Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации детского отдыха в Российской Федерации 12
1.1. Понятие и классификация детского туризма в России 12
1.2. Нормативно-правовые основы детского туризма 17
Глава 2. Перспективы развития детского туризма в России 31
2.1. Туристическая деятельность как одно из направлений развития креативных индустрий. Меры по развитию детского туризма 31
2.2 Реализация программ, направленных на организацию детского отдыха в Пензенской области в 2017-2022 гг 40
Глава 3. Методическая часть. Разработка туристического маршрута по Пензенской области 53
3.1. Обзор рекомендуемых туристских маршрутов для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами
детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления 53
3.2. Программа туристического образовательного маршрута для детей
«По следам забытых усадеб» 71
Заключение 78
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день большую роль в социализации подрастающего поколения играют различные социальные институты. Семья, так или иначе, передает свои функции другим институтам. Мировоззренческая и познавательная функции отошли к институту образования, а досуговая функция - к институту детского туризма.
Долгое время в России отдельно детский туризм не выделялся и не регламентировался, не было даже понятия «детский туризм», но по мере развития гражданского общества, а также в связи с мировыми и российскими событиями, укреплением внутри государства института детства, стало больше внимания уделяться данной теме.
Сегодня на федеральном уровне проблеме развития и популяризации детского туризма посвящено большое количество круглых столов, встреч и программ. Наиболее интересной программой до 2023 года была программа туристического кэшбека, по ней в 2022 году смогли отдохнуть в детских лагерях 384 тысячи детей, путевки обошлись родителям почти на 10 млрд рублей, из которых по программе удалось вернуть 4,5 млрд рублей. Но на 2023-2025 годы продление программы не предусмотрено, что может привести к снижению туристической активности примерно на 10-15%. В связи с этим, должны создаваться и развиваться новые направления детского отдыха, которые будут интересны в сложившейся ситуации. Если в регионах, не испытывающих дефицит бюджета или в которых есть интересные туристические объекты, эта проблема стоит не так остро, то на территории Пензенской области - региона, который входит в десять наименее перспективных регионов для развития туризма, и является дотационным регионом, проблема детского отдыха стоит наиболее остро.
Пензенская область нашла для себя направление детского туризма в развитии патриотическо-познавательного туризма. В 2022 году в Институте регионального развития региона состоялся круглый стол, посвященный перспективам развития в Сурском крае детского познавательного туризма.
Резолюция круглого стола содержала следующую формулировку: «необходимо организовать взаимодействие региональных министерств образования и культуры, а также Центра сопровождения туристической деятельности. После чего уже можно будет приступить к разработке новых маршрутов». Однако конкретных новых туристических маршрутов для школьников региона и соседних областей предложено не было.
Кроме того, актуальность темы подтверждает и поручение президента РФ Владимира Путина регионам о развитии школьного туризма, что особенно актуально в год педагога и наставника.
Ежегодно фонд президентских грантов проводит несколько конкурсов, направленных на развитие детского познавательного туризма, что также подтверждает актуальность выбранной темы.
В этой связи изучение детского туризма в Российской Федерации в целом, и в субъектах РФ в частности, особенно в Пензенской области, его законодательное регулирование и фактическая реализация является весьма актуальным сегодня в условиях нового мирового порядка.
Объект исследования - правоотношения, возникающие в процессе организации детского туризма в Российской Федерации.
Предмет исследования - особенности детского туризма как эффективного института организации детского отдыха в России и перспективы его развития.
Степень изученности проблемы. Существенный вклад в изучение проблемы детского туризма в России внесли отечественные ученые прошлого и современности. Впервые исследования по регулированию правоотношений в сфере туризма, в том числе и в области регулирования детского туризма, появились в России в конце XX века.
Вопрос организации детского туризма в России волновал исследователей долгое время, первопроходцем в этом вопросе стал Е.Л. Писаревский, автор многих статей и монографий, защитивший диссертацию по теме: «Правовое регулирование туристской деятельности» . Этот же вопрос волновал таких исследователей как С.Н. Братановский, С.В. Завьялова, В.А. Золотовский, Д.П. Стригунова.
Непосредственно проблемой детского туризма занимались следующие специалисты Е.А. Маслаков, М.М. Сонина, А.А. Соколова, которые рассматривали особенности понятия «детский туризм», его особенности и функциональное назначение.
