Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Различия в ценностных ориентациях и социальных установках подростков из семей с разным социально-экономическим статусом

Работа №160687

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Подходы к изучению ценностных ориентаций и социальных установок подростков в отечественной и зарубежной психологии 10
1.1. Проблема ценностных ориентаций и социальных установок в
психологической науке 10
1.2. Изучение ценностных ориентаций и социальных установок подростков в
психологической науке 16
1.2.1. Особенности подросткового возраста 16
1.2.2. Изучение ценностных ориентаций и социальных установок подростков .. 20
1.3. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций и социальных установок личности 24
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в ценностных ориентациях и социальных установках подростков из семей с разным социально-экономическим статусом 30
2.1. Обоснование и характеристика методов и процедуры исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 35
2.2.1. Исследование ценностных ориентаций подростков из семей с разным социально-экономическим статусом 35
2.2.2 Эмпирическое исследование социальных установок подростков из семей с разным социально-экономическим статусом 49
Выводы по главе 2 57
Заключение 64
Список используемых источников 70
Приложение 1 78
Приложение 2 79


Проблема ценностей и социальных установок человека долгие годы остаётся одной из центральных в психологии личности. Причём, несмотря на то, что эта тема весьма широко представлена в работах как зарубежных, так и отечественных учёных, интерес к ней не ослабевает, что обусловливается социальным запросом, поскольку состояние общества в целом во многом обусловливается ценностями, ценностными ориентациями людей.
Проблема системы ценностей и социальных установок личности современных подростков и её формирования становится особенно актуальной в психологической науке в настоящих условиях общественного развития. Проблема изучения ценностной сферы личности подростков является в настоящее время особенно востребованной, т.к. происходящая обществе переоценка значимости многих ценностных ориентиров требует не только познания, но и управления их формированием.
Процесс социализации современного подростка происходит в условиях, когда социально-экономическая нестабильность нарастает, социальная дифференциация усиливается. При этом возрастает ценностно - нормативная неопределённость, «когда механизмы передачи норм и ценностей от старшего поколения младшему, характерные для стабильного общества, серьезно нарушены» [43].
Кроме того, именно в подростковом возрасте, характеризующемся значительным количеством противоречий и конфликтов, закладываются условия, определяющие как динамику, так и направление дальнейшего социально-психологического развития.
Формирование ценностных ориентаций подростков и молодёжи, как научная проблема затрагивается в работах Стеблевой М.Ю., Федорова А.Ф., Т.С. Веселовой, В.А. Кудрявцева, Е.Г. Кузнецовой, А.Б. Беляевой, А.С. Буреломовой, Ж.С. Мамедовой, А.И. Подольского, О.А. Идобаевой, П.Н. Кондрашова, А.А. Ощепкова и др.
Семья как фактор формирования ценностных ориентаций и установок подростков рассматривалась в работах В.С. Собкина, Н.В. Глод, Т.В. Геворкян, И.А. Крапивка, Л.А. Часовской, В.Б. Фаизовой, О.В. Васильевой, И.А. Хижкиной, О.Е. Кондратюк, Н.А. Цветковой, Е.М. Рахковской и др.
Специфика изучения ценностной сферы личности состоит в том, что, несмотря на неослабевающий интерес к ней среди учёных, до сих пор вопрос психологической природы данного феномена остается одним из дискуссионных, и требует глубокой теоретико -методологической проработки. Ценностно-смысловая сфера личности была и остается предметом пристального внимания отечественных и зарубежных психологов, социологов (Л.И. Анцыферова, С.С. Бубнова, М.С. Яницкий, Б.Ф. Ломов, С.О. Елишев, Е.И. Головаха, С.Л. Рубинштейн, А.А. Девяткин, О.В. Коломиец, А.И. Марченко, Н.Н. Семечкин, Н.А. Журавлева, П.Н. Кондрашов, М. Рокич, Ш. Шварц и др.).
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что весьма значительное количество работ современных исследователей посвящено вопросам ценностной сферы подрастающего поколения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, следует отметить, что в связи с изменениями, происходящими в сознании современной молодежи, особую остроту на сегодняшний день приобретает изучение ценностных ориентаций в подростковом возрасте, поскольку именно ценностные ориентиры, моральные и нравственные представления, социальные установки рассматриваются как важнейшая база для включения подростка в общество. Сформировавшиеся сегодня ценностные ориентации и социальные установки современных подростков через несколько лет могут определять вектор развития общества в целом.
В ходе решения первой задачи были проанализированы теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций и социальных установок подростков в отечественной и зарубежной психологии, что позволило сделать следующие выводы.
Ценности и ценностная сфера человека в отечественной психологии рассматриваются с позиции направленности личности. Ценностные ориентации можно рассматривать как ценности, которые формируются социумом и усваиваются человеком в ходе и результате социализации. Ценностные ориентации становятся одним из важных факторов, обусловливающих мотивацию и поведение человека.
В систему направленности личности включают и установки, которые рассматриваются как социально -психологические механизмы регуляции поведения человека.
В качестве компонентов установки можно рассматривать потребности и влечения, мировоззренческие взгляды и позиции личности.
Установка как позиция личности, с одной стороны, формируется в ходе развития личности, а с другой стороны, постоянно перестраивается в процессе её деятельности.
В общем процессе формирования личности подростковый возраст рассматривается как важнейший этап, в рамках которого возникают новая деятельность, новые формы поведения, начинает оформляться общая направленность в формирующихся ценностных ориентациях, нравственных представлениях, социальных установках.
В настоящее время в психологии изучение ценностных ориентаций и социальных установок подростков является актуальной и практически значимой проблемой, поскольку нравственные, ценностные ориентации являются одним из факторов эффективной интеграции подростков в социум.
Одним из ведущих факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций и социальных установок подростков, является семья.
Современными исследователями отмечается важность и актуальность изучения роли и потенциала семьи в формировании ценностей подрастающего поколения.
Практически все исследователи, как психологи, так и социологи, отмечают трансформацию как основных функций семьи, так и их ценностного содержания в современном обществе вследствие изменения самой социокультурной реальности, что зачастую негативно сказывается на социализации детей.
Однако ценностные ориентации, установки подростков, воспитывающихся в семьях с разным социально -экономическим статусом, изучены недостаточно.
Изучение ценностных ориентаций, установок подростков является актуальной и важной задачей, так как в случае своевременно и адекватно сформированной структуры ценностных ориентаций подросткам легче будет адаптироваться к существующей в обществе системе социальных норм и ожиданий. Сформировавшиеся сегодня ценностные ориентации и социальные установки современных подростков через несколько лет могут определять вектор развития общества в целом...


