«Личностные характеристики старшеклассников с разным социометрическим статусом»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом 6
1.1. Понятие социометрического статуса 6
1.2. Психологическая характеристика старшеклассников 11
1.3. Факторы, определяющие социометрический статус в группе
старшеклассников 18
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом 27
2.1. Описание процедуры и методов исследования 27
2.2. Анализ результатов диагностики социометрического статуса и
личностных характеристик старшеклассников 29
2.3. Результаты исследования личностных характеристик старшеклассников с
разным социометрическим статусом 39
Выводы 42
Заключение 47
Список используемых источников 49
Приложение 53
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом 6
1.1. Понятие социометрического статуса 6
1.2. Психологическая характеристика старшеклассников 11
1.3. Факторы, определяющие социометрический статус в группе
старшеклассников 18
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом 27
2.1. Описание процедуры и методов исследования 27
2.2. Анализ результатов диагностики социометрического статуса и
личностных характеристик старшеклассников 29
2.3. Результаты исследования личностных характеристик старшеклассников с
разным социометрическим статусом 39
Выводы 42
Заключение 47
Список используемых источников 49
Приложение 53
Успешность обучения и воспитания личности в образовательных учреждениях определяется множеством различных факторов. Среди них особое место принадлежит психологическим аспектам, связанным, как с личностью обучающихся, так и с микроклиматом в ученической среде.
Важная роль принадлежит специфике взаимоотношений в учебной группе, которая во многом определяется статусом, социальной ролью, особенностями межличностной коммуникации обучающихся. От того, какой социально-психологический климат складывается в учебной группе, во многом зависят групповая динамика, мотивация к обучению и успешность обучения. Положение субъекта в системе межличностных отношений в группе называют социометрическим статусом.
В процессе социализации особо значимую роль группа сверстников играет в юношеском возрасте, когда коллектив сверстников дает возможность построения новых отношений, как с самим собой, так и с другими.
Под воздействием референтной группы складываются правила поведения, где большое внимание уделяется стилю и особенностям поведения. Для старшеклассников важно не просто общаться со сверстниками и быть с ними, но и занимать среди них удовлетворяющее положение. Для одних - это желание занять в группе лидерскую позицию, для других - быть признанным группой и пользоваться авторитетом в определенном виде деятельности.
Изучением положения личности в системе внутригрупповых отношений занимались такие ученые, как Абраменкова В.В., Волков И.П., Коломинский Я.Л., Кузьмин Е.С., Репина Т.А., Ядов В.А. и др.
Социометрический статус старшеклассников в группе может определяться такими личностными характеристиками, как активность, инициативность, коммуникативность, выраженность лидерских и организаторских качеств и др.
Возникновение трудностей во взаимоотношениях с окружающими может приводить к деформации ценностной сферы старшеклассников. Информация об особенностях формирования статусно -ролевых отношений в школьном коллективе способствует процессу прогнозирования и гармонизации межличностных отношений в учебных группах, и, следовательно, повышению результативности учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время существует недостаточное количество исследований, описывающих личностные характеристики старшеклассников с разным социометрическим статусом. Недостаточная изученность этого вопроса составляет проблему данного исследования.
Цель исследования: изучение личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом для использования полученных данных в работе педагогов -психологов при работе со старшеклассниками по проблеме межличностных отношений и внутригруппового взаимодействия.
Объект исследования: личностные характеристики старшеклассников.
Предмет исследования: личностные характеристики
старшеклассников с разным социометрическим статусом.
Гипотеза: существуют различия в личностных характеристиках старшеклассников с разным социометрическим статусом, таких, как показатели самооценки, коммуникативные и организаторские способности, уровень субъективного контроля.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом.
2. Провести эмпирическое исследование личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные различия личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Методика выявления социометрического статуса и структуры межличностных связей в группе (социометрия);
2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан);
3. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин);
4. Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Галынкиной, А.М. Эткинда).
Важная роль принадлежит специфике взаимоотношений в учебной группе, которая во многом определяется статусом, социальной ролью, особенностями межличностной коммуникации обучающихся. От того, какой социально-психологический климат складывается в учебной группе, во многом зависят групповая динамика, мотивация к обучению и успешность обучения. Положение субъекта в системе межличностных отношений в группе называют социометрическим статусом.
В процессе социализации особо значимую роль группа сверстников играет в юношеском возрасте, когда коллектив сверстников дает возможность построения новых отношений, как с самим собой, так и с другими.
Под воздействием референтной группы складываются правила поведения, где большое внимание уделяется стилю и особенностям поведения. Для старшеклассников важно не просто общаться со сверстниками и быть с ними, но и занимать среди них удовлетворяющее положение. Для одних - это желание занять в группе лидерскую позицию, для других - быть признанным группой и пользоваться авторитетом в определенном виде деятельности.
Изучением положения личности в системе внутригрупповых отношений занимались такие ученые, как Абраменкова В.В., Волков И.П., Коломинский Я.Л., Кузьмин Е.С., Репина Т.А., Ядов В.А. и др.
Социометрический статус старшеклассников в группе может определяться такими личностными характеристиками, как активность, инициативность, коммуникативность, выраженность лидерских и организаторских качеств и др.
Возникновение трудностей во взаимоотношениях с окружающими может приводить к деформации ценностной сферы старшеклассников. Информация об особенностях формирования статусно -ролевых отношений в школьном коллективе способствует процессу прогнозирования и гармонизации межличностных отношений в учебных группах, и, следовательно, повышению результативности учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время существует недостаточное количество исследований, описывающих личностные характеристики старшеклассников с разным социометрическим статусом. Недостаточная изученность этого вопроса составляет проблему данного исследования.
