Введение
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1 Общая характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста
1.2 Особенности коммуникативной сферы младшего школьника
1.3 Исследования связи очередности рождения с особенностями развития детей
Глава 2. Изучение характеристик коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье
2.1 Описание процедуры и методов исследования
2.2 Анализ и интерпретация диагностических данных
Выводы
Заключение
Список используемых источников
Приложения
С приходом ребенка в школу перед ним открывается новая модель социально-общественной жизни. Школа параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в развитии ребенка и становится одним из определяющих факторов в становлении его личности. Многие основные свойства и личностные качества формируются в этот период жизни, и от того, как они будут заложены, во многом зависит последующее развитие человека.
Смена социальных отношений представляет для детей значительные трудности, которые связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни. Одну из самых серьезных трудностей для младших школьников представляет освоение школьной жизни, ориентация в большой детской группе - классе. В школе в ситуациях формального равенства учатся дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разным уровнем развития коммуникативных навыков, с разной самооценкой и разной степенью доверия к окружающему миру. Прежде защищенный семьей, ребенок со своим малым личным опытом общения, вступает в ситуацию, где серьезно, в реальных отношениях, следует научиться постоянному общению не в соответствии со своими желаниями, а с заданными правилами и условиями школьной жизни. Ему приходится учиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность, свое право быть равноправным в общении с другими людьми.
По своим коммуникативным характеристикам дети, пришедшие в школу, значительно различаются. Проявляются и индивидуальнопсихологические особенности, и опыт игровой деятельности, приобретенный в предшествующий дошкольный период, сформированный уровень развития средств и навыков общения с другими детьми, взрослыми, и стиль семейного воспитания.
В семье ребенок получает первый социальный опыт, который складывается из многих составляющих. Немалое значение имеет состав семьи ребенка. Известны данные о различиях в показателях развития детей из нуклеарных и полинуклеарных семей, из семей, где ребенок воспитывается одним или обоими родителями. О влиянии очередности рождения на процесс и результаты развития детей данных научных исследований значительно меньше. Есть исследования личностных и интеллектуальных характеристик взрослых людей, которые свидетельствуют об определенных последствиях занимаемой ими позиции старшего или младшего ребенка в родительской семье. Для нас интерес представляет коммуникативная сфера детей с позицией старшего и младшего ребенка в семье.
На сегодняшний день фактически нет методологических подходов и, тем более, какие-либо исследований оценки ресурсных возможностей ребенка в зависимости от его позиции в семье, связанной с очередностью рождения. Исследования такого рода, создание основ для прогностических оценок динамики и особенностей развития позволят повысить эффективность как прогноза развития ребенка, так и рекомендаций для родителей и педагогов. Малое количество эмпирических данных о связи показателей развития ребенка с его позицией в семье свидетельствует об актуальности предпринятого нами исследования.
Целью исследования стало изучение характеристик коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье для использования диагностических данных в работе с детьми этой возрастной категории, а также для консультативной практики педагога-психолога с родителями учащихся начальной школы.
Объект исследования - коммуникативная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - характеристики коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье.
Гипотеза исследования: существуют различия в характеристиках коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье. Эти различия проявляются
- в разнообразии невербального репертуара и сензитивности к восприятию невербальной информации;
- в понимании социальных ситуаций и способности решать проблемы, связанных с отношениями людей;
- в показателях социальной адаптированности, активности и автономности.
...
Предположения о связи позиции ребенка в семье, обусловленной очередностью рождения, с особенностями его развития носят вероятностный характер. Тем не менее, в ряде исследований доказано, что сиблинговая позиция при прочих равных условиях определенно влияет на формирование личности растущего человека, на его дальнейшее супружеское и родительское поведение, на взаимоотношения с друзьями, коллегами по работе.
Если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних условиях, их социальное окружение все же не одинаково. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей - все это меняется в результате появления в семье следующих детей и влияет на формирование стиля жизни.
О влиянии очередности рождения на процесс и результаты развития детей данных научных исследований немного. Имеются данные о личностных и интеллектуальных характеристиках взрослых людей, которые свидетельствуют об определенных последствиях занимаемой ими позиции старшего, среднего или младшего ребенка в родительской семье. Для нас интерес представляет коммуникативная сфера детей с позицией старшего и младшего ребенка в семье.
Целью проведенного исследования стало изучение характеристик коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье для использования диагностических данных в работе с детьми этой возрастной категории, а также для консультативной практики педагога-психолога с родителями учащихся начальной школы.
По результатам проведенного нами исследования выявлены различия в характеристиках коммуникативной сферы младших школьников,
занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье. Эти различия проявляются в показателях невербальной коммуникации, социального интеллекта, социальной адаптированности, активности и автономности.
Полученные нами диагностические данные свидетельствуют о том, что учителя и педагоги начальной школы должны учитывать фактор очередности рождения детей для построения оптимальных условий взаимодействия с ними в процессе их обучения и воспитания.
1. Адлер. А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. - М: Академический проект, 2007. - 240 с.
2. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Хрестоматия: Семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000. - С .17-26.
3. Андреева Т.В. Психология современной семьи. - СПб.: Речь, 2005 - 436 с.
4. Антонов А.И. Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. - 304 с.
5. Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребёнок. - М.: Мысль, 1987. - 299 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2006. - 165 с.
7. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Социальные
коммуникации: учеб. пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А.
Петровская. - М.: Гардарики, 2008. - 279 с.
8. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. - М., 2002. - 198 с.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2007. - 160 с.
10. Возрастная психология: детство, отрочество, юность:
Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2011. - 624 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2006. - 224 с.
12. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 2008. - 188 с.
13. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. - М., 2003. - 208 с.
14. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003 - 464 с.
15. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности. // Вопросы психологии. 1991. № 1. - С. 135-142.
... всего 44 источников