Введение 8
1 Анализ состояния вопроса 10
1.1 Назначение потребителя мощности двигателя ЯМЗ-534, его
технические характеристики, описание исходной конструкции 10
1.2 Выявление технико-экономических резервов для повышения
эффективных показателей двигателя 15
1.3 Анализ литературных и патентных данных 16
1.4 Цели и задачи работы 39
1.5 Выводы первой главы 40
2 Конструкторский раздел 42
2.1 Описание разрабатываемой конструкции системы охлаждения ДВС 42
2.2 Тепловой расчет двигателя ЯМЗ-534 44
2.3 Расчетное исследование эффективности модернизированной
системы охлаждения двигателя 59
2.4 Выводы второй главы 73
3. Технологический раздел 74
3.1 Служебное назначение и технические требования на деталь по
условиям эксплуатации 74
3.2 Анализ технологичности конструкции детали 77
3.3 Определение типа производства 79
3.4 Выбор и обоснование способа получения заготовки 84
3.5 Разработка маршрутной технологии обработки детали 86
3.6 Определение припусков расчетно-аналитическим методом 88
3.7 Проектирование операционной технологии 93
3.8 Выводы третей главы 103
4. Технико-экономический раздел 104
4.1 Расчет экономического эффекта ожидаемого от внедрения
модернизированной системы охлаждения 104
4.2 Выводы четвертой главы 108
Заключение 109
Список использованной литературы 111
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Развитие двигателестроения идет и в направлении совершенствования таких характеристик двигателя как снижения эксплуатационной экономичности, увеличения удельной мощности, повышения моторесурса и надёжности. Будущее поршневого двигателя будет в значительной степени зависеть от возможности его адаптации к новым требованиям касающихся этих пунктов.
При сгорании топлива внутри цилиндра температура газов поднимается до 2000°С. Тепло расходуется на механическую работу, частично уносится с выхлопными газами, тратится на лучеиспускание и нагрев деталей двигателя. Если его не охлаждать, то он теряет мощность (ухудшается наполнение цилиндров рабочей смесью, возникает преждевременное самовоспламенение смеси и т. д.), усиливается изнашивание деталей (выгорает масло в зазорах) и возрастает вероятность поломки их в результате снижения механических свойств материалов.
Обеспечение надежной работы двигателя возможно лишь при условии поддержания безопасного, с точки зрения механических свойств конструкционных материалов и смазывающих свойств моторного масла, температурного уровня деталей цилиндро-поршневой группы. Температурное состояние деталей дизеля оказывает существенное влияние на характер протекания рабочего цикла, а, следовательно, и на индикаторные и эффективные показатели, на экономичность работы двигателя.
Температурное состояние деталей в значительной степени определяется функционированием системы охлаждения двигателя и степени ее совершенства.
Система охлаждения современного дизеля должна обеспечивать оптимальное и стабильное тепловое состояние деталей и узлов.
Таким образом, задача исследования систем охлаждения дизельных двигателей, как одного из факторов повышения эффективных показателей, на сегодняшний день является актуальной.
Целью работы является модернизация системы охлаждения двигателя ЯМЗ-534 для повышения его эффективных показателей.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
1. Провести информационный поиск существующих систем охлаждения дизельных двигателей;
2. Разработать систему охлаждения двигателя ЯМЗ-534 и выполнить тепловой расчет двигателя.
3. Провести исследование влияния системы охлаждения двигателя ЯМЗ- 534 на его эффективные показатели.
4. Разработать технологию изготовления детали типа втулка.
5. Рассчитать экономический эффект, ожидаемый от внедрения разработанной единой системы смазки и охлаждения дизельного двигателя
В данной выпускной квалификационной работе был разработан проект по модернизации системы охлаждения двигателя ЯМЗ-534 с целью повышения его эффективных показателей.
В результате проведенного анализа состояния вопроса, установлено что температурное состояние деталей цилиндро-поршневой группы дизеля оказывает существенное влияние на характер протекания рабочего цикла, а следовательно, и на его эффективные показатели, такие как эффективная мощность Ne,крутящий момент Me,эффективный удельный расход топлива ge, эффективный КПД це. Температурное состояние деталей ЦПГ в значительной степени определяется функционированием системы охлаждения двигателя и степени ее совершенства.
Основными направлениями модернизации современных систем охлаждения являются: создание энергоэффективной системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом, которая позволит регулировать температуру отдельных элементов двигателя (патент RU 2 580 981 C1);
повышение эксплуатационной надежности, как двигателя, так и его системы охлаждения (патент RU 2 347 086 C2). Наиболее перспективным решением является устройство системы охлаждения согласно патенту (патент RU 2 347 086 C2). Целью изобретения является повышение эффективности двигателя за счет электронного управления системой и дополнительных подогревателей, ускоряющих нагрев жидкости.
