Рынок труда как элемент взаимодействия с рынком образовательных услуг
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 6
1.1. Понятие рынка труда, его структура 6
1.2. Рынок образовательных услуг и его классификация 12
1.3. Механизмы взаимодействия образования и рынка труда 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 20
2.1. Анализ ситуации на рынке труда Республики Тыва за 2014 год... .20
2.2. Создание новых рабочих мест в 2014 году, их характеристика,
объемы финансирования, трудоустройство безработных граждан 27
2.3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное
образование безработных граждан 33
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ 35
3.1. Регулирование взаимодействия рынка труда и рынка
образовательных услуг в регионе 35
3.2. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг 38
3.3. Трудоустройство выпускников образовательных организаций, пути устранения дисбаланса рынка образовательных услуг и рынка труда...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 6
1.1. Понятие рынка труда, его структура 6
1.2. Рынок образовательных услуг и его классификация 12
1.3. Механизмы взаимодействия образования и рынка труда 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 20
2.1. Анализ ситуации на рынке труда Республики Тыва за 2014 год... .20
2.2. Создание новых рабочих мест в 2014 году, их характеристика,
объемы финансирования, трудоустройство безработных граждан 27
2.3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное
образование безработных граждан 33
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ 35
3.1. Регулирование взаимодействия рынка труда и рынка
образовательных услуг в регионе 35
3.2. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг 38
3.3. Трудоустройство выпускников образовательных организаций, пути устранения дисбаланса рынка образовательных услуг и рынка труда...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
Актуальность темы. Становление и развитие рынка труда, изменившие требования к уровню подготовки, качеству рабочей силы и ее профессионально-квалификационному составу, потребовали реформирования образовательной сферы как основополагающего звена системы воспроизводства человеческих ресурсов.
Высокие темпы развития современного рынка образовательных услуг и становления его институтов определяют необходимость исследования этих процессов, протекающих на нем процессов, повышения качества образовательных услуг с учетом запросов потребителей, адаптации жизнедеятельности учебных заведений к складывающемуся новому социально-экономическому укладу.
Являясь важным фактором повышения интеллектуального уровня и производительной силы работников, рынок образовательных услуг способствует вовлечению населения в образовательный процесс, а в дальнейшем - определяющие положение человека на соответствующем сегменте рынка труда. Последний также влияет на рынок образования, определяя социальный заказ на качество и количество образовательных услуг, что актуализирует задачи определения методологических основ взаимодействия данных рынков, которые в отечественной экономической науке развиты недостаточно.
Актуальность темы исследования усиливается и тем обстоятельством, что институты рынков труда и образовательных услуг только накапливают опыт взаимосвязанного функционирования, и поэтому нуждаются в концептуальном обеспечении, разработке механизма их взаимодействия применительно к конкретным условиям экономики России. Разработка фундаментальных проблем взаимодействия сферы образования с рынком труда позволит достигнуть стабильности в обществе и эффективности социально-экономических преобразований.
Объектом исследования выступают рынок труда и рынок образовательных услуг в Республике Тыва.
Предметом исследования являются отношения взаимодействия, складывающиеся в процессе взаимодействия рынков труда и образовательных услуг, профессиональная ориентация.
Цель дипломной работы: исследование рынка труда как элемента взаимодействия с рынком образовательных услуг.
Задачи исследования:
- изучены понятия рынка труда и рынка образовательных услуг, их структуры и виды;
- изучены процессы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг;
- изучено понятие профессиональной ориентации и его развитие в современных условиях;
- проведен мониторинг образования новых рабочих мест;
- анализирована доля рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности;
- определено регулирование рынка труда и рынка образовательных услуг;
- выявлены проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Степень разработанности. Несмотря на то, что в современных условиях уделяется большое внимание проблемам развития рынков разных видов, в науке до сих пор не сложился целостный подход к их взаимодействию и взаимосвязанному функционированию, в том числе роли профессиональной ориентации и трудовой адаптации.