В условиях новых реалий после 2020 года тема детского туризма пополнилась рядом нововведений, эти проблемы и перспективы развития данной отрасли отражены в работе Ю.Г. Лесных, отразившей специфику оздоровительного туризма, а также особенности регионального детского туризма; Ю.И. Карповой, которая отразила изменения в понятии «детский туризм», К.А. Багдасарян, которая описала особенности оздоровительного туризма с точки зрения его педагогического аспекта. Кроме того, большое количество работ по детскому туризму являются узкоспециализированными, направленными на изучение проблем и перспектив конкретного региона.
В целом, анализ научной литературы и нормативно-правовой базы дает основания полагать, что в настоящее время существуют хорошие условия для формирования детских туристических услуг как в России, так и регионах. Однако, сегодня отсутствует целостное восприятие основных направлений совершенствования российского законодательства в сфере детского отдыха, особенно в условиях дефицита бюджета. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что отсутствует единство взглядов и мнений относительно формирования туристических потоков в регионах.
Цель работы: исследовать проблемы и перспективы развития детского туризма в Российской Федерации.
Задачи:
- проанализировать теоретические подходы к определению сущности детского туризма, его классификации;
- рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в сфере детского туризма;
- охарактеризовать существующие меры по развитию детского туризма;
- проанализировать программы, направленные на организацию детского отдыха в Пензенской области в 2017-2022 гг. ;
- выявить перспективы развития детско-юношеского туризма в России;
- изучить рекомендуемые туристские маршруты для прохождения группами туристов с участием детей;
- разработать туристический образовательный маршрут для детей «По следам забытых усадеб».
Источниковая база исследования состоит из нормативно-правовых актов разного уровня, являющиеся необходимой базой для изучения правовой составляющей детских туристических услуг.
Российская Федерация - правовое государство, высшим источником права является Конституция РФ, в которой закреплены основы института детства, в том числе, что детство находится под защитой государства, откуда следует, что оказанные услуги по организации детского отдыха должны быть премиального качества.
Важным источником для изучения является ФЗ «Об основах туристской деятельности», принятый в 1996 году . Закон направлен на урегулирование правоотношений в туристической сфере в целом. В нём даются основные понятия, права и обязанности субъектов туристической сферы. Благодаря этому источнику нам удалось исследовать правовой статус туриста, турагента, туроператора, обозначить их права и обязанности.
Федеральные законы: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют органы исполнительной власти, ответственные за оказание тех или иных услуг.
На международном уровне нами были рассмотрены основные соглашения стран ВТО по организации детско-юношеского туризма: Многосторонние соглашения по торговле товарами, Генеральное соглашение по торговле услугами, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Понимание в отношении прав или процедур разрешения споров и Механизм обзоров торговой политики , что является особо важным при реализации мер по выездному туризму групп детей.
На региональном уровне также приняты нормативно-правовые акты и стратегии, направленные на регулирование туристской деятельности с учетом особенностей области; все это указано в стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2035 года) и Постановлении Пензенской области № 98-пп «Об организации отдыха одаренных детей на черноморском побережье Российской Федерации», а также в других нормативно-правовых актах.
Таким образом, данные источники в совокупности с опубликованными исследованиями по изучаемой проблеме дают необходимый материал для рассмотрения вопроса организации детского туризма.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы научного познания, наиболее популярными являются анализ и синтез, позволяющие выделить существенные свойства и связи, что необходимо при юридической характеристике оказания услуг по организации детского туризма, потому что выделение существенных и факультативных условий оказания данного вида услуг возможны только при использовании данных методов.
Кроме того, использовался метод абстрагирования так как он позволяет сосредоточивать всё своё внимание на одной стороне предмета, что оказалось важным при рассмотрении детского туризма как одного из направлений развития туристической деятельности.
Анализ научной литературы - метод, необходимый для комплексного изучения вопроса, потому что исследование основано на ранее написанных работах, но в связи с изменением законодательства, изменением ситуации в стране, необходимо вместе с ранее упомянутыми методами использовать метод сравнения, так как он позволяет сделать выводы о совершенствовании законодательства в вопросах развития туристических услуг и, конкретно, развитии детского туризма.
