Введени е 3
Глава 1. Криминологическая характеристика взяточничества 6
1.1 .Взяточничество как вид коррупционного преступления 6
1.2. Личностные аспекты взяточничества 31
Глава 2. Правовые основы противодействия взяточничеству в
Российской Федерации 49
2.1. Правовая основа противодействии коррупции 49
2.2 Организация и предупреждения взяточничества 57
Заключение. 74
Список использованных источников и литературы 80
Взяточничество является одним из самых древних преступлений. Как только в государстве появляется достаточно разветвленный бюрократический аппарат, появились и преступления связанные с взяточничеством. Еще в древней Персии Дарий 1 для борьбы с должностными преступлениями, в том числе и взяточничеством учредил специальную службу «Глаза и уши царя», чиновники которой имели права казнить любого чиновника и даже сатрапа за совершаемые преступления. Однако, как в древности, так и в современное время проблема взяточничества остается весьма актуальной и острой. Центральное место в коррупционных преступлениях составляют и именно взяточничество.
Проблема взяточничества в России получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти, а по уровню коррумпированности наша страна занимает одно из лидирующих положений в мире.
Фактически став одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой частью его взаимоотношений с обществом, взяточничество создало существенный дисбаланс не только в системе государственных институтов, но и стало серьезной причиной изменения сознания граждан, которые все больше разочаровываются в нашем правительстве, теряют доверие к власти и утрачивают веру в справедливость.
Подрывая веру в авторитет и справедливость власти, коррупция в целом препятствует свободе личности, реализации интересов гражданского общества, причиняет значительный вред международному партнерству с другими государствами, а также инвестиционной, социальной и экономической политике страны.
Наиболее типичные проявления коррупции в Российской Федерации - подкуп чиновников, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм и т.п. Единого состава преступления коррупция не образует, а деяния, относящиеся к коррупции, обычно признаются самостоятельными преступлениями, которые могут выражаться в получении взятки, злоупотреблении должностными полномочиями, их превышении, служебном подлоге и др.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЭ "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Понятие "коррупция" в п. 1 ст. 1 данного закона определено следующим образом: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подп. "а" данного пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Объектом исследования являются общественные отношения, в рамках которых совершается взяточничество.
Предметом исследования являются общие закономерности возникновения функционирования и развития коррупционных отношений.
Цель настоящего исследования является комплексное и всестороннее исследование взяточничества, ее правовая основа, организация и предупреждение взяточничества.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-изучение взяточничества как коррупционного преступления, то есть как комплексного социально-правового явления, которое не только направлено против определенных общественных отношений, но и посягает на весь правопорядок в целом, искажая и нарушая порядок осуществления функций государства;
-историко-правовой анализ взяточничества, а так же особенности уголовно-правовых мер государства, направленных на искоренение данного коррупционного'преступления.
Структура работы определена целями и задачами проводимого исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Работа начинается с рассмотрения различных понятий коррупций, а также исторического аспекта коррупционных отношений.
Подводя итоги исследования можно сделать выводы, что в качестве одного из основных признаков посягательства, предусмотренного ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, выступает взятка «...в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера...». Основным признаком взятки является ее материальный характер, обеспечивающий ее универсальную «востребованность», а также способность оказывать влияние на служебное поведение должностного лица.
У получающего взятку чиновника возникают обязанности перед взяткодателем вследствие оплаты последним выгодного для себя направления служебной деятельности.
В качестве взятки могут выступать деньги, ценные бумаги, вещи, драгоценности, выгода или услуга имущественного характера: например, ремонт квартиры, строительство дома и т.д., которые переданы или оказаны безвозмездно. Именно так решил Пленум Верховного Суда РФ (п. 9 постановления от 10 февраля 2000 г. № 6) БВС РФ. - 2000. - № 4..
Таким образом, взятка - это получение должностным лицом любым путем и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Получение взятки - одно из самых опасных и распространенных видов должностных преступлений.