В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
Актуальность темы. Становление и развитие рынка труда, изменившие требования к уровню подготовки, качеству рабочей силы и ее профессионально-квалификационному составу, потребовали реформирования образовательной сферы как основополагающего звена системы воспроизводства человеческих ресурсов.
Высокие темпы развития современного рынка образовательных услуг и становления его институтов определяют необходимость исследования этих процессов, протекающих на нем процессов, повышения качества образовательных услуг с учетом запросов потребителей, адаптации жизнедеятельности учебных заведений к складывающемуся новому социально-экономическому укладу.
Являясь важным фактором повышения интеллектуального уровня и производительной силы работников, рынок образовательных услуг способствует вовлечению населения в образовательный процесс, а в дальнейшем - определяющие положение человека на соответствующем сегменте рынка труда. Последний также влияет на рынок образования, определяя социальный заказ на качество и количество образовательных услуг, что актуализирует задачи определения методологических основ взаимодействия данных рынков, которые в отечественной экономической науке развиты недостаточно.
Актуальность темы исследования усиливается и тем обстоятельством, что институты рынков труда и образовательных услуг только накапливают опыт взаимосвязанного функционирования, и поэтому нуждаются в концептуальном обеспечении, разработке механизма их взаимодействия применительно к конкретным условиям экономики России. Разработка фундаментальных проблем взаимодействия сферы образования с рынком труда позволит достигнуть стабильности в обществе и эффективности социально-экономических преобразований.
Объектом исследования выступают рынок труда и рынок образовательных услуг в Республике Тыва.
Предметом исследования являются отношения взаимодействия, складывающиеся в процессе взаимодействия рынков труда и образовательных услуг, профессиональная ориентация.
Цель дипломной работы: исследование рынка труда как элемента взаимодействия с рынком образовательных услуг.
Задачи исследования:
- изучены понятия рынка труда и рынка образовательных услуг, их структуры и виды;
- изучены процессы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг;
- изучено понятие профессиональной ориентации и его развитие в современных условиях;
- проведен мониторинг образования новых рабочих мест;
- анализирована доля рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности;
- определено регулирование рынка труда и рынка образовательных услуг;
- выявлены проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Степень разработанности. Несмотря на то, что в современных условиях уделяется большое внимание проблемам развития рынков разных видов, в науке до сих пор не сложился целостный подход к их взаимодействию и взаимосвязанному функционированию, в том числе роли профессиональной ориентации и трудовой адаптации.
Во многом решение достижения современного качества образования, его соответствие актуальным потребностям зависит от эффективного управления всей системой образования на основе мировых тенденций в образовательной деятельности.
В настоящее время одной из главных тенденций в мире является консолидация образования и рынка труда. Одной из задач профориентационной работы и адаптации является установление взаимодействия между общеобразовательными школами, учреждениями профессиональной подготовки и предприятиями, которые, в свою очередь, должны иметь возможность оперативно выявлять ресурсы рабочей силы необходимой квалификации и удовлетворять потребности в кадрах. В этой связи целесообразно развивать комплексы трех типов: комплексы региональной направленности, ориентированные на регион или группу организаций региона; комплексы отраслевой направленности, создаваемые при базовых организациях отраслей; местные комплексы в организациях, заключающих договоры о прямых связях со специальными учебными заведениями.
Основными проблемами на рынке труда республики являются несоответствие спроса и предложения, где в сельской местности востребованы специалисты с медицинским и педагогическим образованием, а в числе зарегистрированных безработных, проживающих в кожуунах республики, отсутствуют граждане, соответствующие по профильному образованию имеющейся в кожууне вакансии. Другой причиной отсутствия специалистов в сельской местности является миграция граждан в поисках работы в г. Кызыл. Молодые специалисты в связи с отсутствием жилья не выезжают в сельские поселения. Для привлечения специалистов в сельскую местность одним из показателей оценки эффективности деятельности председателя администрации муниципального образования предлагаем включить показатель «трудоустройство выпускников образовательных организаций».