1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: ЛГУ, 1968. - 380 с.
2. Андриянова Н.А., Жуков А.М. Механизмы и факторы формирования
ценностных ориентаций личности // Вестник Екатерининского института. - 2015. - № 1 (29). - С. 86-91.- URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23366472& (дата обращения 14.11.2019).
3. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. - С. 426-433. - URL: http://test- metod.ru/index.php/stati/142-psikhologiya-formirovaniya-i-razvitiya-lichnosti-l-i- antsyferova (дата обращения 19.11.2019).
4. Беляева А.Б. Формирование ценностных ориентаций подростков из
неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций: автореферат дисс ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2010. - 22 с. - URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-
formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-podrostkov-iz-nepolnyh-semey-v-sotsialno- kulturnoy-deyatelnosti-obschestvennyh-organ (дата обращения 10.10.2019).
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
6. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.
Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2007 г. - URL:
https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/dict/ (дата обращения
19.11.2019) .
7. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - №5. - Т. 20. - С. 38¬44.
8. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков. Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2013. - 150 с.- URL: http://psy.msu.ru/science/autoref/burelomova/burelomova diss.pdf (дата обращения 11.11.2019).
9. Бутенко Н.А. Трансформация семьи как социального института //
Социосфера. - 2017. - №2. - URL:
http://sociosphera.com/publication/journal/2017/166/transformaciya semi kak so cialnogo instituta/ (дата обращения 14.11.2019).
10. Васильева О.В. Трансформация современной семьи и ее функций как социального института и малой группы // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 12. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/12/90703 (дата обращения: 14.02.2020).
11. Веселова Т.С., Кудрявцев В.А. Социальные установки и ценностные ориентиры у подростков с нормативным и задержанным темпом психического развития // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22878865 (дата обращения 15.10.2019).
12. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
13. Выготский, Л.С. Проблемы культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1991. - № 4. - С. 5-19.
14. Геворкян Т.В. Семья как фактор развития ценностных ориентаций подростков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010. - 21 с. - URL: https://dlib.rsl.ru/01003494032 (дата обращения 10.11.2019).
15. Глод Н.В. Социально-психологические установки подростков в структуре детско-родительских отношений // Психология обучения. - 2013 - № 8 - С. 96-106. - URL: https://elib.bspu.bv/bitstream/doc/18600/1/Глод%20- %20статья 04 2013.pdf (дата обращения 15.11.2019)...57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