Взяточничество существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, должностное лицо также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник - государственная казна, если не законен - то это
собственность того лица, которого пытается обобрать должностное лицо. Чиновник обязан принимать решения исходя из целей, установленных правом (Конституцией, законами, другими нормативными актами) и общественно одобряемым культурными и моральными нормами.
Взяточничество в России - неизлечимая болезнь. Даже самый простой вопрос иной раз невозможно решить, не дав взятку. Взяточничество проникло во все сферы нашей жизни, и считается практически нормой российской действительности.
Взяточничество на сегодняшний день представляет собой один из наиболее распространенных видов коррупционной преступности, поразившей социум и оказывающей влияние не только на нормальное функционирование всех властных структур государства, но и способствующей деформации общественного сознания.
Любые коррупционные проявления, в том числе и скрытая взятка (подношение или подарок) нарушают принцип равенства перед законом, а также важнейший принцип равенства граждан как такового. Т.е. одни в ущерб другим получают необоснованные привилегии и дополнительные возможности для удовлетворения собственных, чаще всего корыстных устремлений. Нет нужды говорить, насколько коррупция дискредитирует саму власть, снижает уровень доверия к ней со стороны граждан и предпринимателей.
К причинам, порождающим взяточничество, можно отнести: дефекты и недоработанность нормативных актов, которыми должностное лицо наделяется чрезмерными полномочиями; несовершенство системы учета, контроля, часто изменяемые формы отчетности в организациях; слабый контроль за работой должностного лица со стороны вышестоящего руководства и другие. Положительным моментом в ужесточении борьбы с взяточничеством можно считать внесение законодателем в Уголовный кодекс Главы 15.1. Конфискация имущества (ст.ст. 104.1, 104.2, 104.3), за преступления предусмотренные, в частности ст. 290 УК РФ.
Приверженцы позиции понимания взяточничества, как сложного двухстороннего единого преступления, считают, что оно представляет собой одно криминальное деяние, в котором два субъекта (точнее, две стороны) реализуют свои собственные интересы посредством совершения обоюдовыгодных действий.
Первый квалифицирующий признак взятки - «получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие)» (ч. 2 ст. 290 УК РФ). Второй квалифицирующий признак - деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 ст. 290 УК РФ, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 данной статьи).
Следующая группа квалифицирующих признаков объединена законодателем в ч. 4 ст. 290 УК РФ - «деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 290 УК РФ, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере.
Следующий признак - «вымогательство взятки». Анализ судебной практики показывает, что именно с квалификацией получения взятки по данному признаку чаще всего возникают ошибки.
Под «вымогательством взятки» (п.«в» ч. 4 ст. 290 УК РФ) понимается требование денег (имущества) под угрозой совершения действий, которые могли бы причинить ущерб законным интересам, либо поставить взяткодателя в такие условия, при которых он вынужден дать взятку (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).
На основании ст. 290 УК РФ, субъектом преступления является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, либо выполняющие организационно-
распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления,государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (постановление Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" от 10.02.2000 № 6).
Продолжением преступления (получением взятки), следует также считать систематическое принятие должностным лицом материальных ценностей или иных выгод не материального характера от одних и тех же взяткодателей за общее покровительство, попустительство по службе в их интересах, даже если "подарки" не превышали пяти МРОТ.
Очень трудно разграничить взятку от подарка, но, тем не менее, возможно. Вне зависимости от размера подарка, даже если он равен пяти минимальным размерам оплаты труда, подарок необходимо квалифицировать как взятку, если:
1. она вымогается;
2. "подарок" передается за незаконные действия (бездействия);
3. обещанное или переданное вознаграждение имело форму подкупа, т.е. обусловило соответствующее служебное поведение должностного лица.
Взятка прозрачна, она понятна и тому, кто ее дает, и тому, кто ее получает. Подарок же, как правило, наделен "мистичностью", неизвестностью.
Необходимо разграничить подарок от взятки. Если ГК РФ разрешает государственным и муниципальным служащим принимать подарки в сумме до 5 МРОТ в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей, то, согласно уголовному законодательству, минимальный размер взятки не определен законодателем (определен только крупный размер взятки, который оценивается в 150 тысяч рублей) и поэтому отличие взятки от подарка состоит не в денежном эквиваленте, а в наличии или отсутствии обусловленности вознаграждения.
