Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценностные ориентации людей пожилого возраста (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №38435

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы41
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
718
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка исследования – по возрасту и семейному положению. В число испытуемых вошли 60 человек в возрасте 65-75 лет, из них 30 человек живут в семье, 30 человек являются одинокими.
Есть много приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСЕ 5
1.1. Психолого-педагогические подходы к пониманию проблемы ценностных ориентаций 5
1.2. Психологические характеристики пожилого возраста 10
1.3. Ценностные ориентации пожилого возраста 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЦЕННОСНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА, ЖИВУЩИХ В СЕМЬЕ И В ОДИНОЧЕСТВЕ 21
2.1. Программа исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 23
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 41


Старение – это биологическое свойство, которое присуще всем живым организмам, предопределенное эволюционно и генетически. В современном обществе достаточно большое количество пожилых людей по сравнению с предыдущими временными эпохами. Чем больше пожилых людей – тем больше разноплановых проблем, которые должно решать, прежде всего, государство, на благо которого трудились люди, выходящие на пенсию. Чтобы человек по-прежнему чувствовал себя комфортно в окружающей обстановке, для него необходима социальная адаптация, которая позволила бы ему действовать и удерживаться в круге общения, не считая, что с выходом на пенсию жизнь заканчивается.
Организация эффективной социальной адаптации невозможно без четкого представления об особенностях ценностных ориентаций пожилых людей, в том числе в зависимости от их семейного статуса, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Теоретическую базу исследования составляют труды Г.М. Андреевой, А.Ю. Галиченко, С.О. Елишева, И.В. Легостаева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., которые занимались изучением понятий «ценность» и «ценностные ориентации» в психологии и социологии. Проблема возрастных особенностей стареющих людей довольно подробно рассмотрены в работах Э.С. Гирфановой, Е.А. Хохловой, В.Г. Юхняк и др.
Таким образом, в современном научном знании проблема ценностей активно изучается. За последние десятилетия накопилось множество теоретического и эмпирического материала, легшего в основу построения различных теорий ценностей. Однако до сих пор проблеме соотношения ценностных ориентаций пожилых людей и их семейного положения уделялось крайне мало внимания.
Исходя из этого, целью работы стал анализ ценностных ориентаций людей пожилого возраста (одиноких и живущих в семье).
Объект исследования – ценностные ориентации людей пожилого возраста.
Предмет исследования – ценностные ориентации одиноких и семейных пожилых людей.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о наличии у людей пожилого возраста различий в ценностных ориентациях в зависимости от их семейного положения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 раскрыть сущность психолого-педагогических подходов к пониманию проблемы ценностных ориентаций;
 дать психологическую характеристику пожилого возраста;
 подготовить программу эмпирического исследования;
 проанализировать полученные результаты.
В качестве основных методов исследования применялись анализ психолого-педагогической и методической литературы, опрос, методы математической обработки результатов тестирования. В практической части работы использовались диагностические методики М. Рокича и Ш. Шварца.
Выборка исследования – по возрасту и семейному положению. В число испытуемых вошли 60 человек в возрасте 65-75 лет, из них 30 человек живут в семье, 30 человек являются одинокими.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для совершенствования психологической помощи пожилым людям и оптимизации процессов их адаптации к новой социальной ситуации после выхода на пенсию.
Этапами исследования стали подготовительный и констатирующий этапы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ценностная система представляет собой многомерное динамическое пространство и пространство это не линейно. Более того, в жизни современного общества именно ценностные ориентации фактически управляют поведением человека, представляя собой широкую систему отношений личности к миру, ближнему, человечеству, различным объективным и субъективным явлениям и процессам. Они выражают отношение к совокупности этих объектов действительности, регулируют общий подход к содержанию человеческой деятельности и формам поведения личности, разворачивающийся в целях, идеалах, интересах, планах, принципах, убеждениях, способствующий целеполаганию человека, раскрывающийся через оценки, решения, избираемые линии поведения и представляющие значимые элементы внутренней структуры личности.
Актуальной проблемой сегодня является изучение ценностных ориентаций пожилых людей в возрасте от 55 лет и старше. Это наиболее сложный для человека период жизни. Уход на пенсию, развивающиеся и обостряющиеся болезни, отсутствие постоянной работы приводит к тому, что жизнь человека становится беднее, возникает меньше положительных эмоций, формируется чувство одиночества и ненужности. Все это снижает защитные силы организма, уменьшает способность переносить всякого рода эмоциональные нагрузки. Любое изменение взаимоотношений вызывает отрицательные эмоции, приводит к нарушению сна, снижению настроения. Происходит «сужение сферы общения, синдром опустошения гнезда», уход человека в себя.
Для лучшего понимания проблем, с которыми люди сталкиваются в процессе старения, а также для максимального поощрения их продуктивной активности, общения и психологической автономности в рамках настоящего исследования была проведена практическая работа, в которой приняли участие 60 человек в возрасте 65-75 лет, из которых 30 человек живут в семье, 30 человек являются одинокими.
Ее целью стало определение различий в ценностных ориентациях одиноких и семейных пожилых людей.
В качестве гипотезы исследования сформулировано положение о наличии таких различий, для проверки которой были выбраны две диагностические методики:
 теста Милтона Рокича «Исследование ценностных ориентаций»;
 ценностного опросника Шалома Шварца (тест ценности Ш. Шварца).
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что общей ценностью для одиноких и семейных пожилых людей является, здоровье, что вполне естественно в данной возрастной категории. Одновременно ценностные ориентации одиноких людей пожилого возраста отличаются большей индивидуальной направленностью и связываются с возможностью личностного развития, самостоятельности, независимости и собственной эффективности. Более важной для данной группы является проблема материального достатка, поскольку в сложившейся жизненной ситуации одиноким людям обычно приходится рассчитывать исключительно на свои собственные силы и резервы. При этом семейные пожилые люди отличаются большей конформностью, их устремления направлены, прежде всего, на обеспечение комфортного сосуществования и согласия с близкими даже в ущерб личному успеху, каким-либо своим достижениям, своей независимости и влиятельности. Для них характерно стремление к благополучию в повседневном взаимодействии с близкими, что требует от них жесткой самодисциплины, вежливости, уважения к окружающим.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило сформулированную гипотезу от наличии особенностей в формировании ценностных ориентаций у одиноких и семейных пожилых людей.



