Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕДАВАТЬ ЦВЕТОВЫЕ КОНТРАСТЫ ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ «ГРАТТАЖ»

Работа №160559

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы136
Год сдачи2020
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 3
Глава I. Теоретические основы развития умения передавать цветовые контрасты младшими школьниками на уроках по изобразительному искусству 8
1.1 Сущность понятий «цветовой контраст» 8
1.2 Особенности восприятия цветовых контрастов младшими школьниками 18
1.3 Методы развития умения передачи цветовых контрастов на уроках по изобразительному искусству 22
1.4 Колористические возможности техники граттаж 29
Выводы по главе 1 34
Глава II. Экспериментальная работа по формированию умения передавать цветовые контрасты младшими школьниками посредством освоения техники граттаж 37
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента по определению актуального уровня умения передавать цветовые контрасты младшими школьниками 37
2.2 Серия занятий и методические рекомендации по развитию умения передавать цветовые контрасты младшими школьниками посредством освоения техники граттаж 47
Выводы по главе II 67
Заключение 69
Список литературы 72
Приложения 77

Актуальность выбранной темы заключается в том, что цветовые контрасты - это одно из важнейших средств художественной выразительности в живописи вместе с перспективой, композицией, светотенью, мазком и т.д. Познание цвета и цветовых сочетаний красок в изобразительной деятельности позволяет понимать окружающую действительность и передавать свои впечатления от окружающего мира, развивать воображение, совершенствовать наблюдательность, воспитывает многостороннюю личность. Овладение цветом и цветовыми контрастами способствует развитию художественной грамотности и эстетического вкуса, воспитывает интерес к изобразительному искусству, формирует общую культуру младшего школьника. В первую очередь в живописи основным средством выразительности является цвет. С помощью цвета, а также цветовых сочетаний и цветовых контрастов художники передают разные состояния эмоций, такие как грусть, радость, беспокойство, нежность. Язык цвета младшие школьники изучают на уроках по цветоведению. Умения использовать цвета, не только расширяют и закрепляют полученные знания на практике, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. У младшего школьника развивается фантазия и проявляется желание проявить себя, для этого необходимо создать условия для выражения собственных идей и мыслей с помощью цвета.
В изобразительной деятельности существует огромное разнообразие материалов и техник. Зачастую учащимся недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы легко запомнить и передавать свои впечатления от окружающего мира. Поэтому, чтобы развить умения передавать цветовые контрасты была введена нетрадиционная техника граттаж. Занятия в технике граттаж развивает неординарное мышление, думать, фантазировать, воспитывают способность искать, смотреть на вещи и обычные предметы с другой точки зрения. Техника граттаж, как и все остальные средства нетрадиционного рисования, позволяют развивать познавательные интересы учащегося, так как используют предметы по- новому, вместо кисти используют острые различные приметы. Граттаж привлекает своей не трудоемкостью при выполнении творческой работы, но одновременно привлекает интерес учащихся, что способствует лучшей сосредоточенности на тонкости выполнения работы. Развитие творческих умений становится на много доступнее для младших школьников, когда есть не сложные и понятные, а также разнообразные приемы и техники, которые могут помочь разрешить трудности при создании творческой работы. Техника граттаж дает поэтапную обобщенную картину, как использовать цветовые контрасты, так как в ней нет произвольных движений, поэтому учащиеся не запутаются в цветовых сочетаниях. В этой технике не используется много цветов, а только основные цвета, и осуществляется последовательность наложения цветов, что приводит к тщательному продумыванию каждого цветового слоя.
При обучении в начальной школе по изобразительному искусству возникает ряд некоторых проблем. Это связанно с тем, что учащиеся, не владеют достаточными навыками работы с цветом и цветовыми контрастами. Учащиеся закрашивают обычно отдельные участки в своей работе самыми яркими цветами или близко схожими цветами, которые при нанесении цветов зачастую имеют стихийный характер, что не проводит к тщательному анализу сочетаний цветов между собой. Результатом становится невыразительность или не читаемость рисунка. Если учащиеся не владеют основами передачи цвета и не умеют сочетать цвета между собой, то это может привести, к тому, что, становясь старше, они начинают понимать, что их творческая работа не выразительна, не соответствует действительности. В итоге учащиеся начинают разочаровываться в своих творческих умениях, что впоследствии может привести к полному прекращению творческой активности. Поэтому педагогу по изобразительному искусству следует начинать с первых уроков не только активизировать интерес учащихся к изобразительной деятельности и развивать творческий потенциал, но также развивать навыки рисования на основе изучения основных законов передачи цвета, излагая их на доступном языке....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме в обучении младших школьников. Цветовые контрасты в изобразительном искусстве являются ведущим средством выражения многообразия мира в его цветовом звучании, с помощью которого младшие школьники учатся на уроках изобразительного искусства, применять цвета для выражения собственных идей и мыслей.
