ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С РУССКОЙ ЖИВОПИСЬЮ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX СТОЛЕТИЯ
1.1. Сущность и содержание понятия «эмоциональная сфера» 16
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников....25
1.3. Знакомство с русской живописью второй половины XIX столетия как один из способов развития эмоциональной сферы старших дошкольников.34
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С РУССКОЙ ЖИВОПИСЬЮ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX СТОЛЕТИЯ
2.1. Определение актуального уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников 48
2.2. Тематический план занятий на основе изучения русской живописи второй половины XIX столетия, направленный на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников 59
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента по изучению русской живописи второй половины XIX столетия, направленного на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников 76
Выводы по главе II 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, его индивидуальность [12, с. 125].
На современном этапе развития общества остро стоит проблема развития эмоциональной сферы как значимого качества для духовного становления целостной личности (Л.М. Веккер, Л.О. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Однако сегодня само общество подвержено деструктивным процессам. Упадок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное расслоение людей и т.п. вызывают негативные отклонения в развитии и формировании чувств, эмоций подрастающего поколения. Поэтому среди многообразия задач всестороннего развития ребенка одной из ведущих выступает развитие эмоционально - чувственной сферы.
Подтверждение значимости развития эмоциональной сферы отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО ориентирует педагогов на создание условий, открывающих возможности для позитивной социализации и развития ребенка дошкольного возраста. Исходя из этого эмоциональное и социальное развитие является одной из актуальных задач осовремененного дошкольного образования [55].
Старший дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности (Л.И. Божович, Т.А. Данилина, А.В. Запорожец П.М. Якобсон и др.). В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение.
Развитие чувств ребенка - это важнейшая педагогическая задача, не менее, а в каком-то смысле даже более важная, чем воспитание его ума. Без чувственно-эмоционального постижения, окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление увеличивает возможность чувственно-эмоционального постижения мира. В свою очередь, успешное развитие эмоциональной сферы возможно на базе развития творческого воображения детей; развития самосознания.
На эмоциональное развитие старшего дошкольника влияют такие факторы, как природа, искусство, музыка, художественная литература, изобразительная деятельность. Из них ведущим средством эмоционального воспитания дошкольников является изобразительная деятельность ребенка, т.к. она является собственной практической деятельностью. Изобразительная деятельность позволяет ребенку непосредственно пережить, почувствовать разнообразные состояния и чувства.
Искусство живописи сильно воздействует на развитие личности человека, а именно: - формирует чувства, мысли, жизненные принципы; - развивает способность к сопереживанию; - помогает развить свои лучшие стороны; -развивает эстетическое чутье, то есть способность видеть красоту; - закладывает стремление к прекрасному. Иными словами, искусство живописи помогает человеку взрастить человеческое «я», совершенствоваться и духовно развиваться [26].
Поэтому так важно приобщаться к этому виду изобразительного искусства: смотреть на картины великих художников, посещать художественные музеи, а также создавать картины самим.
В связи с этим, процесс знакомства с русской живописью второй половины XIX столетия является актуальной задачей процесса развития эмоциональной сферы....
Работа над решением проблемы развития эмоциональной сферы как значимого качества для духовного становления целостной личности является актуальной по сей день. Упадок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное расслоение людей и т.п. вызывают негативные отклонения в развитии и формировании чувств, эмоций подрастающего поколения. Данная проблема требует внимания как педагога, так и родителей дошкольника и, конечно же, самого ребенка.
В ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы был проведен анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, позволивший рассмотреть различные подходы к обоснованию понятия «эмоциональная сфера». Установить характерные особенности эмоциональной сферы, обозначить педагогические условия для активизации и развития эмоциональной сферы старших дошкольников, найти наиболее эффективные способы дальнейшего ее развития в творческой деятельности.
Одним из таких способов, выступает знакомство с русской живописью второй половины XIX столетия в рамках дополнительной программы в области изобразительного искусства «PROArt», направленный на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. которое определяет систему моральных и эстетических ценностей.
На этапе констатирующего эксперимента, мы определили критерии и уровни развития эмоциональной сферы, подобрали диагностический инструментарий, направленный на выявление актуального уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 98» города Красноярск. Низкие результаты данного этапа обозначили необходимость в дополнительной работе над развитием эмоциональной сферы испытуемого контингента. На основе этого была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, включающая занятия по знакомству с русской живописью второй половины XIX столетия, направленные на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Срок реализации программы формирующего эксперимента составил девять недель. Недельная нагрузка была рассчитана на 1-2 занятия образовательной деятельности. Занятия проводились в мелкогрупповой форме, численность групп до 9-12 человек. Работа по развитию эмоциональной сферы опиралась на ряд принципов: принцип целостности; принцип эмоциональной включенности; принцип культуросообразности; принцип проблемности. Все задания являются примерными и разработаны с соответствием возрастных, физиологических особенностей детей данного возраста. Структура образовательной деятельности включает: 1. Вводная часть: ритуал приветствия. 2. Основная часть. Эта часть посвящена созидательному творчеству. В основную часть занятия может быть включено: диалог, рассматривание новых картин; рассматривание знакомых картин; ознакомление с новым изобразительным материалом и приёмами работы с ними; знакомство с выразительными средствами; практическая деятельность. 3. Заключительная часть включает в себя: анализ творческих работ, называние образов, обозначение их ценностей. В процессе проведения программы произошли существенные изменения: значительно повысился уровень знаний об эмоциональных состояниях, дошкольники стали ориентироваться в теоретическом материале, перестали путаться в жанрах изобразительного искусства, у них улучшились представления о средствах выразительности, а также формировались высшие положительные, моральные, интеллектуальные, эстетические чувства. Многие стали свободно выражать свои эмоции с помощью выразительных средств изобразительного искусства, словесно, мимически...
1. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Просвещение, 2007. 318 с.
2. Артюхова Т.Ю. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева: электрон. журн. 2015. Вып. 1. Режим доступа к журн. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo- vospitaniya-uchaschihsya(дата обращения: 14.05.2020).
3. Ахтырская Ю.В. Развитие эмоциональных представлений и эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами искусства. Музыка и живопись / Ю.В. Ахтырская, Р.С. Корнетова, И.С. Кирикова [и др.] // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы III Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2016 г.). В 2 т. Т. 1/ редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары. : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 53 - 59.
4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. Екатеринбург.: ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2000. 937 c.
5. Белоконова Э.С. Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки // Социальная сеть работников образования. 2012. Режим 53 доступа к журн. URL: https: //nsportal. ru/shkola/muzyka/library/2012/06/03/kursovayarabotarazviti e-tvorcheskoy-lichnosti-rebenka-na-urokakh (дата обращения: 20.05.2020).
6. Библер В.С. Методы художественного развития: учеб.-метод. пособие / В.С. Библер. М.: Изд-во «Эксмо», 2006. 135 с.
7. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. М.: МП ШУ, 2006. 96 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. СПб. [и др.]: Питер, 2008. 398 с.
9. Большой психологический словарь / сост. В.П. Зинченко. М.: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб, 2008. 826 с.
10. Бородина Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е.Н. Бородина Екатеринбург.: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015. 192 с.
11. Венгер Л.А. Программа Одаренный ребенок. М.: Новая школа, 1995. 61 с.
12. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.
13. Виноградова Е.В. Об использовании проективных методик для знакомства с особенностей межличностных отношений в детских домах семейного типа // Социальная психология и общество. 2011. № 3. С. 114¬125.
14. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд- во Эксмо, 2004. 1136 с.
15. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для прак. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. 3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2007. 160 с....(67)