Миграционные процессы и их регулирование в европейских странах
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы миграции, как социально-экономического процесса 7
1.1 Эволюция подходов к анализу понятия, типов, форм и видов миграции 7
1.2 Цикличность масштабных миграционных процессов 16
1.3 Социально-экономические последствия миграционных процессов 26
Глава 2 Современный миграционный кризис 32
2.1 Причины современного кризиса международной экономической
миграции 32
2.2 Особенности и динамика миграционных процессов в европейских странах
в условиях миграционного кризиса 40
2.3 Проблемы, вызванные современным миграционным кризисом 47
Глава 3 Миграционная политика как инструмент выхода из миграционного кризиса 60
3.1 Модели миграционной политики в европейских странах 60
3.2 Проблемы европейской миграционной политики и механизмы их решения 72
3.3 Европейская миграционная политика - возможности для России 80
Заключение 87
Список использованных источников 90
Глава 1 Теоретические основы миграции, как социально-экономического процесса 7
1.1 Эволюция подходов к анализу понятия, типов, форм и видов миграции 7
1.2 Цикличность масштабных миграционных процессов 16
1.3 Социально-экономические последствия миграционных процессов 26
Глава 2 Современный миграционный кризис 32
2.1 Причины современного кризиса международной экономической
миграции 32
2.2 Особенности и динамика миграционных процессов в европейских странах
в условиях миграционного кризиса 40
2.3 Проблемы, вызванные современным миграционным кризисом 47
Глава 3 Миграционная политика как инструмент выхода из миграционного кризиса 60
3.1 Модели миграционной политики в европейских странах 60
3.2 Проблемы европейской миграционной политики и механизмы их решения 72
3.3 Европейская миграционная политика - возможности для России 80
Заключение 87
Список использованных источников 90
Начало третьего тысячелетия ознаменовалось усилением противоречий в сфере геополитических отношений, связанных, с одной стороны со стремлением ведущих стран современного мира к достижению своих национальных интересов, а с другой, расширением масштабов глобализационных процессов. Глобализация (от лат. - «глобус» - шар) процесс сближения и углубления отношений между народами и государствами мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, правовых, культурных и ценностных стандартов. В последние годы усилилась взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер международной жизнедеятельности, активизировался процесс взаимообмена трудовыми ресурсами.
России, сталкивающейся с интенсивными миграционными потоками в условиях санкционной войны, ведущей к ее внешней изоляции, направленной как на изменение общественно-политического строя, так и ослабление российской национальной экономики, необходимо выработать основные направления государственной миграционной политики, минимизирующие политические и социально-экономические риски.
Актуальность данного исследования определяется расширением масштабов и усилением значимости миграционных потоков, обусловливающих рост численности и изменение структуры населения и рабочей силы региона или страны в целом. Так, трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности, а также долю мужского населения, т.к. мигрируют в поисках работы в основном мужчины.
Миграция - сложный процесс, выражающийся в экономическом, этносоциальном и этнополитическом аспектах.
Миграция трудовых ресурсов - неотъемлемая часть современности. Под действием важнейших социально-экономических и иных факторов данная тема приобретает все больший масштаб. Сложная социально-политическая ситуация на родине: безработица, низкий уровень оплаты труда, задержки в выплате заработной плате, отсутствие социальных гарантий, жесткий политический режим и др. подталкивает большое количество людей эмигрировать в страну с благоприятными условиями жизнедеятельности.
Научная разработанность проблемы. Миграционные процессы находились в центре внимания ученых в разные временные периоды. Значительный вклад в разработку теоретических аспектов миграции населения внесли отечественные исследователи: Г. С. Витковская, О. Д. Воробьева, Ж. А. Зайончковской, Т. И. Зас-лавская, В. А. Ионцев, А. Н. Каменский, Е. С. Красинец, М. В. Курман, Л. В. Макарова, В. И. Мукомель, В. М. Моисеенко, И. Б. Орлова, В. И. Переведенцев, В. В. Покшишевский, Т. М. Регент, Н. М. Римашевская, Л. Л. Рыбаковский, С. В. Рязанцев, С. В. Соболева, А. В. Топилин, И. Г. Ушкалов, Б. С. Хорев, В. Н. Чапек, А. Б. Декусар и др. В их трудах большое внимание уделяется анализу тенденций и особенностей международной миграции населения, исследуются масштабы нелегальной миграции иностранной рабочей силы и ее последствия. В работах А. Виммера, Н. Глик-Шиллера, Дж. Тилли, Р. Майлза, Д. Транхардта и других анализируются проблемы адаптации мигрантов к новым условиям жизнедеятельности, причины асоциального поведения, государственного регулирования миграционных процессов в странах запада.