В городе Кызыле требуются работники в строительную, дорожную отрасли и для предоставления коммунальных услуг, но анализ образовательного состава безработных граждан, зарегистрированных на рынке труда, показывает их отсутствие и нехватку на рынке труда каменщиков, сантехников, электриков, бульдозеристов, маркшейдеров и др. Необходимо создавать в республике единую систему профессиональной ориентации и адаптации к рынку труда молодежи, направленную на формирование профессионального самоопределения, положительного имиджа рабочих профессий. В связи с этим Министерству образования и науки Республики Тыва при формировании контрольных цифр приема включать специальности, наиболее востребованные на рынке труда, и специальности, на которые привлекают иностранных работников. Отраслевым министерствам проводить конкурсы профессионального мастерства для поднятия престижа рабочих профессий и ротации кадров.
В настоящее время ситуация на молодежном рынке труда республики сложная. Среди официально зарегистрированных безработных - каждый третий в возрасте до 29 лет. Безработица молодежи является одной из серьезных проблем. Для решения данной проблемы необходимо тесное сотрудничество органов исполнительной власти Республики Тыва, ведущих вопросы молодежи, проведение мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций. Министерству образования и науки Республики Тыва совместно с Министерством экономики Республики Тыва и Министерством по делам молодежи и спорта Республики Тыва вести целенаправленную работу по вовлечению молодежи с экономическим образованием в предпринимательскую деятельность.
Одним из проблемных вопросов рынка труда является реализация статьи 7.2. Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которой органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании общественных и временных работ. Правительством Республики Тыва четко устанавливаются задачи о привлечении безработных граждан на сакманные работы, благоустройство населенных пунктов, весенне-полевые работы, уничтожение дикорастущей конопли, заготовка кормов, но на селе основными работодателями являются органы местного самоуправления. При выполнении условий законодательства о занятости, Трудового кодекса Российской Федерации данные мероприятия могут быть даже эффективными.
В 2015 году в рамках приоритетных направлений деятельности Министерства труда и социальной политики Республики Тыва будут решаться следующие задачи: легализация неформальной занятости и снижение напряженности на рынке труда. Работа по легализации неформальной занятости показала, что работодатели в коммерческих структурах, строительной и дорожной отрасли, в целях экономии средств, полученных из федерального и республиканского бюджетов не оформляют трудовые договора с работниками, что приводит к нелегальной занятости. При организации работы по легализации неформальной занятости министерства в связи с отсутствием в положении пункта о легализации неформальной занятости не желают подписывать соглашение. Для увеличения числа лиц, занятых официально в отраслях экономики, предлагаем внести дополнения в положения отраслевых министерств о принятии мер по легализации неформальной занятости.
Для коренного улучшения ситуации на рынке труда Республики Тыва на предстоящие годы необходимо решение проблем в сфере занятости населения всеми субъектами рынка труда и консолидация всех источников финансирования на создание новых рабочих мест.
Но основным фактором улучшения ситуации на рынке труда республики все-таки является создание новых рабочих мест в отраслях экономики, в том числе через поддержку устойчивых работодателей, которые могут создать значительное количество рабочих мест, поддержку предпринимательской инициативы у молодежи и легализации неформальной занятости.
В настоящее время одной из главных тенденций в мире является консолидация образования и рынка труда. Одной из задач профориентационной работы и адаптации является установление взаимодействия между общеобразовательными школами, учреждениями профессиональной подготовки и предприятиями, которые, в свою очередь, должны иметь возможность оперативно выявлять ресурсы рабочей силы необходимой квалификации и удовлетворять потребности в кадрах. В этой связи целесообразно развивать комплексы трех типов: комплексы региональной направленности, ориентированные на регион или группу организаций региона; комплексы отраслевой направленности, создаваемые при базовых организациях отраслей; местные комплексы в организациях, заключающих договоры о прямых связях со специальными учебными заведениями.
