Эволюция внешней политики России в постбиполярный период
|
Введение 3
Глава 1 Внешняя политика России в условиях становления постбиполярной системы международных отношений 5
1.1 Постбиполярная система международных отношений: история
возникновения и основные признаки 5
1.2 Основные принципы внешней политики Российской Федерации в
1990-2000 гг 12
1.3 Практические направления реализации внешней политики РФ в
1990-2000 гг 20
Глава 2 Основные направления и перспективы развития внешней политики
РФ в XXI в 27
2.1 Приоритеты в развитии внешней политики Российской Федерации в
2000-2010 гг 27
2.2 Направления формирования и развития современной внешней
политики России 38
2.3 Перспективы внешнеполитических приоритетов России в
современных условиях 46
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А 64
Глава 1 Внешняя политика России в условиях становления постбиполярной системы международных отношений 5
1.1 Постбиполярная система международных отношений: история
возникновения и основные признаки 5
1.2 Основные принципы внешней политики Российской Федерации в
1990-2000 гг 12
1.3 Практические направления реализации внешней политики РФ в
1990-2000 гг 20
Глава 2 Основные направления и перспективы развития внешней политики
РФ в XXI в 27
2.1 Приоритеты в развитии внешней политики Российской Федерации в
2000-2010 гг 27
2.2 Направления формирования и развития современной внешней
политики России 38
2.3 Перспективы внешнеполитических приоритетов России в
современных условиях 46
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А 64
Вступление мирового сообщества в новый этап развития, демонтаж Ялтинско- Потсдамской системы международных отношений, распространение глобализации оказали существенное влияние на внешнюю политику стран. После распада СССР и краха биполярной системы формируется новый мировой порядок. Важная роль в этом процессе принадлежит Российской Федерации, которая проводила и проводит активную внешнеполитическую деятельность и оказывает значительное влияние на формирование нового миропорядка.
Актуальность темы обусловлена следующими факторами. Во-первых, несмотря на снижение международного статуса, после распада СССР, в условиях радикальных перемен в мировом геополитическом пространстве, Россия была и остается одним из ключевых акторов международных отношений, способных проводить самостоятельную и независимую внешнюю политику. Сегодня уже очевидно, что процесс формирования постбиполярной системы международных отношений еще не завершен.
Изучение внешней политики России на рубеже XX-XXI вв. необходимо для понимания места и роли страны в современных международных отношениях. Во - вторых, произошедшие в последнее десятилетие изменения позволяют по-новому взглянуть на историю становления внешней политики, оценить выдвигаемые прогнозы развития. В-третьих, происходит нарастание общего количества международных конфликтов, многие из которых разворачиваются вблизи границ Российской Федерации или протекают в регионах, где Россия стремится обеспечить свое внешнеполитическое присутствие и влияние. В-четвертых, Россия сегодня находится в условиях глобальных изменений мировой политической системы, нарастания уровня политической нестабильности и «хаотизации» функционирования отдельных элементов системы международных отношений. Этот процесс сопровождается изменениями в системе международного права, выходом на международную арену новых внешнеполитических игроков и внедрением в практику международных отношений новых процедур и правил политического поведения. В связи с последними внешнеполитическими событиями России (присоединение Крыма, участие России в операции в Сирии, проведение специальной военной операции в Украине) Россия продолжает поиски новых концептуальных основ внешней политики.
Внешняя политика России представляет собой важнейшую тему отечественных и иностранных исследований. Первую группу материалов для анализа составляют нормативно-правовые акты РФ по вопросам внешней политики - Концепции внешней политики 1993 г., 2000 г., 2008 г., 2013 г., 2016 г. Вторую группу составляют аналитические материалы (монографии, доклады, статьи, экспертные комментарии и др.) учёных-международников, в том числе работы: А. Кортунова [13; 36], А. Д. Богатурова [19; 20] и др.
Объект исследования - Российская Федерация. Предмет исследования - внешняя политика России.
Цель исследования - проанализировать эволюцию внешней политики Российской Федерации в постбиполярной системе международных отношений. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить постбиполярную систему международных отношений ее историю возникновения и основные признаки;
- провести анализ основных принципов внешней политики Российской Федерации в 1990-2000 гг.;
- охарактеризовать практические направления реализации внешней политики РФ в 1990-2000 гг.;
- определить приоритеты внешней политики России в 2000-2010 гг.;
- выявить направления современной внешней политики РФ;
- определить перспективы внешнеполитических приоритетов России в современных условиях.