Цель исследования: изучение личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом для использования полученных данных в работе педагогов -психологов при работе со старшеклассниками по проблеме межличностных отношений и внутригруппового взаимодействия.
Объект исследования: личностные характеристики старшеклассников.
Предмет исследования: личностные характеристики
старшеклассников с разным социометрическим статусом.
Гипотеза: существуют различия в личностных характеристиках старшеклассников с разным социометрическим статусом, таких, как показатели самооценки, коммуникативные и организаторские способности, уровень субъективного контроля.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом.
2. Провести эмпирическое исследование личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные различия личностных характеристик старшеклассников с разным социометрическим статусом.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Методика выявления социометрического статуса и структуры межличностных связей в группе (социометрия);
2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан);
3. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин);
4. Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Галынкиной, А.М. Эткинда).
В данной выпускной квалификационной работе исследовались личностные характеристики старшеклассников с разным социометрическим статусом.
В ходе теоретического анализа литературы по данной теме было установлено, что под социометрическим статусом личности понимается положение субъекта в системе межличностных отношений в группе. Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоциональных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений.
Потребность в приобретении и поддержке статуса - одна из важных социальных потребностей личности. В силу возрастных особенностей наиболее восприимчивыми к этому принято считать подростковый и юношеский периоды.
Можно выделить большое количество факторов, определяющих социометрический статус в группе старшеклассников. В данной работе наиболее подробно рассмотрены самооценка и ее параметры, коммуникативные и организаторские способности, уровень субъективного контроля и его показатели.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что у старшеклассников с разным социометрическим статусом существуют значимые различия в уровне самооценки и таких показателях самооценки, как ум, авторитет в группе сверстников, характер и уверенность в себе.
По уровню притязаний достоверных различий между старшеклассниками с высоким и средним, а также со средним и низким социометрическим статусом выявлено не было.
Также существуют значимые различия в уровне развития коммуникативных и организаторских способностей у старшеклассников с высоким и низким, а также со средним и низким социометрическими статусами.
У старшеклассников с разным социометрическим статусом существуют значимые различия по шкале «общая интернальность».
Установлены значимые различия между высоко и -среднестатусными старшеклассниками по шкале «интернальность в области достижений» и «интернальность в области межличностных отношений».
По шкале «интернальность в области неудач» значимых различий между группами не установлено.
Также нет значимых различий между среднестатусными и низкостатусными старшеклассниками по основным показателям субъективного контроля.
Установлены значимые различия между высоко и -низкостатусными старшеклассниками по шкале «интернальность в области достижений» и «интернальность в области межличностных отношений».
Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сказать, что гипотеза о том, что существуют различия в личностных характеристиках старшеклассников с разным социометрическим статусом, таких, как показатели самооценки, коммуникативные и организаторские способности, уровень субъективного контроля, нашла свое подтверждение.
Полученные результаты можно использовать в работе педагога- психолога при работе со старшеклассниками по проблеме межличностных отношений и внутригруппового взаимодействия.
В ходе теоретического анализа литературы по данной теме было установлено, что под социометрическим статусом личности понимается положение субъекта в системе межличностных отношений в группе. Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоциональных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений.
Потребность в приобретении и поддержке статуса - одна из важных социальных потребностей личности. В силу возрастных особенностей наиболее восприимчивыми к этому принято считать подростковый и юношеский периоды.
Можно выделить большое количество факторов, определяющих социометрический статус в группе старшеклассников. В данной работе наиболее подробно рассмотрены самооценка и ее параметры, коммуникативные и организаторские способности, уровень субъективного контроля и его показатели.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что у старшеклассников с разным социометрическим статусом существуют значимые различия в уровне самооценки и таких показателях самооценки, как ум, авторитет в группе сверстников, характер и уверенность в себе.
По уровню притязаний достоверных различий между старшеклассниками с высоким и средним, а также со средним и низким социометрическим статусом выявлено не было.
Также существуют значимые различия в уровне развития коммуникативных и организаторских способностей у старшеклассников с высоким и низким, а также со средним и низким социометрическими статусами.
У старшеклассников с разным социометрическим статусом существуют значимые различия по шкале «общая интернальность».
Установлены значимые различия между высоко и -среднестатусными старшеклассниками по шкале «интернальность в области достижений» и «интернальность в области межличностных отношений».
По шкале «интернальность в области неудач» значимых различий между группами не установлено.
Также нет значимых различий между среднестатусными и низкостатусными старшеклассниками по основным показателям субъективного контроля.
Установлены значимые различия между высоко и -низкостатусными старшеклассниками по шкале «интернальность в области достижений» и «интернальность в области межличностных отношений».
Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сказать, что гипотеза о том, что существуют различия в личностных характеристиках старшеклассников с разным социометрическим статусом, таких, как показатели самооценки, коммуникативные и организаторские способности, уровень субъективного контроля, нашла свое подтверждение.
Полученные результаты можно использовать в работе педагога- психолога при работе со старшеклассниками по проблеме межличностных отношений и внутригруппового взаимодействия.
Подобные работы
- Личностные характеристики старшеклассников с разным социометрическим статусом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Изучение личностных характеристик старших школьников с разным статусом в учебной группе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Показатели социальной идентичности подростков с разным социометрическим статусом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение развития самооценки старших подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Особенности личности младших школьников с разным социометрическим статусом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Соотношение эмоционального интеллекта и
социометрического статуса подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017