Основными проблемами на рынке труда республики являются несоответствие спроса и предложения, где в сельской местности востребованы специалисты с медицинским и педагогическим образованием, а в числе зарегистрированных безработных, проживающих в кожуунах республики, отсутствуют граждане, соответствующие по профильному образованию имеющейся в кожууне вакансии. Другой причиной отсутствия специалистов в сельской местности является миграция граждан в поисках работы в г. Кызыл. Молодые специалисты в связи с отсутствием жилья не выезжают в сельские поселения. Для привлечения специалистов в сельскую местность одним из показателей оценки эффективности деятельности председателя администрации муниципального образования предлагаем включить показатель «трудоустройство выпускников образовательных организаций».
В городе Кызыле требуются работники в строительную, дорожную отрасли и для предоставления коммунальных услуг, но анализ образовательного состава безработных граждан, зарегистрированных на рынке труда, показывает их отсутствие и нехватку на рынке труда каменщиков, сантехников, электриков, бульдозеристов, маркшейдеров и др. Необходимо создавать в республике единую систему профессиональной ориентации и адаптации к рынку труда молодежи, направленную на формирование профессионального самоопределения, положительного имиджа рабочих профессий. В связи с этим Министерству образования и науки Республики Тыва при формировании контрольных цифр приема включать специальности, наиболее востребованные на рынке труда, и специальности, на которые привлекают иностранных работников. Отраслевым министерствам проводить конкурсы профессионального мастерства для поднятия престижа рабочих профессий и ротации кадров.
В настоящее время ситуация на молодежном рынке труда республики сложная. Среди официально зарегистрированных безработных - каждый третий в возрасте до 29 лет. Безработица молодежи является одной из серьезных проблем. Для решения данной проблемы необходимо тесное сотрудничество органов исполнительной власти Республики Тыва, ведущих вопросы молодежи, проведение мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций. Министерству образования и науки Республики Тыва совместно с Министерством экономики Республики Тыва и Министерством по делам молодежи и спорта Республики Тыва вести целенаправленную работу по вовлечению молодежи с экономическим образованием в предпринимательскую деятельность.
Одним из проблемных вопросов рынка труда является реализация статьи 7.2. Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которой органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании общественных и временных работ. Правительством Республики Тыва четко устанавливаются задачи о привлечении безработных граждан на сакманные работы, благоустройство населенных пунктов, весенне-полевые работы, уничтожение дикорастущей конопли, заготовка кормов, но на селе основными работодателями являются органы местного самоуправления. При выполнении условий законодательства о занятости, Трудового кодекса Российской Федерации данные мероприятия могут быть даже эффективными.
В 2015 году в рамках приоритетных направлений деятельности Министерства труда и социальной политики Республики Тыва будут решаться следующие задачи: легализация неформальной занятости и снижение напряженности на рынке труда. Работа по легализации неформальной занятости показала, что работодатели в коммерческих структурах, строительной и дорожной отрасли, в целях экономии средств, полученных из федерального и республиканского бюджетов не оформляют трудовые договора с работниками, что приводит к нелегальной занятости. При организации работы по легализации неформальной занятости министерства в связи с отсутствием в положении пункта о легализации неформальной занятости не желают подписывать соглашение. Для увеличения числа лиц, занятых официально в отраслях экономики, предлагаем внести дополнения в положения отраслевых министерств о принятии мер по легализации неформальной занятости.
Для коренного улучшения ситуации на рынке труда Республики Тыва на предстоящие годы необходимо решение проблем в сфере занятости населения всеми субъектами рынка труда и консолидация всех источников финансирования на создание новых рабочих мест.
Но основным фактором улучшения ситуации на рынке труда республики все-таки является создание новых рабочих мест в отраслях экономики, в том числе через поддержку устойчивых работодателей, которые могут создать значительное количество рабочих мест, поддержку предпринимательской инициативы у молодежи и легализации неформальной занятости.
Подобные работы
- РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВАМИ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: БАРЬЕРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Управление комплексом маркетинга образовательных услуг
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Технологии продвижения образовательных программ: сравнительный анализ опыта Карлова университета и СПбГУ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Повышение эффективности деятельности организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Формирование стратегии продвижения Алтайского краевого центра детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай» на рынке образовательных услуг
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Институционализация социального механизма взаимодействия рынка
труда и образовательных услуг в Алтайском крае
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