При бесспорной ценности проведенных исследований в свете последних мировых событий: глобализации, экономического и финансового кризиса, обострения геополитических проблем, разрешаемых в различных регионах мира вооруженным путем, санкционных войн и др. - современные миграционные процессы в европейских странах актуализировались и требуют дальнейшего изучения.
Цель исследования заключается в выявлении структурных особенностей современных миграционных процессов в европейских странах, а также форм и методов их регулирования в новых условиях.
В связи с целью исследования будут решены следующие задачи:
- исследовать различные подходы к анализу сущности, типов, форм и видов миграции населения;
- раскрыть циклический характер и исторические особенности миграции населения в западных государствах;
- проанализировать социально-экономические последствия миграционных процессов;
- выявить причины современного миграционного кризиса и спровоцированные им проблемы;
- охарактеризовать особенности и динамику миграционных процессов в европейских странах в условиях миграционного кризиса;
- исследовать модели миграционной политики как фактора динамичного развития европейских стран;
- выявить проблемы европейской миграционной политики и механизмы их решения;
- охарактеризовать европейскую миграционную политику с позиции возможностей для России.
Предмет исследования - экономические отношения по поводу формирования, динамики миграционных процессов и их регулирования в европейских странах.
Теоретико-методологические основы исследования включают концептуальные положения, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в предметной области, как с точки зрения междисциплинарного знания, так и с точки зрения исследовательского инструментария, в частности - системного, институционального, коммуникативного, этнополитического подходов.
Правовой основой исследования являются Конституция Россини, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы и нормативные акты Президента, Правительства Российской Федерации, отраслевых министерств и ведомств, нормативно-правовые акты Российской Федерации, международные правовые акты, использована правоприменительная практика государственных органов и организаций.
Методы исследования включают как общенаучные, так и частные научные исследования. Общенаучные методы: метод абстракции, диалектический метод, теоретический анализ и синтез, аналогия, системный и структурный методы. Частные научные методы исследования: логический, сравнительно-правовой и формально-правовой методы научного познания.
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании миграционных процессов в европейских странах и национальной безопасности, а также развитие направления формирования новой европейской миграционной политики.
Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими основными результатами:
- в исследовании уточняется сущность миграции населения, которая наиболее раскрывается через ее функции - специфические роли, которые миграция играет в жизни общества: влияние на динамику демографических процессов; повышение мобильности населения; увеличение численности населения; изменение качественного состава населения и др.;
- выявлены современные структурные особенности миграционных процессов в европейских странах: рост численности иностранных граждан во всех европейских странах на фоне значительной дифференциации их доли в общей численности населения;
- представлена сравнительная характеристика моделей миграционной политики;
- выявлены проблемы, вызванные миграционном кризисом, и механизмы их решения;
- дана характеристика европейской миграционной политики с позиции возможностей для России.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования принципов и методологических подходов, изложенных в диссертации, в практической деятельности по регулированию и стратегическому планированию миграционной политики на ближайшие годы.
России, сталкивающейся с интенсивными миграционными потоками в условиях санкционной войны, ведущей к ее внешней изоляции, направленной как на изменение общественно-политического строя, так и ослабление российской национальной экономики, необходимо выработать основные направления государственной миграционной политики, минимизирующие политические и социально-экономические риски.
Актуальность данного исследования определяется расширением масштабов и усилением значимости миграционных потоков, обусловливающих рост численности и изменение структуры населения и рабочей силы региона или страны в целом. Так, трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности, а также долю мужского населения, т.к. мигрируют в поисках работы в основном мужчины.
Миграция - сложный процесс, выражающийся в экономическом, этносоциальном и этнополитическом аспектах.
Миграция трудовых ресурсов - неотъемлемая часть современности. Под действием важнейших социально-экономических и иных факторов данная тема приобретает все больший масштаб. Сложная социально-политическая ситуация на родине: безработица, низкий уровень оплаты труда, задержки в выплате заработной плате, отсутствие социальных гарантий, жесткий политический режим и др. подталкивает большое количество людей эмигрировать в страну с благоприятными условиями жизнедеятельности.