При проведении исследования был применён системный подход, использовался комплекс методов и методик, чем обосновывается вывод проведенного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что во второй главе осуществлен анализ нормативно-правовых актов и программ международного, федерального и регионального уровней, проанализированы существующие программы и проекты в данной сфере и выявлен потенциал развития детского тризма. К тому же, в работе, проведено исследование классификаций детского туризма и предложена авторская классификация по субъекту оказания туристических услуг (государственный детский туризм; муниципальный детский туризм; частный детский туризм; государственно-частный туризм). В рамках работы нами предложены меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере детского туризма.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в работе выводов и предложений при написании курсовых, дипломных работ. Туристический маршрут, представленный в работе, может быть использован в старших классах школы, а также в СУЗах и ВУЗах, при реализации туристических программ региональным Министерством культуры и туризма.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по организации и обеспечению детского туризма, до сих пор имеют противоречия, особенно в вопросах организации туристских поездок для детей. Основные направления реализации детского туризма зафиксированы в Национальных проектах РФ, реализация которых в региональных реалиях зависит от компетенций органов исполнительной власти региона.
2. Детский туризм в России последние несколько лет развивался за счет субсидий и софинансирования со стороны государства, однако, реализация большинства программ в 2023 году была прекращена, поэтому развитие данной отрасли будет зависеть от частных инвесторов, а также от успешности государственно-частного партнерства.
3. В связи с изменением общественного порядка, развитием науки и технологий, старые туристические маршруты становятся мало привлекательными. На сегодняшний день, наибольший потенциал для развития детского туризма в России представляют: гастрономический туризм, этнотуризм, экотуризм, а также промышленный туризм.
3. Потенциал Пензенской области в сфере детского туризма находится на уровне ниже среднего, что связано с низкой туристической привлекательностью региона, а также с отсутствием действенных региональных программ по популяризации внутреннего туризма среди детей и молодежи.
5. Усадебный туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития детского туризма как в Пензенской области, так и в Российской Федерации.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены на IX Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории, политики и права», X Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории, политики и права» и на Всероссийской научно-практической конференции «Стратегии устойчивого развития: социальные, экономические и юридические аспекты», по итогам которых опубликованы статьи, индексируемые в РИНЦ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, поделённых на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Проведя анализ состояния детского туризма в России и, в частности, в Пензенской области, были сделаны выводы о проблемах и перспективах данной отрасли на основе нормативно-правовых актов, а также федеральных, и региональных программ.
Большинство проблем, возникающих при реализации программ детского туризма, связаны с экономическими причинами. Для реализации программ организованного детского туризма необходимы затраты на питание, проживание, оплату труда высококвалифицированных специалистов и т.д., при этом уровень благосостояния населения в стране достаточно низкий. Поэтому, для снижения затрат, при реализации многих туристических программ привлекаются студенты педагогических вузов, а также происходит экономия на материально-техническом оснащении.
Отмена в 2023 году программы кэшбек на детский туризм, может привести к экономии на продуктах питания и содержательном наполнении программы, с целью отказа от повышения цен, что станет новой проблемой в области детского туризма. Кроме того, первостепенной задачей, которую ставит Правительство перед участниками отношений в сфере детского туризма, является организация безопасности отдыхающих, при этом наполнение отдыха теряет первостепенное значение, поэтому часто возникают ситуации, когда бюрократия в данной сфере не дает в полной мере заниматься детьми.
На сегодняшний день существует большое количество классификаций детского туризма и отдыха, а также разные подходы к их определению. Одной из основных является разделение детского туризма на организованный и не организованный, однако Правительство РФ поддерживает и стимулирует именно организованный туризм, стремится вывести его «из тени», путем предоставления льгот и субсидий, для снижения рисков для жизни и здоровья детей.
В рамках исследования мы предлагаем авторскую классификацию, где классификационный признак - субъект оказания туристических услуг (государственный детский туризм; муниципальный детский туризм; частный детский туризм; государственно-частный туризм). При этом наиболее перспективным из перечисленных является государственно-частный туризм, что связанно с тем, что участие государства гарантирует соблюдение требований, предъявляемых к организации детского туризма, а участие частных партнеров способствует повышению качества оказания услуг .
Сегодня Правительство РФ озабочено снижением привлекательности внутреннего туризма и отказом молодого поколения знакомиться с культурными ценностями своего родного края и своей страны. С этой целью был запущен национальный проект «Культура», одним из подпроектов которого стала «Пушкинская карта», данный механизм создает благоприятную среду для организации детского туризма, особенно в образовательных учреждениях, однако реализация проекта также завязана на бюрократическом подходе, при котором важнее «потратить» номинал карты, а не заинтересовать ребенка. Важно сегодня создать условия для заведения больше туристических программ, в том числе и частных, под данную программу, чтобы софинансировать затраты предпринимателей на создание и продвижение новых направлений детского туризма.