В конструкторской части проекта произведена разработка системы охлаждения дизеля ЯМЗ-534 содержащий электронный блок управления тепловым режимом работы дизеля, электроподогревателем и механическим устройством распределением потоков охлаждающей жидкости. Применение системы на дизеле ЯМЗ-534 позволит поддерживать рабочую температуру двигателя как при низких, так и при высоких температурах окружающей среды, сократить время выхода двигателя на нормальный тепловой режим, что является определяющим фактором для повышения его эффективных характеристик, уменьшения износа холодного двигателя, а значит его долговечности.
Произведенный в ходе проектирования расчет рабочего процесса базового двигателя позволил определить основные параметры системы охлаждения.
Проведено исследование влияния системы охлаждения двигателя ЯМЗ- 534 на его эффективные показатели. Выполнены необходимые расчеты модернизированной системы охлаждения дизеля.
В технологической части проекта проведен анализ технологичности конструкции, разработан первоначальный и окончательный вариант маршрута обработки детали типа втулка, определён тип производства, экономически обоснован выбор оборудования, режущего и мерительного инструмента, рассчитаны режимы резания, технические нормы времени, припуски и межоперационные допуски на размеры детали.
Выполненные исследования позволяют сделать вывод о том, что модернизированная система охлаждения дизеля ЯМЗ-534 повышает эффективные показатели двигателя, такие как мощность, крутящий момент и в некоторых режимах снижается расход топлива.
Экономический эффект применения разработанного устройства составляет 44230 руб. в год.
Следовательно, производство и эксплуатация разработанной системы охлаждения двигателя ЯМЗ-534 экономически выгодно.
1. Алексеев, Г.А. Расчет и конструирование режущего инструмента. / Г.А. Алексеев, В.В. Аршинов, Е.А. Смольников. - М. : Машгиз, 1951. - 346 с.
2. Артёмов И.И. Транспортные машины и транспортно¬технологические комплексы. Курсовое и дипломное проектирование: методика и общие требования. / И.И. Артёмов, А. Б. Балакшин, А.А. Грабовский и др.: - Пенза : ПГУ, 2004. - 226 с.
3. Барановский, Ю.В. Справочник Режимы резания. / Ю.В.
Барановский. - М. : Машиностроение, 1972. - 258 с.
4. Безгин М. А., Улямаев К. С., Симонова А. А., Левин А. В. Направления совершенствования дизельных двигателей // Молодой ученый. — 2018. — №35. — С. 1-2.
5. Вершинин, Г. А. Методическое пособие по курсам теория рабочих процессов ДВС и динамика ДВС для студентов специальности Т. 05.10.00. / Г. А. Вершинин, Г. Я. Якубенко. - Минск : 2001. - 187 с.
6. Вырубов, Д. М. Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для втузов по специальности ДВС. - 4-е изд., перераб. и доп. / Д.М. Вырубов, Н.А. Иващенко, В.И. Ивин и др.; под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. - М. : Машиностроение, 1984. - 384 с.
7. Горбацевич, А. Ф. Курсовое проектирование по технологии машиностроения. Учебное пособие для вузов./ А.Ф. Горбацевич, В.А. Шкред. - 5-издание стереотипное, М. : 1983. - 256 с.
8. Грехов, Л. В Топливная аппаратура и системы управления дизелей / Л. В. Грехов, Н. А. Иващенко, В. А. Макаров. - М. : Легион - Автодата, 2004. - 342 с.
9. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей. Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова / А.С. Орлин, М.Г. Круглов и др. - М.: Машиностроение, 1984. - 384 с.
10. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: Учеб./ В.Н. Луканин, К.А.Морозов, А.С. Хачиян и др.; Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Луканина и М.Г. Шатрова. - 3-е изд., перераб. и испр. - М.: Высш. шк., 2007. - 479 с.
11. Ефимов, С. И. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей / С. И. Ефимов, Н.А. Иващенко, В.И. Ивин. и др. - М. : 1985. - 456 с.
12. Исаченко, В.П. Теплопередача. / В.П. Исаченко, В.А., Осипова А.С. Сукомел. - М. : Энергия, 1975.
13. Колчин, А. И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. Пособие для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. / А.И. Колчин, В.П. Демидов. - М. : Высш. школа, 2002. - 496 с.
14. Косилова, А. Г. Справочник технолога -машиностроителя. В 2-х томах / А. Г. Косилова, Р.К. Мещеряков. - М. : Машиностроение, 1985. - 496 с, ил.
15. Луканин, В. Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. кн. 1. Теория рабочих процессов: Учеб. / В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др.; под ред. В. Н. Луканина. - М. : Высш. шк., 1995. - 369 с.
16. Луканин, В. Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. кн. 2. Динамика ДВС: Учеб. /. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др.; под ред. В. Н. Луканина. - М. : Высш. шк., 1995. - 320 с.
