Связь личностных характеристик со склонностью к агрессивному поведению у молодежи
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения связи личностных характеристик со склонностью к агрессивному поведению у молодежи 6
1.1. Анализ понятия «агрессивное поведение» в психолого¬педагогической литературе 6
1.2. Причины агрессивного поведения, его виды и особенности
проявления 12
1.3. Личностные характеристики молодежи, склонной к агрессивному
поведению 19
Выводы по 1 главе 31
2.1. Описание процедуры и методов исследования 31
2.2. Анализ результатов диагностики связи личностных характеристик
и склонности к агрессивному поведению у молодежи 35
Выводы 52
Заключение 53
Список используемых источников 57
Приложение 61
Глава 1. Теоретические аспекты изучения связи личностных характеристик со склонностью к агрессивному поведению у молодежи 6
1.1. Анализ понятия «агрессивное поведение» в психолого¬педагогической литературе 6
1.2. Причины агрессивного поведения, его виды и особенности
проявления 12
1.3. Личностные характеристики молодежи, склонной к агрессивному
поведению 19
Выводы по 1 главе 31
2.1. Описание процедуры и методов исследования 31
2.2. Анализ результатов диагностики связи личностных характеристик
и склонности к агрессивному поведению у молодежи 35
Выводы 52
Заключение 53
Список используемых источников 57
Приложение 61
В настоящее время современная молодежь живет в мире достаточно сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано в первую очередь, с темпом и ритмом развития научных и технических преобразований, предъявляющих к молодым новые требования, а также влиянием потока насыщенной и негативной по своему содержанию информации, глубинно воздействующую на молодежь, у которой еще не выработано четкой жизненной позиции. Также это связано с экономическими и экологическими кризисами поразившими наше общество, что вызывает у юношей и девушек чувство безнадежности и раздражения. При этом всем у молодого поколения развивается чувство протеста, чаще всего неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере социальной заинтересованности ведет к эгоизму.
Молодежь больше других возрастных групп страдает от социальной нестабильности, почти потеряв ориентацию в ценностях и идеалах. В результате этого для значительной части молодёжи обычным становится нигилизм. Отрицание всего, что было в прошлом, конкурентная борьба за выживание в настоящем и неверие в возможность улучшения жизни в будущем.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности молодежи и их характерологических особенностей стал весьма высок в последние годы. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к старшим, и сверстникам поведение молодежи. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя, да и сами родители просто не знают, как справиться с их поведением.
За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивности у молодого поколения. Этому посвящены работы: И.В. Дубровиной, Д.Н. Исаева, А.Г. Ковалёва, И.С. Кона, А.Е. Личко, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирновой, Д.И. Фельдштейн. и др. Таким образом, можно сказать, что проблема агрессивного поведения подростков весьма актуальна в наши дни.
Исследования связи личностных характеристик с проявлением агрессивного поведения у молодежи также представляют особый интерес.
Недостаточная изученность данных аспектов составляет проблему проведенного исследования.
Цель исследования: выявление связи личностных характеристик со склонностью к агрессивному поведению у молодежи для использования полученных данных в работе педагогов-психологов для разработки рекомендаций по коррекции и профилактики возможных отклонений в поведении...
Молодежь больше других возрастных групп страдает от социальной нестабильности, почти потеряв ориентацию в ценностях и идеалах. В результате этого для значительной части молодёжи обычным становится нигилизм. Отрицание всего, что было в прошлом, конкурентная борьба за выживание в настоящем и неверие в возможность улучшения жизни в будущем.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности молодежи и их характерологических особенностей стал весьма высок в последние годы. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к старшим, и сверстникам поведение молодежи. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя, да и сами родители просто не знают, как справиться с их поведением.
За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивности у молодого поколения. Этому посвящены работы: И.В. Дубровиной, Д.Н. Исаева, А.Г. Ковалёва, И.С. Кона, А.Е. Личко, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирновой, Д.И. Фельдштейн. и др. Таким образом, можно сказать, что проблема агрессивного поведения подростков весьма актуальна в наши дни.
Исследования связи личностных характеристик с проявлением агрессивного поведения у молодежи также представляют особый интерес.
Недостаточная изученность данных аспектов составляет проблему проведенного исследования.
Цель исследования: выявление связи личностных характеристик со склонностью к агрессивному поведению у молодежи для использования полученных данных в работе педагогов-психологов для разработки рекомендаций по коррекции и профилактики возможных отклонений в поведении...