Что касается реализации программ детского туризма в регионах, то в каждом субъекте существуют специализированные органы власти или отделы/управления при министерствах, которые занимаются развитием туризма и детского туризма. Однако, не во всех регионах этим вопросом занимаются компетентные заинтересованные люди. Наиболее развитой в этом отношении является Волгоградская область, а сам город Волгоград стал в 2021-2022 гг. столицей детского туризма, данный вывод был сделан на основе анализа существующих туристических программ, мер поддержки, а также инфраструктуры.
В Пензенской области туризм и, в частности, детский туризм находится на довольно слабом уровне развития. Потенциал региона с точки зрения туристической привлекательности оценивается как низкий, детский отдых организуют в основном через детские лагеря (региональные, муниципальные, пришкольные), либо через поездки по знаковым местам, которых в регионе не много, и они входят в перечень «обязательных» для посещения. В регионе реализуется проект «Культурный дневник школьника Пензенской области», в котором также отображены места, которые можно использовать при реализации программ детского туризма, однако, с 2018 года, когда был запущен проект, данные турмаршруты не обновлялись и уже являются непривлекательными для детей.
Для развития туризма в регионе необходимо рассматривать новые подходы к организации этого вида деятельности, чтобы туристические маршруты, лагерные программы и т.д. содержали в себе результаты интеллектуальной собственности. На наш взгляд, наиболее перспективными направлениями в регионе будут - гастрономическое ( в регионе проживают разные народы, каждый из которых имеет свои уникальные блюда); спортивный туризм ( регион подписал соглашение с Чеченской республикой, где одним из направлений сотрудничества является именно организация отдыха детей, кроме того, в регионе проходят ежегодно смены лагеря «Гвардеец»); промышленный туризм (Беково, Нижний Ломов, Кузнецк и др. находятся объекты, посещение и экскурсии в которых способствуют профессиональному определению детей), а также эко и этнотуризм, что связано с наличием в регионе агрохозяйств, имеющих потенциал для туристской деятельности и национальных поселений (с. Даньшино).
Огромное количество заброшенных усадеб как по всей России, так и в Пензенской области, говорит о том, что государство должно срочно принимать меры по их сохранению и созданию на их базе новых привлекательных территорий, что возможно только на основе частно-государственного партнерства с предпринимательским сообществом. Как 80
одну из мер, можно рассмотреть передачу усадеб в частные руки с обременением в качестве обязательства сохранить и восстановить их исторический облик и использовать как туристический объект. При этом ежегодно Министерство культуры РФ субсидирует как развитие креативных кластеров, так и проведение событийных мероприятий, что может являться одной из мер поддержки бизнеса
Результаты проведенного исследования положены в основу туристического образовательного маршрута для детей «По следам забытых усадеб». Работы по восстановлению и вовлечению в организацию детского туризма исторических усадеб должны вестись на системной основе с внесением их в культурную карту региона. Необходимо на региональном уровне создать благоприятные условия для развития данных направлений, а в этом крайне важно государственно-частное партнерство.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2023. - 64 с.
2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 11.06.2022)
«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - 2022. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/(дата обращения: 29.07.2022).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от
29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный
ресурс] // Гарант. - 2022. - URL:
https://base.garant.ru/70291362/7ysclidHebf4forki877221849 (дата обращения:
30.12.2022) .
4. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ (ред. от
21.12.2021) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» [Электронный ресурс] // Гарнат. - 2022. -
URL:https://base.garant.ru/71578264/?ysclid=lebfh8a1ss601752490 (дата
обращения: 29.07.2022).
5. Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 28.05.2022
г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - 2022. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 29.07.2022).
6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - 2022. - URL:
https://base.garant.ru/10135206/7ysclidHecst2p2t6865124378 (дата обращения: 29.07.2022).
7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 29.12.2022)
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - 2022. - URL:
https://base.garant.ru/179146/?ysclid=lebf79bc7y356837011 (дата обращения:
30.12.2022) .
8. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Гарант. - 2022. - URL:
https://base.garant.ru/12117177/7ysclidHect1n9kzm450821798 (дата обращения: 29.07.2022).