Поэтому независимо от стоимости подарка должностному лицу, он не должен считаться взяткой, если это не обусловлено конкретными действиями (бездействиями) должностного лица, т.е. если налицо безвозмездность. Статьей 572 ГК РФ четко закреплено понятие дарения: "При наличии, встречной передачи вещи или права, либо встречного обязательства договор дарения не признается дарением". В этом и есть сама суть разграничения между "подарком" (он безвозмезден) и "взяткой" (она всегда возмездна). Взяточничество всегда имеет характер сделки, исходя из этой диспозиции и необходимо разграничивать эти понятия.
Общественная опасность взяточничества выражается в том, что данные преступления ущемляют конституционные права и интересы граждан, подрывают демократические устои, правопорядок, дискредитируют деятельность государственного аппарата, извращают принцип законности, препятствуют проведению реформ.
Государственная политика в области борьбы с коррупцией и в частности с взяточничеством должна быть осознана всеми ветвями государственной власти и воплощаться в соответствующих специальных программах. Последние должны разрабатываться на федеральном, региональном и местном уровнях. К сожалению, к настоящему времени в России не принято ни одного комплексного правового документа, содержащего развернутую программу борьбы с коррупцией и взяточничеством, что с учетом имеющихся научных разработок и проектов, является свидетельством недостаточно ответственного подхода к названной проблеме.
Таким образом, в настоящей дипломной работе исследованы вопросы понятия, общей характеристики взятки, исторический аспект взяточничества, правовая природа взяточничества, рассмотрены законодательные, правоприменительные и организационные аспекты противодействия взяточничеству, , а также исследованы проблемные вопросы квалификации получения взятки. Сформулированы выводы по результатам исследования.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ)
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3: в ред. Федерального закона от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1996. №25, ст. 2954.
3. Федеральный Закон РФ от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»: в ред. Федерального закона РФ от 8 декабря 2011 г. №424-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1995. № 15, ст. 1269.
5. Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273 ФЗ «О противодействии коррупции»
Научная и учебная литература
1. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4 томах. - М., 1983. - Т.4.
2. Гегель Г.В. Философия права. - М., 1990.
3. Абдрахманов С.З. К вопросу о субъекте коррупционных преступлений /
Научные труды Карагандинского юридического института МВД РК. Выпуск № 3. - Караганда, 1999.
4. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, Е.Е. Эминова - М.: Юристь, 1997.
5. США: Преступность и политика. - М., 1972.
6. Никифоров А.С. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. - М., 1991.
7. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней.
В кн.: Коррупция и борьба с ней. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2000
8. Кузнецова Н.Ф. Я сорок лет отдала борьбе с преступностью // Юридический мир. - 1998. - № 2.
9. Сьюзан Роуз-Аккерман Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. - Москва: «Логос», 2003.
Ю.Шандрыга Т. О мерах по предупреждению коррупционных правонарушений в органах юстиции // Фемида - 2001 - № 10.
11.Чень Минхуа. Экономическая преступность в КНР (состояние, причины и профилактика) // Современные тенденции развития уголовной политики и уголовного законодательства. Институт государства и права. РАИ. - М.,
1994.
12. Майданик К. Коррупция, криминализация, клептократия // Свободная мысль. - 1997. -№ 1.
И.Агыбаев А. Понятие уголовно наказуемой коррупции и субъекты преступлений, связанных с коррупцией // Фемида - 2001 - № 12. Шандрыга Т. О мерах по предупреждению коррупционных правонарушений в органах юстиции // Фемида - 2001 - № 10.
14. Коррупция в Казахстане: меры по ее предупреждению и международный опыт / Под ред. С.М. Злотникова - Алматы - 2001.
15. Преступления века. Популярная энциклопедия, - Минск - Москва - Нью- Йорк, 1995.
16. Говорухин С. Криминальная революция. -М., 1993.