Актуальность темы обусловлена следующими факторами. Во-первых, несмотря на снижение международного статуса, после распада СССР, в условиях радикальных перемен в мировом геополитическом пространстве, Россия была и остается одним из ключевых акторов международных отношений, способных проводить самостоятельную и независимую внешнюю политику. Сегодня уже очевидно, что процесс формирования постбиполярной системы международных отношений еще не завершен.
Изучение внешней политики России на рубеже XX-XXI вв. необходимо для понимания места и роли страны в современных международных отношениях. Во - вторых, произошедшие в последнее десятилетие изменения позволяют по-новому взглянуть на историю становления внешней политики, оценить выдвигаемые прогнозы развития. В-третьих, происходит нарастание общего количества международных конфликтов, многие из которых разворачиваются вблизи границ Российской Федерации или протекают в регионах, где Россия стремится обеспечить свое внешнеполитическое присутствие и влияние. В-четвертых, Россия сегодня находится в условиях глобальных изменений мировой политической системы, нарастания уровня политической нестабильности и «хаотизации» функционирования отдельных элементов системы международных отношений. Этот процесс сопровождается изменениями в системе международного права, выходом на международную арену новых внешнеполитических игроков и внедрением в практику международных отношений новых процедур и правил политического поведения. В связи с последними внешнеполитическими событиями России (присоединение Крыма, участие России в операции в Сирии, проведение специальной военной операции в Украине) Россия продолжает поиски новых концептуальных основ внешней политики.
Внешняя политика России представляет собой важнейшую тему отечественных и иностранных исследований. Первую группу материалов для анализа составляют нормативно-правовые акты РФ по вопросам внешней политики - Концепции внешней политики 1993 г., 2000 г., 2008 г., 2013 г., 2016 г. Вторую группу составляют аналитические материалы (монографии, доклады, статьи, экспертные комментарии и др.) учёных-международников, в том числе работы: А. Кортунова [13; 36], А. Д. Богатурова [19; 20] и др.
Объект исследования - Российская Федерация. Предмет исследования - внешняя политика России.
Цель исследования - проанализировать эволюцию внешней политики Российской Федерации в постбиполярной системе международных отношений. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить постбиполярную систему международных отношений ее историю возникновения и основные признаки;
- провести анализ основных принципов внешней политики Российской Федерации в 1990-2000 гг.;
- охарактеризовать практические направления реализации внешней политики РФ в 1990-2000 гг.;
- определить приоритеты внешней политики России в 2000-2010 гг.;
- выявить направления современной внешней политики РФ;
- определить перспективы внешнеполитических приоритетов России в современных условиях.
Окончание «холодной войны» и последующий крах биполярной системы международных отношений, выдвинули ряд вызовов, на которые новой молодой стране пришлось отвечать. Главными вызовами постбиполярной системы стали международный терроризм и внутригосударственные конфликты. На раннем этапе развития нового внешнеполитического курса России можно наблюдать, что основные положения концепции 1993 г. постулировали в первую очередь сохранение территориальной целостности страны, тогда как последующие концепции делали больший акцент на внешней политике государства связанной именно с наращиванием геополитического влияния в разных регионах мира.
Однако сказать, что становление нового мирового устройства на данном этапе завершено, нельзя. Россия еще ищет свое место в мире, это прослеживается с совершенствованием концепций внешнеполитической деятельности. Если в концепции 1993 г. Россия, как приемник СССР, пытается найти свою роль в новом мироустройстве, то в концепции 2016 г. Россия уже важный геополитический игрок на мировой арене. В целом на современном этапе Россия ведет независимую внешнюю политику. Ставя, свои геополитические цели выше отношений с отдельными странами. И это видно на примере украинского кризиса и последующей военной операции. Не смотря на риск разрыва дипломатических отношений с ЕС и США, Россия отстаивает собственные национальные интересы.
Анализ внешнеполитической деятельности России в первое десятилетие XXI в. показал, что Россия рассматривала США как стратегического партнера в сфере обеспечения международной безопасности. С Европой Россия наращивала тесное экономическое и политическое сотрудничество, делая упор на такие страны как, Великобритания, Германия, Италия, Франция. В Азиатско - тихоокеанском регионе основными целями российской внешней политики было налаживание отношений с ключевыми державами в регионе такими как, Индия и Китай, а так же интеграция России в региональные международные организации (ШОС, АТЭС и т.д). На Ближнем востоке российская политика выступала за деэскалацию локальных конфликтов в регионе и превращение Ближнего востока из зоны нестабильности в зону мира. В СНГ основными целями было наращивание российского влияния на страны члены организации и сближение с союзным государством Беларусь. В Африке и Латинской Америке основной целью было налаживание двухсторонних отношений со странами регионов.