9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Гарант. - 2022. - URL:
https://base.garant.ru/186367/7ysclidHect4h59nl735504694 (дата обращения: 29.07.2022).
10. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ (ред. от
03.07.2016) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. - 2022. - URL:
https://base.garant.ru/70700452/7ysclidHebfibsdky765766152 (дата обращения: 29.07.2022).
11. Гаагская декларация по туризму: принята Всемирной
конференцией по туризму в г. Гаага 30.03-14.04.1939 г. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - 2022. - URL:http://docs.cntd.ru/document/901737419 (дата
обращения: 29.07.2022).
12. ГОСТ Туристские услуги. Общие требования от 31.10.2017 г. №
Р 50690-2017. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - 2022. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/ 1200157390 (дата обращения: 29.07.2022).
13. Директива Совета европейского экономического сообщества о
путешествиях, отпусках и поездках, включающих все № 90/314/ЕЕС от 13.06.1990 г. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - 2022. -
URL:http: //www.rostourunion.ru/proekty_v_rst/megdunarodnye_pravovye_akty/direktiv a_coveta_evropeyiskogo_ekonomicheskogo_soobschestva_o_puteshestviya h_otpu skah_i_poezdkah_vklyuchayuschih_vse.html (дата обращения: 29.07.2022).
14. Кодекс туриста, Хартия туризма: одобрена резолюцией
[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - 2022. -
URL:http://docs.cntd.ru/document/901756802 (дата обращения 23.01.22).
15. Манильская декларация по мировому туризму: принята
Всемирной конференцией по туризму в г. Манила 27.09-10.10.1980 г. - [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - 2022. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/901813698 (дата обращения 23.01.22)
16. Монреальская декларация: принята Генеральной ассамблеей
Международного бюро социального туризма 12.09.1996 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - 2022. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/901813694 (дата обращения 23.01.22)
17. Закон Пензенской области от 15.05.2019 № 3323-ЗПО (ред.
21.10.22) «О Стратегии социально-экономического развития» [Электронный ресурс] // Законодательное Собрание Пензенской области - 2022. - URL: Ейрз://’№№№.7зро.ги/1ед1з1айуе/аиз/57116/(дата обращения 30.12.22).
18. Постановление Правительства Пензенской области от 28.02.2020
№ 98-пП «Об организации отдыха одаренных детей на Черноморском побережье Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правительство Пензенской области - 2022. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/901756802 (дата обращения 23.01.22).
19. Национальный стандарт «Услуги детям в учреждениях отдыха и
оздоровления. ГОСТ Р 52887-2007» (ред. от 28.06.2011). [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ - 2022. - URL:
https://base.garant.ru/58044606UysclidHegx4plhqy447736393(дата обращения 23.01.22)/
20. Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 г. № 18¬
2/10/1-7164 «О Типовом Положении о детском оздоровительном лагере». [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно - технических документов - 2022. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/901949399?ysclid=legx6i1iqd514586023 (дата
обращения 23.01.22)
21. Модельный закон «О детском и юношеском туризме».
[Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ - 2022. - URL:
https://base.garant.ru/70178586UysclidHegx5pmyb6726921756(дата
обращения 23.01.22)
22. ГОСТ Р 53997-2010. Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования. - М. : Стандартинформ, 2011. - 7 с.
23. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» (в ред от 30.11.2022) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ - 2022. - URL: https://base.garant.ru/74691848UysclidHebftbimmz669478970(дата обращения 30.12.22).
24. Закон Пензенской области от 07.09.2022 № 3881-ЗПО «О
внесении изменений в Закон Пензенской области «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» № 1367-ЗПО [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ - 2022. - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/penza/ 1550883/?ysclid=lebg1i60lw917151694 (дата обращения: 22.10.2022).
25. Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 г. № 18¬
2/10/1-7164 «О Типовом Положении о детском оздоровительном лагере». [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ - 2022 - URL:
https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/7163 5436/?ysclid=legxf0ye6b391948398 (дата обращения: 22.10.2022).
26. Распоряжение правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года № 2613-р «О Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов - 2022. - https://docs.cntd.ru/document/608746222(дата обращения: 14.06.2022).
II. Монографии и статьи по теме исследования
27. Авдонина, Т.В., Бижанова, Е.М. Исследование спроса и предложения на пензенском рынке развлекательных услуг / Т.В. Авдонина, Е.М. Бижанова // Креативный город : материалы IX регион. науч.-практ. конф. - Пенза. - 2020. - С. 4-10.