17. Луканин, В. Н. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. кн. 3. Компьютерный практикум: Учеб. / . Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др.; под ред. В. Н. Луканина. - М. : Высш. шк., 1995. - 255 с.
18. Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для втузов по специальности ДВС / Д.М. Вырубов, Н.А. Иващенко, В.И. Ивин и др. под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 1984. - 384 с.
19. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и
комбинированных двигателей / С.И. Ефимов и др. - М. : 1985. - 456 с.
20. Детали машин. Проектирование: Учеб. Пособие. / Л.В. Курмаз, А.Т. Скобейда. - Мн. : УП «Технопринт», 2001. - 290 с.
21. Курсовое проектирование по технологии машиностроения. Учебное пособие для вузов./ Горбацевич А.Ф., Шкред В.А. - 5-издание стереотипное.- М. : 1983. - 256 с.
22. Охрана труда в машиностроении: Учебник для
машиностроительных вузов. / Е.Я. Юдин, С.В. Белов, С.К. Баланцев и др. под ред. Е.Я. Юдина, С.В. Белова - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 1983. - 432 с.
23. Пат. 2453714 Российская Федерация, МПК6 F01P5/10. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания / Жуков В.А.; заявитель и патентообладатель Жуков В.А. №2011113338/06, заявл. 06.04.2011; опубл. 20.06.2012, Бюл. № 20, 2012. - 5 с.
24. Пат. 2580981 Российская Федерация, МПК6 Б02В29/04; F01P3/20. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом / Вигилд Кристиан Винж, Квикс Ханс Гюнтер; заявитель и патентообладатель Форд Глобал Технолоджис, ЛЛК (US), №2012121587/06 ; заявл. 25.05.2012г.; опубл. 10.04.2016, Бюл. № 22, 2016. - 10 с.
25. Пат. 2347086 Российская Федерация, МПК6 F01P5/00. Система
охлаждения двигателя внутреннего сгорания / Горин В.И.; заявитель и патентообладатель Открытое акционерное общество Научно¬
исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава №2007135578/06; заявл. 26.09.2007; опубл. 27.05.2007, Бюл. № 15, 2007. - 6 с.
26. Пат. 2493385 Российская Федерация, МПК6 F01P5/00. Система жидкостного охлаждения тепловой машины / Разуваев А. В.; заявитель и патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный технический университет" (СГТУ) №2011145416/06; заявл. 08.11.2011г.; опубл. 20.02.2009г., Бюл. № 18, 2009. - 6 с.
27. Промышленные тепломассообменные процессы и установки: Учебник для вузов / А.М. Бакластов, В.А. Горбенко, О.Л. Данилов и др.; Под ред. А.М. Бакластова. - М.: Энергоатомиздат, 1986. - 106 с.
28. Промышленная теплоэнергетика и теплотехника: Справочник / Под ред. В.А. Григорьева и В.М. Зорина. - М. : Энергоатомиздат, 1991. - 96 с.
29. Расчет и проектирование поршневых двигателей внутреннего сгорания: учеб. пособие по курсовому проектированию / Салмин В. В., Жук А. П. - Пенза: ПГУ, 2017. - 154 с.
30. Расчет размерных цепей машин и механизмов. / Дука А. Н. - Киев : Техника, 1969. - 124 с.
31. Салахов Р.Р. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему «Теплообмен в зарубашечном пространстве авиационного поршневого двигателя и разработка адаптивной системы охлаждения с целью улучшения его характеристик на режиме прогрева»,2015.
32. Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и
статистика, 1988. - 348 с.
33. Системы впрыска бензиновых двигателей конструкция, расчёт, диагностика. / Учебник для вузов. - М. : Горячая линия - Телеком, 2011. - 552 с.
34. Теория автомобильных и тракторных двигателей: Учебник для вузов. / Ленин И.М. - М. : Машиностроение, 1969. - 368 с.
35. Теория тепломассообмена. Под ред. А.И. Леонтьева [Текст] / А.И. Леонтьев и др. - М.: Изд_во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997. - 684 с.
36. Топливная аппаратура и системы управления дизелей / Грехов Л. В., Иващенко Н. А., Макаров В. А. - М. : Легион - Автодата, 2004. - 342 с.
37. Analysis of engine temperature and energy flow in diesel engine using engine thermal management / Daebong Jung, Jinwoo Yong, Hoimyung Choi, Flanho Song, Kyoungdoug Min // Journal of Mechanical Science and Technology, #27(2), 2013, pp.583
38. Chalgren, Jr, R., and Allen, D., "Light Duty Diesel Advanced Thermal Management," SAE paper No. 2005-01-2020, 2005.
39. Wagner, J.R., Srinivasan, V., Dawson, D.M., and Marotta, E.E., "Smart Thermostat and Coolant Pump Control for Engine Thermal Management Systems," SAE Technical Paper 2003-01-0272, 2003