Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Характеристики коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье

Работа №160709

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1 Общая характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста
1.2 Особенности коммуникативной сферы младшего школьника
1.3 Исследования связи очередности рождения с особенностями развития детей
Глава 2. Изучение характеристик коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье
2.1 Описание процедуры и методов исследования
2.2 Анализ и интерпретация диагностических данных
Выводы
Заключение
Список используемых источников
Приложения

С приходом ребенка в школу перед ним открывается новая модель социально-общественной жизни. Школа параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в развитии ребенка и становится одним из определяющих факторов в становлении его личности. Многие основные свойства и личностные качества формируются в этот период жизни, и от того, как они будут заложены, во многом зависит последующее развитие человека.
Смена социальных отношений представляет для детей значительные трудности, которые связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни. Одну из самых серьезных трудностей для младших школьников представляет освоение школьной жизни, ориентация в большой детской группе - классе. В школе в ситуациях формального равенства учатся дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разным уровнем развития коммуникативных навыков, с разной самооценкой и разной степенью доверия к окружающему миру. Прежде защищенный семьей, ребенок со своим малым личным опытом общения, вступает в ситуацию, где серьезно, в реальных отношениях, следует научиться постоянному общению не в соответствии со своими желаниями, а с заданными правилами и условиями школьной жизни. Ему приходится учиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность, свое право быть равноправным в общении с другими людьми.
По своим коммуникативным характеристикам дети, пришедшие в школу, значительно различаются. Проявляются и индивидуальнопсихологические особенности, и опыт игровой деятельности, приобретенный в предшествующий дошкольный период, сформированный уровень развития средств и навыков общения с другими детьми, взрослыми, и стиль семейного воспитания.
В семье ребенок получает первый социальный опыт, который складывается из многих составляющих. Немалое значение имеет состав семьи ребенка. Известны данные о различиях в показателях развития детей из нуклеарных и полинуклеарных семей, из семей, где ребенок воспитывается одним или обоими родителями. О влиянии очередности рождения на процесс и результаты развития детей данных научных исследований значительно меньше. Есть исследования личностных и интеллектуальных характеристик взрослых людей, которые свидетельствуют об определенных последствиях занимаемой ими позиции старшего или младшего ребенка в родительской семье. Для нас интерес представляет коммуникативная сфера детей с позицией старшего и младшего ребенка в семье.
На сегодняшний день фактически нет методологических подходов и, тем более, какие-либо исследований оценки ресурсных возможностей ребенка в зависимости от его позиции в семье, связанной с очередностью рождения. Исследования такого рода, создание основ для прогностических оценок динамики и особенностей развития позволят повысить эффективность как прогноза развития ребенка, так и рекомендаций для родителей и педагогов. Малое количество эмпирических данных о связи показателей развития ребенка с его позицией в семье свидетельствует об актуальности предпринятого нами исследования.
Целью исследования стало изучение характеристик коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье для использования диагностических данных в работе с детьми этой возрастной категории, а также для консультативной практики педагога-психолога с родителями учащихся начальной школы.
Объект исследования - коммуникативная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - характеристики коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье.
Гипотеза исследования: существуют различия в характеристиках коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье. Эти различия проявляются
- в разнообразии невербального репертуара и сензитивности к восприятию невербальной информации;
- в понимании социальных ситуаций и способности решать проблемы, связанных с отношениями людей;
- в показателях социальной адаптированности, активности и автономности.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предположения о связи позиции ребенка в семье, обусловленной очередностью рождения, с особенностями его развития носят вероятностный характер. Тем не менее, в ряде исследований доказано, что сиблинговая позиция при прочих равных условиях определенно влияет на формирование личности растущего человека, на его дальнейшее супружеское и родительское поведение, на взаимоотношения с друзьями, коллегами по работе.
Если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних условиях, их социальное окружение все же не одинаково. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей - все это меняется в результате появления в семье следующих детей и влияет на формирование стиля жизни.
О влиянии очередности рождения на процесс и результаты развития детей данных научных исследований немного. Имеются данные о личностных и интеллектуальных характеристиках взрослых людей, которые свидетельствуют об определенных последствиях занимаемой ими позиции старшего, среднего или младшего ребенка в родительской семье. Для нас интерес представляет коммуникативная сфера детей с позицией старшего и младшего ребенка в семье.
Целью проведенного исследования стало изучение характеристик коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье для использования диагностических данных в работе с детьми этой возрастной категории, а также для консультативной практики педагога-психолога с родителями учащихся начальной школы.
По результатам проведенного нами исследования выявлены различия в характеристиках коммуникативной сферы младших школьников,
занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье. Эти различия проявляются в показателях невербальной коммуникации, социального интеллекта, социальной адаптированности, активности и автономности.
Полученные нами диагностические данные свидетельствуют о том, что учителя и педагоги начальной школы должны учитывать фактор очередности рождения детей для построения оптимальных условий взаимодействия с ними в процессе их обучения и воспитания.



1. Адлер. А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. - М: Академический проект, 2007. - 240 с.
2. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Хрестоматия: Семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000. - С .17-26.
3. Андреева Т.В. Психология современной семьи. - СПб.: Речь, 2005 - 436 с.
4. Антонов А.И. Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. - 304 с.
5. Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребёнок. - М.: Мысль, 1987. - 299 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2006. - 165 с.
7. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Социальные
коммуникации: учеб. пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А.
Петровская. - М.: Гардарики, 2008. - 279 с.
8. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. - М., 2002. - 198 с.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2007. - 160 с.
10. Возрастная психология: детство, отрочество, юность:
Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2011. - 624 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2006. - 224 с.
12. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 2008. - 188 с.
13. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. - М., 2003. - 208 с.
14. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003 - 464 с.
15. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности. // Вопросы психологии. 1991. № 1. - С. 135-142.
... всего 44 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