28. Айрапетян, В. Г. Брендинг детского туризма как инновационная составляющая устойчивого развития дестинации / В. Г. Айрапетян // Современные технологии управления. - 2020. - № S4(93/1). - С. 41-47.
29. Братановский, С.Н. Правовое регулирование туризма в
Российской Федерации: учеб.пособие / С.Н. Братановский, М.С.
Братановская, С.А. Кочерга // М. - 2014. - 179 с.
30. Брдюгова, Ю.В., Балахонова, Е.В. Исследование современного состояния и перспектив развития усадебного туризма / Ю.В. Брдюгова, Е.В. Балахонова // Креативный город: материалы VIII регион. науч.-практ конф. - Пенза. - 2019. - С. 20-30.
31. Волкова, И.А. Перспективы развития центра детского туризма на отдельных территориях Нижегородской области / И. А. Волкова, И. Е. Герасимова, А. М. Озина // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2(139). - С. 568-573.
32. Голикова, О.М. Исследование основных направлений детского туризма / О. М. Голикова // Сервис plus. - 2013. - № 1. - С. 62-67.
33. Егорова, В.Э., Есина, Л.Б. Исследование возможностей Пензенской области для реализации проекта «Дом ремесел» / В.Э. Егорова, Л.Б. Есина // Креативный город : материалы IX регион. науч.-практ. конф. - Пенза. - 2020. - С. 38-43.
34. Завьялова, С.В. Проблемы гражданско-правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации: монография. / С.В. Завьялова // М. - 2016. - 113 с.
35. Золотовский, В.А. Правовое регулирование в сфере туризма: учеб. пособие / В.А. Золотовский, Н.Я. Золотовская // Волгоград. - 2015. - 200 с.
36. Карпова, Ю.И. Характеристика понятия "детский туризм". Классификация видов детского туризма / Ю. И. Карпова, И. А. Романова, М. В. Юрченко // Региональные географические исследования : Сборник научных трудов / Под общей редакцией А.В. Погорелова. Том Выпуск 13. - Краснодар : Кубанский государственный университет, 2020. - С. 234-237.
37. Лесных, Ю.Г. Совершенствование системы управления детским оздоровительным туризмом на основе формирования комплексной системы управления детским туризмом / Ю. Г. Лесных, В. И. Путылин, К. А. Депонян, М. В. Чабак // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 9(134). - С. 1450-1453.
38. Любишина, А.И. «Пушкинская карта» как инструмент социализации молодёжи / А. И. Любишина // Актуальные проблемы истории, политики и права : Сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. - С. 93-96.
39. Любишина, А.И. Туристическая деятельность как одно из направлений развития креативных индустрий в Пензенской области / А. И. Любишина, Н. В. Семина // Актуальные проблемы истории, политики и права : сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции / Под научной редакцией К.Г. Гаврилова, Л.Ю. Федосеевой, Т.В. Гавриловой.
- Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. - С. 86¬89.
40. Любишина, А.И. Нормативно-правовая база, регулирующая
услуги в сфере детского и юношеского туризма в Российской Федерации / А. И. Любишина // Стратегии устойчивого развития: социальные,
экономические и юридические аспекты. - Чебоксары: ИД «Среда». - 2023. - С. 96-101.
41. Никипелов, А.Д. Народнохозяйственные последствия
присоединения России к ВТО / А.Д. Некипелов [и др.] // [Электронный ресурс] // RuDocs - 2022. - URL: https://rudocs.exdat.com/docs/index-
237033.html (дата обращения: 20.11.2022).
42. Писаревский, Е.Л. Правовое обеспечение личной безопасности туристов: монография / Е.Л. Писаревский // М. - 2011. - 345 с.
43. Пискулов, Ю. Россия в международной торговле / Ю. Пискулов // Международная экономика. - 2012. - № 2. - С. 17-30.
44. Пискулов Ю. Международная экономика / Ю. Пискулов // - 2012.
- № 2. - С. 7-12.
45. Рассадин, Б., Кузьмина, М. Проблемы развития делового туризма в России / Б. Рассадин, М. Кузьмина // Турбизнес. - 2011. - № 2. - С. 11-14.