Научная разработанность проблемы. Миграционные процессы находились в центре внимания ученых в разные временные периоды. Значительный вклад в разработку теоретических аспектов миграции населения внесли отечественные исследователи: Г. С. Витковская, О. Д. Воробьева, Ж. А. Зайончковской, Т. И. Зас-лавская, В. А. Ионцев, А. Н. Каменский, Е. С. Красинец, М. В. Курман, Л. В. Макарова, В. И. Мукомель, В. М. Моисеенко, И. Б. Орлова, В. И. Переведенцев, В. В. Покшишевский, Т. М. Регент, Н. М. Римашевская, Л. Л. Рыбаковский, С. В. Рязанцев, С. В. Соболева, А. В. Топилин, И. Г. Ушкалов, Б. С. Хорев, В. Н. Чапек, А. Б. Декусар и др. В их трудах большое внимание уделяется анализу тенденций и особенностей международной миграции населения, исследуются масштабы нелегальной миграции иностранной рабочей силы и ее последствия. В работах А. Виммера, Н. Глик-Шиллера, Дж. Тилли, Р. Майлза, Д. Транхардта и других анализируются проблемы адаптации мигрантов к новым условиям жизнедеятельности, причины асоциального поведения, государственного регулирования миграционных процессов в странах запада.
При бесспорной ценности проведенных исследований в свете последних мировых событий: глобализации, экономического и финансового кризиса, обострения геополитических проблем, разрешаемых в различных регионах мира вооруженным путем, санкционных войн и др. - современные миграционные процессы в европейских странах актуализировались и требуют дальнейшего изучения.
Цель исследования заключается в выявлении структурных особенностей современных миграционных процессов в европейских странах, а также форм и методов их регулирования в новых условиях.
В связи с целью исследования будут решены следующие задачи:
- исследовать различные подходы к анализу сущности, типов, форм и видов миграции населения;
- раскрыть циклический характер и исторические особенности миграции населения в западных государствах;
- проанализировать социально-экономические последствия миграционных процессов;
- выявить причины современного миграционного кризиса и спровоцированные им проблемы;
- охарактеризовать особенности и динамику миграционных процессов в европейских странах в условиях миграционного кризиса;
- исследовать модели миграционной политики как фактора динамичного развития европейских стран;
- выявить проблемы европейской миграционной политики и механизмы их решения;
- охарактеризовать европейскую миграционную политику с позиции возможностей для России.
Предмет исследования - экономические отношения по поводу формирования, динамики миграционных процессов и их регулирования в европейских странах.
Теоретико-методологические основы исследования включают концептуальные положения, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в предметной области, как с точки зрения междисциплинарного знания, так и с точки зрения исследовательского инструментария, в частности - системного, институционального, коммуникативного, этнополитического подходов.
Правовой основой исследования являются Конституция Россини, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы и нормативные акты Президента, Правительства Российской Федерации, отраслевых министерств и ведомств, нормативно-правовые акты Российской Федерации, международные правовые акты, использована правоприменительная практика государственных органов и организаций.
Методы исследования включают как общенаучные, так и частные научные исследования. Общенаучные методы: метод абстракции, диалектический метод, теоретический анализ и синтез, аналогия, системный и структурный методы. Частные научные методы исследования: логический, сравнительно-правовой и формально-правовой методы научного познания.
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании миграционных процессов в европейских странах и национальной безопасности, а также развитие направления формирования новой европейской миграционной политики.
Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими основными результатами:
- в исследовании уточняется сущность миграции населения, которая наиболее раскрывается через ее функции - специфические роли, которые миграция играет в жизни общества: влияние на динамику демографических процессов; повышение мобильности населения; увеличение численности населения; изменение качественного состава населения и др.;
- выявлены современные структурные особенности миграционных процессов в европейских странах: рост численности иностранных граждан во всех европейских странах на фоне значительной дифференциации их доли в общей численности населения;
- представлена сравнительная характеристика моделей миграционной политики;
- выявлены проблемы, вызванные миграционном кризисом, и механизмы их решения;
- дана характеристика европейской миграционной политики с позиции возможностей для России.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования принципов и методологических подходов, изложенных в диссертации, в практической деятельности по регулированию и стратегическому планированию миграционной политики на ближайшие годы.
Политика некоторых европейских стран, направленная на смену неугодных правительств на Ближнем Востоке и в Северной Африке, концепция мультикультурализма, создавшая благоприятные условия для прибытия в ЕС большого числа мигрантов и сохранения их национальной идентичности, привела к закономерно негативным результатам, в том числе к миграционному кризису. Миграция из фактора замещения рабочей силы на рынке труда превратилась в фактор риска для стран ЕС, привела к формированию мусульманских общин, росту преступности и терроризма, увеличила нагрузку на социальные системы стран- членов ЕС.