17. Президент России В. Путин объявляет войну коррупции // Российская юстиция, - 2004 - № 1.
18. Васильев В.Л. Психологический анализ генезиса коррупции, теневой экономики и организованной преступности в России / Коррупция и борьба с ней // Под ред.: А.И. Долговой - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000.
19. Судаков А.А. Правовые институты по борьбе с коррупцией // Российский судья. - 2004. - № 1.
20. Сукало В.О. Правосудие и проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией // Зангер, - 2001. - № 3.
21.Эминов В.Е., Мацкевич И. М. Проникновение организованной преступности и коррупции в Вооруженные Силы // Прокурорская и следственная' практика. Журнал координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ. - Москва, 2001.
22. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. -М.: Норма, 1999.
23. Барсукова Р.А. Уголовно-правовые аспекты борьбы со служебным подлогом в сфере государственной службы. - Астана: Акад. гос. службы при Президенте РК, 2004.
24. Криминология. -М., 1997.; Бабаев М.М. Социально-культурные процессы и проблемы преступности в советском обществе // Методологические вопросы изучения социальных условий преступности. - М., 1979; Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. - М., 1975.
25. Глобальная «беловоротничковая» преступность / Криминология. Под ред. Джозефа Ф. Шели. 3-е межд. - Спб, изд. «Питер», 2003.
26.Объяснение преступного поведения // Криминология. Под ред. Ф. Джозефа Шелли, 3-е межд. - Спб, изд. «Питер», 2003.
27. Елубаев Б. Борьба с преступлениями коррупционного характера: вопросы теории и практики // Научные труды Карагандинского юридического института МВД РК. Выпуск 4. - Караганда, 2000.
28. Выступление Президента РК на совещании по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией 19 апреля 2000.
29. Преступность и коррупция: роль тайного государственного сговора // Уголовное право. - 2002. - № 4.
30. Мурадян А.А. Двуликий Янус. - М., 1994.
31. Никифоров А.С. Об организованной преступности на Западе и в СССР.-М., 1991.
32. Алауханов Е.О. Проявления коррупции в экономике Казахстана // Научные труды академии финансовой полиции. Выпуск 3. - Астана, Фолиант, 2002.
33. Нукенов М.О. Особенности характеристики коррупционной преступности в органах государственной власти // Научные труды академии финансовой полиции. Выпуск 3. - Астана, Фолиант, 2002.
34. Абдрахманов С.И. Предотвращение коррупционных правонарушений в судах: подходы и инструменты // Зангер, - 2003. - № 6.
35.3лотников С.М., Чеботарев А.Е. Исследование Антикоррупционного информационного центра «Транспаренси Казахстан» (2002-2003). - Алматы, 2003.
36. Нурпеисов Д.К. Международный имидж Казахстана и уровень коррупции // Вестник КазНУ. - Алматы. - 2002,- № 3.
37. Материалы международного семинара «Коррупция как один из признаков постоталитарных государств» РК. с. Окжетпес. 17-18 сентября 1998.
38. Политическая коррупция в России (материалы «Круглого стола») // Государство и право. - 2003. - № 4.
39. Григорьев В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 3.
40. Кларк Р. Преступность в США. - М., 1975.
41. Долгова А.И. Проблемы преступности на современном этапе // Россия и современный мир. - 1994. - № 2.
42. Аязбекова С.Ш. Имидж и этика государственного служащего: Учеб. пособие (под общ. ред. д..э.н. А.С. Серикбаева. - Астана: Акад. гос. службы при Президенте РК, 2004.
43. Сартаева Н.А. Концептуальные основы предупреждения преступности - Астана: Акад. гос. службы при Президенте РК, 2004.
44. Бычкова С. Современные возможности судебной экспертизы // Правительственный вестник. - 2000. - № 6.
45. Диканова Т. А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями. Дисс. на соиск. уч. степени д.ю.н. - Москва, 2000.
46.Заключение: вызов «беловоротничковой» преступности // Криминология. Под ред. Ф. Джозефа Шели. 3-е межд. - Спб, изд. «Питер», 2003.