46. Саранча, М. А., Вапнярская, О.И. Феномен детского туризма как предмет классификации: проблемы и основные направления / М.А. Саранча, О.И. Вапнярская // Сервис в России и за рубежом. - 2018. - Т. 12. - № 3 (81). - С. 39-49.
47. Сонина, М.М. Все секреты детского туризма. / М.М. Маслакова. // - М.: Трэвел-эксперт - 2008. - 221 с.
48. Стригунова, Д.П. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса: учеб. пособие / Д.П. Стригунова // М. - 2016. - 243 с.
49. Тропина, Е. А. Отдых и оздоровление детей в системе детского туризма России: анализ тенденций и перспективы дальнейшего развития / Е. А. Тропина // Таврические студии. - 2021. - № 27. - С. 42-47.
50. Фрышко, О.А. Глобальный этический кодекс туризма в системе дополнительной профессиональной подготовки студентов туристских вузов / О. А. Фрышко // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 9. - С. 26-27.
51. Хетагурова, В.Ш. Детский туризм как приоритетное направление социального туризма на территории Российской Федерации / В. Ш. Хетагурова, С. Н. Сучков, А. А. Чекамеева // Туризм и гостеприимство сквозь призму инноваций : Сборник статей III научно-практической конференции / Под научной редакцией Е.М. Крюковой. - Москва: Закрытое акционерное общество "Университетская книга". - 2018. - С. 174-176.
52. Юрин, А. В., Уткина, Н. В. Анализ развития туризма в Пензенской области в контексте федеральных и региональных изменений / А.В. Юрин, Н.В. Уткина// Вестник Национальной академии туризма. - 2017. - № 1 (41). - С. 40-43
III. Учебная литература
53. Писаревский, Е.Л. Безопасность туризма: учебник / Под ред. Е.Л. Писаревского // М. - 2014. - 272 с
54. Соколова, А.А., Петров, Д.В., Макарский, А.А. Введение в детско-юношеский туризм: Учебное пособие / А.А. Соколова, Д.В. Петров, А.А. Макарский // - СПб.: ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга. - 2017. - 109 с.
55. Тощенко, Ж.Т. Политическая социология: учебник для
бакалавров [Электронный ресурс] / Ж.Т. Тощенко. - М.: Юрайт, 2019. - 623 с. - URL: https://studme.org/60952/sotsiologiya/politicheskaya_sotsiologiya
(дата обращения: 12.08.2022).
IV. Диссертации и авторефераты по теме исследования
56. Маслакова, Е.А. Управление развитием детского туризма в новых экономических условиях хозяйствования. Дисс... канд. экон. Наук. / Е.А Маслакова. // М. - 2009. - 204 с.
V. Электронные ресурсы удаленного доступа (Интернет-ресурсы)
57. Официальный сайт администрации города Пенза // Организация отдыха и оздоровления детей [Электронный ресурс]. URL: https://penza- gorod.ru/line_of_activity/obrazovanie-i-sotsialnaya-politika/sport/wellness- company/?ysclid=legvtibtpo926547716(дата обращения 27.01.22).
58. Сратегия развития туризма в Пензенской области // Правительство Пензенской области [Электронный ресурс] URL: http://minsportturizm.orb.ru/turizm/turistsko-rekrea(дата обращения: 06.06.2022).
59. В 2022 году 75 процентов россиян выберут внутренний туризм,
показал опрос // РИА Новости [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20220111/puteshestviya-1767264273.html (дата обращения
27.01.23).
60. В Институте регионального развития обсудили будущее детско-
познавательного туризма [Электронный ресурс] // Seldon.News URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/265396861 (дата обращения:
20.12.22).
61. О развитии туризма в Пензенской Области // Русское
географическое общество. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.rgo.ru/ru/article/o-razvitii-turizma-v-penzenskoyoblasti (дата обращения: 06.06.2022).
2 Официальный сайт администрации города Пенза // Организация отдыха и оздоровления детей
[Электронный ресурс]. URL: https://penza-gorod.ru/line_of_activity/obrazovanie-i-sotsialnaya-
politika/sport/wellness-company/?ysclid=legvtibtpo926547716 (дата обращения 27.01.23) лагерь труда и отдыха с круглосуточным пребыванием при МБОУ СОШ р.п. Тамала имени Героя Российской Федерации Р.А. Китанина р.п. Тамала Пензенской области
Лагерь труда и отдыха с круглосуточным пребыванием детей «Возрождение» на базе МАОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Иссинского района Пензенской области