Если учащихся не учить передавать цветовые контрасты, то в будущем может возникнуть разочарование в создании картины, когда они поймут, что их рисунок не выразительный и не читаемый, не соответствует действительности. По этой причине учащиеся могут вообще перестать рисовать.
Изучение развития способности передавать цветовые контрасты ставит перед педагогом ряд задач, которые углубляют и обогащают представления учащихся об окружающей действительности. Для реализации образовательных задач учителю необходимо следовать определенным системам и использовать различные приемы для работы с учащимися, а так же зависит от его творческого отношения к занятиям, находчивости и высокой квалификации.
Чтобы добиться успеха в развитии способности передавать цветовые контрасты, педагог должен обладать большим запасом знаний, какими знаниями и навыками может овладеть ученик в том или ином возрасте, и в этом отношении педагог сможет вдумчиво выстроить методику работы с учащимися.
Организация и проведение констатирующего эксперимента позволило нам определить актуальный уровень сформированности умения передавать цветовые контрасты. Полученный результат показал, что уровень подготовки учащихся в 4 «Б» классе, находится на среднем и низком уровне. Таким образом, проблема развития умения передавать цветовой контраст на уроке изобразительного искусства в 4 «Б» классе общеобразовательной школы № 129. На занятиях по изобразительному искусству, учащиеся недостаточно владеют знаниями и умениями передачи цветового контраста. На основе полученных данных установили необходимость обоснования, разработки и введения в практику преподавания в школьной системе занятий, с учащимися целью которых будет являться закрепление и повторение азов цветовых контрастов.
На основании результатов констатирующего эксперимента и психолого-педагогической литературы был разработан формирующий эксперимент из серий занятий направленный на развитие трех критериев: умения передавать контраст светлого и темного, холодного и теплого и цветовых сопоставлений. Формирующий эксперимент состоит из десяти занятий по развитию умения передавать цветовые контрасты младшими школьниками посредством освоения техники граттаж. Развитие творческих умений становится намного доступнее для младших школьников, когда есть несложные и понятные, а также разнообразные приемы и техники, которые могут помочь разрешить трудности при создании творческой работы. С помощью техники граттаж можно показать цветовые контрасты и не запутаться в цветовых сочетаниях, так как в технике используется немного цветов и существует последовательность цветов при наложении, что приводит к тщательному продумыванию каждого цветового слоя.
Каждый цветовой контраст служит инструментом в передачи ясного, четкого и выразительного изображения. Выразительность контрастов зависит от использования сочетаний цветов. Анализ соотношений цветовых контрастов на примерах в творческих работах или на картинах художников помогает увидеть и уложить в сознании принципы использования контраста. Поэтому, на каждом занятии нужно представлять учащимся наглядный материал, на котором будет поэтапно располагаться информация о цветовом контрасте. Наглядный материал, способствует точно усвоить информацию, которую доносит учитель во время урока. Наглядный материал в цветовых контрастах обязателен, так как служит опорой для разъяснения наблюдений и закрепление восприятие информации передаваемым учителем, который подталкивает на осмысление, что такое цветовые контрасты. Именно поэтому наглядный материал на всех этапах занятий необходим при изучении контрастов, закрепление знаний о контрасте и при формировании умений и навыков в создании передачи цветовых контрастов.


1. Алексеев В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Педагогика, 1968. 184 с.
2. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. 176 с.
3. Аксенов Ю. Г. Левидова М.М. Цвет и линия. М.: Современный худож-ник, 1986. 326 с.
4. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. М.: Педагогика, 1984. 254 с.
5. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Современный художник, 1985. 260 с.
6. Алисийчук А.С. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников. М.: Академия, 2001. 160 с.
7. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1940. 128 с.
8. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2014. N 14. С. 243-244.
9. Астафьева О.Н. Психология школьника. М.: РАГС, 2010. 316 с.
10. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Новая Москва, 2010. 321 с.
11. Бандзеладзе Г.Д. О творческом развитии ребенка [Текст] // Вопросы философии. 2010. N 6. С. 119-122.
12. Баранов А.В. Роль изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании молодежи // Вопросы воспитания. 2011. N 2. С. 28-29.
13. Баранов С.П., Воликова Т.В. Принципы обучения: лекции по дидакти¬ке. М.: МГПИ им.В.И. Ленин, 1975. 97 с.
14. Барнес Д. Детский рисунок. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Апрель Пресс, 2011. 189 с.
15. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Наука, 1979. 168 с...(63)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