1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 2004. – №5. – С. 63-70.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2014. – 384 с.
3. Арушанян, Г.Р. Понятие «ценность» в современной философской литературе / Г.Р. Арушанян, О.В. Загорская, Л.С. Николаева // Вестник Донского государственного аграрного университета. – 2014. – №4 (14). – С. 39-49.
4. Бобнева, М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / М.И. Бобнева, О.И. Зотова // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1995. – С. 241-255.
5. Галиченко, А.Ю. Ценность как психолого-педагогическая категория / А.Ю. галиченко, М.Н. Киреев, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – №4 (8). – С. 130-137.
6. Гирфанова, Э.С. Активизирующий потенциал театра в социальной работе с пожилыми / Э.С. Гирфанова. – СПб.: Питер, 2016. – 65 с.
7. Гриднева, С.В. Смысложизненные ориентации людей пожилого возраста / С.В. Гриднева, А.И. Тащева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – №12/3. – С. 37-41.
8. Гузева, М.В. Ценнсти и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания / М.В. Гузева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – №2 (15). – С. 40-43.
9. Елишев, С.О. Изучение понятия «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте / С.О. Елишев // Ценности и смыслы. – 2013. – №2. – С. 82-96.
10. Жуков, Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений / Ю.М. Жуков // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1996. – С. 254-278.
11. Забегалина, С.В. Формирование ценностных ориентаций и идеалов личности / С.В. Забегалина // Актуальные проблемы психологического знания. – 2016. – №1. – С. 22-28.
12. Колодяжная, О.Ю. К проблеме ценностей и ценностных ориентаций личности в современной психологии / О.Ю. Колодяжная // актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – №4 (6). – С. 127-129.
13. Легостаева, И.В. Социокультурное содержание дефиниции «ценности» / И.В. Легостаева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №2-3. – С. 235.
14. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. – 1998. – №1. – С. 13-25.
15. Минигалеева, Г.А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми: дисс. канд. пед. н. / Г.А. Минигалеева. – М., 2014. – 323 с.
16. Нозикова, Н.В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности / Н.В. Новикова // Российский психологический журнал. – 2015. – №3. – С. 89-103.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2012. – 720 с.
18. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – СПб.: Питер, 2004. – 264 с.
19. Сиргалина, Л.Р. Ценность как онтологическая основа ценностных ориентаций: автореф. дис. канд. филос. н. / Л.Р. Сиргалина. – Магнитогорск, 2014. – 22 с.
20. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Ю.А. Зубок, А.И. Ковалева, В.А. Луков, В.И. Чупров. – М.: Академия, 2014. – 608 с.
21. Спиридонова, В.А. Проблема ценностей в социологии (историко-теоретический аспект): дисс. канд. соц. н. / В.А. Спиридонова. – СПб, 2014. – 150 с.
22. Технология социальной работы: учебник / под ред. А.А. Чернецкой. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 400 с.
23. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Юристъ, 2013. – 445 с.
24. Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логопедию / В. Франкл // Доктор и душа. – СПб.: Ювента, 2007. – С. 13-152.
25. Халина, Н.В. Ценностные ориентации людей пожилого возраста и их представление о ценностных ориентациях значимых других / Н.В. Халина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. герцена. – 2014. – С. 408-411.
26. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 340 с.
27. Хохлова, Е.А. Организация досуга граждан пожилого возраста в комплексном центре социального обслуживания населения / Е.А. Хохлова // Шаг навстречу: связь теории и практики социальной работы: материалы научно-практической конференции с международным участием. – М.: Издательство «Перо», 2016. − С. 418-421.
28. Юхняк, В.Г. Направления социально-культурной реабилитации лиц пожилого возраста / В.Г. Юхняк // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2016. – № 1. – С. 238-242.
29. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: университетский учебник / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2013. – 567 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