Кризис 2015 г. привел к нарастанию дезинтеграционных процессов, но он также поставил перед странами ЕС вопрос о создании общей миграционной политики. Эта политика еще не окончательно сформирована: не создана общая система регулирования миграционных потоков и приема беженцев, отсутствует единый механизм реагирования на проблемы нелегальной миграции, нет эффективных способов по выдворению нелегалов, не отлажен централизованный учет мигрантов. До сих пор основным двигателем регулирования миграции остается национальное государство. А в кризисных ситуациях страны-члены ЕС все чаще принимают несогласованные с ЕС меры, исходя из своих интересов, с учетом приоритета региональных подходов. Похоже, что Европа нескольких скоростей продолжит существовать. Этот проект активно поддерживает Э. Макрон.
На саммите ЕС 28-29 июня 2018 г. было достигнуто очередное соглашение по миграционной политике и выработке странами ЕС единого подхода, а также увеличению финансирования Турции и стран Северной Африки, созданию центров по приему мигрантов и беженцев и усилению контроля на внешних границах. Лидеры стран ЕС также договорились реформировать Дублинские соглашения о приеме мигрантов. Но, похоже, что миграционный кризис в ЕС уже перешел в политический и продолжает влиять на разногласия не только в рамках ЕС, но спровоцировал политический кризис в Германии. Хотя последние данные EASO свидетельствуют о том, что приток вынужденных мигрантов и беженцев за 9 месяцев 2018 г. снизился на 14 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Тем не менее фундамент общей миграционной политики уже заложен, а в «Европейской повестке по миграции» обрисованы ее основные направления: по пограничному контролю, порядку предоставления убежища, обращению с легальными и нелегальными мигрантами (включая их возврат и выдачу), интеграции усилий ряда стран. «Солидарность необходима для того, чтобы отстоять сплоченность Европы перед лицом безбилетников, которые не хотят участвовать в общей миграционной политике и мало-помалу разрушают структуру Европейского союза».
Формирование этой политики - длительный и медленный процесс, так как речь идет о 28 странах с разными подходами. Несмотря на различия в миграционной ситуации в странах ЕС и России, европейскую практику регулирования внешней миграции можно использовать в России. В первую очередь опыт ЕС подтвердил, что даже стрессовые миграции определяются экономическими факторами: люди стремятся попасть в наиболее экономически благополучные территории, что в России только увеличит существующую нагрузку на столичный регион как самый экономически благополучный. С практической точки зрения формирующаяся практика новых членов ЕС по приему и интеграции мигрантов может быть полезна для РФ, так как ряд российских регионов имеет схожие демографические проблемы, как, например, депопуляция. Актуальным для России является и вопрос прогнозирования кризисных ситуаций, а также меры борьбы с нелегальной миграцией, в том числе совершенствование законодательной базы и практических мер по предотвращению использования российской территории в качестве транзитной для различных типов мигрантов.
Число ищущих убежище в ЕС увеличилось в 2019 г. и в начале 2020 г., особенно в связи с обострением ситуации на греко-турецкой границе в марте. После вспышки COVID-19,запреты на поездки и другие чрезвычайные меры почти полностью свели на нет число ходатайств о предоставлении убежища, подаваемых в ЕС, несмотря на призывы Комиссии не прерывать процесс. Между тем следует задуматься о вероятности того, что вспышка пандемии в конечном итоге распространится на страны происхождения и транзита мигрантов. В свою очередь, косвенные (т.е. возобновление активности ИГ) и прямые последствия (голод, конфликты и риски для безопасности) вируса могут повлиять на рост количества заявлений об убежище.
Введение контроля на внутренних границах как средство противодействия распространению вируса, в отличие от действий государств - членов в период миграционного кризиса, было менее хаотичным и не нанесло ощутимого удара по шенгенскому пространству, о чём свидетельствует и желание стран ЕС ослабить и затем отменить контроль по мере возможности. Однако вполне вероятные перспективы усиления притока ищущих убежище в отсутствие обновленной системы распределения претендентов на статус беженца по странам способно вновь поставить под угрозу свободу передвижения в Европейском союзе.