Сравнительный анализ Концепций внешнеполитической деятельности 2013 и 2016 гг. показал как преемственность этих концепций, так и реакцию российской дипломатии на новые вызовы мировой политики. В Концепции 2016 г. представлены изменения в первую очередь в отношениях РФ с США, ЕС, ЕАЭС, Украиной и САР. Усиление акцентов в борьбе с международным терроризмом, конкретизация отношений с Индией и Китаем, пере ориентированность российской внешней политики на Восток, упоминание особой роли инструментов «мягкой силы», новое отражение понимания места России в мире и ряд других аспектов.
Путем анализа было выделено четыре фактора, оказывающих влияние на современную российскую политику. Выделены основные цели внешнеполитической деятельности в новых условиях мировой политики и геополитики. Представлены три возможных сценария развития внешнеполитической деятельности РФ в новых сложившихся условиях постбиполярной системы международных отношений. Выделен приоритетный регион развития для России, а именно Азиатско - тихоокеанский регион.
Однако сказать, что становление нового мирового устройства на данном этапе завершено, нельзя. Россия еще ищет свое место в мире, это прослеживается с совершенствованием концепций внешнеполитической деятельности. Если в концепции 1993 г. Россия, как приемник СССР, пытается найти свою роль в новом мироустройстве, то в концепции 2016 г. Россия уже важный геополитический игрок на мировой арене. В целом на современном этапе Россия ведет независимую внешнюю политику. Ставя, свои геополитические цели выше отношений с отдельными странами. И это видно на примере украинского кризиса и последующей военной операции. Не смотря на риск разрыва дипломатических отношений с ЕС и США, Россия отстаивает собственные национальные интересы.
Анализ внешнеполитической деятельности России в первое десятилетие XXI в. показал, что Россия рассматривала США как стратегического партнера в сфере обеспечения международной безопасности. С Европой Россия наращивала тесное экономическое и политическое сотрудничество, делая упор на такие страны как, Великобритания, Германия, Италия, Франция. В Азиатско - тихоокеанском регионе основными целями российской внешней политики было налаживание отношений с ключевыми державами в регионе такими как, Индия и Китай, а так же интеграция России в региональные международные организации (ШОС, АТЭС и т.д). На Ближнем востоке российская политика выступала за деэскалацию локальных конфликтов в регионе и превращение Ближнего востока из зоны нестабильности в зону мира. В СНГ основными целями было наращивание российского влияния на страны члены организации и сближение с союзным государством Беларусь. В Африке и Латинской Америке основной целью было налаживание двухсторонних отношений со странами регионов.
Сравнительный анализ Концепций внешнеполитической деятельности 2013 и 2016 гг. показал как преемственность этих концепций, так и реакцию российской дипломатии на новые вызовы мировой политики. В Концепции 2016 г. представлены изменения в первую очередь в отношениях РФ с США, ЕС, ЕАЭС, Украиной и САР. Усиление акцентов в борьбе с международным терроризмом, конкретизация отношений с Индией и Китаем, пере ориентированность российской внешней политики на Восток, упоминание особой роли инструментов «мягкой силы», новое отражение понимания места России в мире и ряд других аспектов.
Путем анализа было выделено четыре фактора, оказывающих влияние на современную российскую политику. Выделены основные цели внешнеполитической деятельности в новых условиях мировой политики и геополитики. Представлены три возможных сценария развития внешнеполитической деятельности РФ в новых сложившихся условиях постбиполярной системы международных отношений. Выделен приоритетный регион развития для России, а именно Азиатско - тихоокеанский регион.
Подобные работы
- Приоритетные направления внешней политики России в 1992-2008гг
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Эволюция внешней политики Франции в постбиполярный период
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Эволюция внешней политики США в начале XXI века
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019 - Эволюция внешней политики Франции в постбиполярной системе международных отношений
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Эволюция внешней политики республики Куба в конце XX - начале XXI вв
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Постколониальня политика Франции во второй половине ХХ века в Юго-Восточной Азии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Внешняя политика Германии на Ближнем Востоке на рубеже веков
(1990-2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Африканский вектор внешней политики России
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



