. - М.: Детство-пресс, 2008. - 59 с.
6. Бедрина, А.В. Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта / А.В. Бедрина. - Текст: электронный - URL: https://moluch.ru/archive/151/42886/.
7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.
8. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по
звукопроизношению: учебное пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
9. Гаркуша, Ю.Ф. Новые информационные технологии в
логопедической работе / Ю.Ф. Гаркуша. // Дефектология. - 2008. - № 3. - С. 14-17.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М.: Просвещение, 1961. - 365 с.
11. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 345 с.
13. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
14. Иншакова, О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова. - М.: Айрис, 2006. - 72 с.
15. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей / Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - С. 213-228....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