Кризис 2015 г. привел к нарастанию дезинтеграционных процессов, но он также поставил перед странами ЕС вопрос о создании общей миграционной политики. Эта политика еще не окончательно сформирована: не создана общая система регулирования миграционных потоков и приема беженцев, отсутствует единый механизм реагирования на проблемы нелегальной миграции, нет эффективных способов по выдворению нелегалов, не отлажен централизованный учет мигрантов. До сих пор основным двигателем регулирования миграции остается национальное государство. А в кризисных ситуациях страны-члены ЕС все чаще принимают несогласованные с ЕС меры, исходя из своих интересов, с учетом приоритета региональных подходов. Похоже, что Европа нескольких скоростей продолжит существовать. Этот проект активно поддерживает Э. Макрон.
На саммите ЕС 28-29 июня 2018 г. было достигнуто очередное соглашение по миграционной политике и выработке странами ЕС единого подхода, а также увеличению финансирования Турции и стран Северной Африки, созданию центров по приему мигрантов и беженцев и усилению контроля на внешних границах. Лидеры стран ЕС также договорились реформировать Дублинские соглашения о приеме мигрантов. Но, похоже, что миграционный кризис в ЕС уже перешел в политический и продолжает влиять на разногласия не только в рамках ЕС, но спровоцировал политический кризис в Германии. Хотя последние данные EASO свидетельствуют о том, что приток вынужденных мигрантов и беженцев за 9 месяцев 2018 г. снизился на 14 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Тем не менее фундамент общей миграционной политики уже заложен, а в «Европейской повестке по миграции» обрисованы ее основные направления: по пограничному контролю, порядку предоставления убежища, обращению с легальными и нелегальными мигрантами (включая их возврат и выдачу), интеграции усилий ряда стран. «Солидарность необходима для того, чтобы отстоять сплоченность Европы перед лицом безбилетников, которые не хотят участвовать в общей миграционной политике и мало-помалу разрушают структуру Европейского союза».
Формирование этой политики - длительный и медленный процесс, так как речь идет о 28 странах с разными подходами. Несмотря на различия в миграционной ситуации в странах ЕС и России, европейскую практику регулирования внешней миграции можно использовать в России. В первую очередь опыт ЕС подтвердил, что даже стрессовые миграции определяются экономическими факторами: люди стремятся попасть в наиболее экономически благополучные территории, что в России только увеличит существующую нагрузку на столичный регион как самый экономически благополучный. С практической точки зрения формирующаяся практика новых членов ЕС по приему и интеграции мигрантов может быть полезна для РФ, так как ряд российских регионов имеет схожие демографические проблемы, как, например, депопуляция. Актуальным для России является и вопрос прогнозирования кризисных ситуаций, а также меры борьбы с нелегальной миграцией, в том числе совершенствование законодательной базы и практических мер по предотвращению использования российской территории в качестве транзитной для различных типов мигрантов.
Число ищущих убежище в ЕС увеличилось в 2019 г. и в начале 2020 г., особенно в связи с обострением ситуации на греко-турецкой границе в марте. После вспышки COVID-19,запреты на поездки и другие чрезвычайные меры почти полностью свели на нет число ходатайств о предоставлении убежища, подаваемых в ЕС, несмотря на призывы Комиссии не прерывать процесс. Между тем следует задуматься о вероятности того, что вспышка пандемии в конечном итоге распространится на страны происхождения и транзита мигрантов. В свою очередь, косвенные (т.е. возобновление активности ИГ) и прямые последствия (голод, конфликты и риски для безопасности) вируса могут повлиять на рост количества заявлений об убежище.
Введение контроля на внутренних границах как средство противодействия распространению вируса, в отличие от действий государств - членов в период миграционного кризиса, было менее хаотичным и не нанесло ощутимого удара по шенгенскому пространству, о чём свидетельствует и желание стран ЕС ослабить и затем отменить контроль по мере возможности. Однако вполне вероятные перспективы усиления притока ищущих убежище в отсутствие обновленной системы распределения претендентов на статус беженца по странам способно вновь поставить под угрозу свободу передвижения в Европейском союзе.
Подобные работы
- Миграционные процессы в ФРГ: проблемы национальной безопасности 2005-2017 гг
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине ХХ века: историко-культурный аспект.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Определение понятия «миграция», основные виды миграционных процессов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4205 р. Год сдачи: 2017 - Определение понятия «миграция», основные виды
миграционных процессов
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Миграционные процессы в приграничном агропромышленном регионе России в годы реформ: тенденции, механизмы и проблемы регулирования
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине ХХ века: историко-культурный аспект
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРИГРАНИЧНОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ РОССИИ В ГОДЫ РЕФОРМ: ТЕНДЕНЦИИ, МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ (опыт социологического анализа в Алтайском крае в 1990 - 2002 гг.)
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Управления миграционными процессами на
региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



