Реферат 3
Введение 13
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования творческих способностей подростков средствами художественной фотографии в условиях дополнительного образования 20
1.1 Сущность понятия «творческие способности» 20
1.2 Специфика творческих способностей подростков 26
1.3 Художественная фотография как способ развития творческих способностей подростков 32
Выводы по главе 1 41
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование творческих способностей подростков средствами художественной фотографии в условиях дополнительного образования 43
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента по определению актуального уровня развития творческих способностей подростков 43
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию творческих способностей подростков средствами художественной фотографии в условиях дополнительного образования 53
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента по развитию творческих способностей подростков средствами художественной фотографии в условиях дополнительного образования 60
Выводы по главе II 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложения 76
Одной из задач современного образования, закрепленной на уровне Федерального государственного образовательного стандарта, становится развитие способностей к творчеству личности, формирование инициативы, самостоятельности, развитие воображения, а также универсальной способности ставить и решать задачи.
Без участия людей с глубоко развитым пониманием прекрасного, способностью творчески мыслить и быть творческими не происходит ни одного социального процесса в обществе.
Воспитание личности с творческой активностью - непростой процесс, вот поэтому вопросы творческого развития и его роли в системе личностного формирования, проблемы его активизации остаются всегда актуальными.
Система общего и дополнительного образования - это социальный институт, в котором создаются необходимые условия для формирования и развития творческой личности. Это утверждение подтверждается в Федеральном законе «Об образовании»: «Задачи дополнительного образования взрослых и детей направлены на то, чтобы сформировать и развить способности к творчеству детей и взрослых, удовлетворить индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, посредством формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» [76].
Творческая деятельность в системе дополнительного образования способствует раскрытию индивидуальных особенностей подростка, обогащает его личный опыт и знания о многообразии видов деятельности, благодаря чему подросток приобретает необходимые практические навыки и умения.
Самым результативным и средством при формировании и развитии способностей к творчеству является художественная деятельность. Одно из важных мест в художественной деятельности можно отдать работе по изучению художественной фотографии как одного из видов изобразительного искусства. Фотография, как связь творческого процесса с реальностью, предоставляет бесконечные варианты для развития наблюдательности и творческого понимания жизненного материала.
В психолого-педагогической педагогической литературе вопросы творческого развития и его места в системе воспитания личности, проблемы развития способностей к творчеству, активизации творческого потенциала в процессе творческой деятельности освещены в исследованиях Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, Б.Т. Лихачева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона. Большое внимание проблеме сочетания художественно-творческой работы с обучением уделяется в исследованиях В.К. Лебедько,
В.П. Зинченко, Н.Н. Ростовцева. Отмечая тем самым, что обучение и созидание в художественном процессе — это уникальный взаимозависимый акт, направленный на овладение, с одной стороны, творческим методом реалистического искусства, а с другой на приобретение художественно-творческого мастерства.
В большинстве исследований речь идет в своей основе о традиционных видах искусства: графике, живописи, декоративно-прикладном искусстве, но художественная фотография как объект творчества, как средство развития художественных и творческих способностей, не подчеркивается.
В некоторых исследованиях, связанных с фотографическим искусством Н.Ф. Хилько, ставил задачи по развитию у подростков умения создавать фотографии, но акцент делается на организации культурно-просветительской работы. Движение любительской фотографии как феномен национальной культуры рассматривается в исследовании В.Т. Стигнеева....
Проблема развития творческих способностей подростков средствами художественной фотографии в условиях дополнительного образования остается актуальной по ряду причин, основной из них является отсутствие квалифицированных педагогических кадров в этой сфере образования.
В образовательном стандарте направление подготовки народная художественная культура, профиль подготовки руководство студией кино,- фото и видеотворчества, реализуется в ВУЗах культуры искусств, но данное направление больше ориентировано на подготовку выпускников к решению художественно-творческих задач, или к управленческой деятельности, а педагогические задачи, как правило, не реализуются. Несмотря на то что, фотография прочно вошла в нашу жизнь, зачастую этот инструмент творческой деятельности не используется с целью развития творческих способностей и решению нравственно-эстетических задач, а в большинстве случаев используется как средство самоутверждения подростка в социальных сетях.
В данном исследовании мы представили теоретический анализ понятий «творческие способности» «творчество» и других опираясь на поставленные в исследование цели и задачи. Нами был изучен подросткового возраст и его особенности.
Результатами изучения психолого-педагогической, философской, научно-методической литературы стало расширение научных знаний о предмете исследования, нами был разработан и определен диагностический инструмент данного исследования, разработаны педагогические техники для развития творческих способностей средствами художественной фотографии. С опорой на методическую литературу нами была разработана и реализована собственная методика, которая была успешно апробирована на занятиях художественной фотографией со старшими школьниками.
Определили критерии для замера уровней развития креативного и художественно-творческого компонентов. По результатам проведенного контрольного эксперимента была прослежена динамика в сторону увеличения качественных показателей высокого и среднего уровня, полученные данный говорят о результативности и продуктивности разработанной методике по развитию творческих способностей подростков средствами художественной фотографии в условиях дополнительно образования.
1. Авердин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. 379 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: по специальностям "Педагогика" (033400), "Педагогика и психология" (03100), "Социальная педагогика" (031300). М.: Питер, 2011. 394 с.
3. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л.: Лениздат, 1945. 160 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2009. 268 с.
5. Анварова О.В., Рязанцева И.М. Формирование художественно-творческих способностей, обучающихся как актуальная проблема системы дополнительного образования детей // Евразийский Союз Ученых, 2015. №11(20). С.17-20.
6. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
7. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. 237 с.
8. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества: учебная программа по специальности (053000), «Народное художественное творчество». М.: Московский гос. ун-т культуры и искусств, 2004. 35 с.
9. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Карапуз, 2009. 302 с.
10. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
11. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 239 с.
12. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Высшая школа, 2006. 416 с.
13. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., 2008. 383 с.
14. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 544 с.
15. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: докт. дисс. М.: МИГУ имени В.И. Ленина, 1993. 380 с....(105)