В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты:
1. По своей сути агрессия является одной из форм аддикций, однако во всех случаях у агрессора присутствует реальный или воображаемый мотив. При этом зарубежные исследователи расходятся во мнениях, касательно причин и значения агрессии в сосуществовании людей в обществе. Согласно мнению В.В. Юрчука, агрессивные действия по отношению к другому человеку, вызывают у последнего такие чувства, как страх, напряженность, нервозность. В свою очередь Э. Фромм является продолжателем теории Лоренца о двойственном значении агрессии в современном мире, при этом автор классифицирует ее доброкачественный и злокачественный виды. Очевидно, что среди зарубежных теоретиков в данном вопросе все еще существуют серьезные расхождения. В отечественной психологии проблеме агрессии также посвящено огромное количество исследований, каждое из которых опирается в некоторой степени на субъективное восприятие автора. В частности, необходимо отметить, что Г.И. Козырев в формировании агрессивного поведения немалое значение отводит социальной среде, в которой человек находится с самого детства. По его мнению, агрессия - некая форма приспособления к окружающей обстановке. В свою очередь, А.А. Ратинов и С.Ф. Сироткин рассматривают агрессивное поведение как форму проявления собственных мотивационных интересов и личностных особенностей, истоки которых кроются в раннем детстве индивида. А.А. Реан отмечает существование ортодоксальной и парадоксальной агрессии, главное различие между которыми заключается в зависимости или ее отсутствии от прямого и непосредственного опыта наблюдения агрессии и жизни или на экране. Так или иначе, неконтролируемая агрессия индивида становится серьезной психологической проблемой личности, решение которой обязательно необходимо проводится систематически и желательно со специалистом.
2. Большое количество определений такого феномена как «агрессия» в исследованиях зарубежных и отечественных психологов, обуславливают несколько подходов к анализу причин и форм агрессивного поведения людей. В частности, наиболее широкое распространение получили нормативный подход, согласно которому отличительные особенности агрессивного поведения - это противоправность действий и нарушение общепринятых норм, а также глубинно-психологический подход, приверженцы которого рассматривают агрессию как одну из врожденных черт личности человека. Также достаточно популярен в последние годы когнитивный подход, согласно которому для того, чтобы агрессивное поведение появилось и распространилось на конкретный объект, необходимо чтобы выполнялось два условия: первое - чтобы препятствие, ставшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины появления препятствия был воспринят другой человек. Большинство исследователей классифицируют следующие виды агрессии: физическая, косвенная, раздражение, вербальная и негативизм. Соответственно, существуют и различные типы противодействия враждебности, которые зависят от типа личности агрессора. Анализ зарубежных и отечественных исследований показал, что существует определенная взаимосвязь между личностными характеристиками человека и его склонностью к агрессивному поведению.
3. Возраст от 16 до 24 лет является переходным периодом между юношеским возрастом и периодом взрослости. Для молодых людей от 16 до 24 лет характерны следующие психологические новообразования: окончательное формирование всех главных психических процессов, становление характера и интеллекта, ярко выраженные потребности в самоопределении и самореализации и др. Именно в этот период, как отмечают многие исследователи, происходит окончательное формирование личности человека. В связи с этим, большинство исследователей сходятся во мнении, что существует определенная связь между рядом личностных характеристик молодых людей и их склонностью к агрессивному поведению. Прежде всего, важно отметить наличие у молодых людей некоторых типов акцентуаций характера. Акцентуация имеет место быть в тех случаях, когда та или иная черта характера человека начинает над остальными преобладать. Сами по себе акцентуации не являются психическим отклонением, однако в некоторых случаях могут привести к ним, а также стать причиной появления агрессивных проявлений в поведении. В частности, гипертимные личности стараются показать себя более конформными, чем они есть с целью реализации своих многочисленных планов, циклоидные молодые люди очень тяжело переносят неудачи, в связи с чем, образ «Я» формируется постепенно по мере накопления опыта. Психастеники и шизоиды нередко могут находить в себе несвойственные черты, эпилептоидные личности оценивают себя однобоко, а неустойчивые - приписывают себе черты, наиболее удобные в данный момент. Также на склонность к агрессивному поведению могут влиять такие личностных характеристики, как эмоциональная возбудимость, тип нервной системы, склонность к экстраверсии или интроверсии и др. В связи с этим, при исследовании склонности к агрессивному поведению молодежи, целесообразно анализировать результаты во взаимосвязи с их личностными характеристиками...
1. По своей сути агрессия является одной из форм аддикций, однако во всех случаях у агрессора присутствует реальный или воображаемый мотив. При этом зарубежные исследователи расходятся во мнениях, касательно причин и значения агрессии в сосуществовании людей в обществе. Согласно мнению В.В. Юрчука, агрессивные действия по отношению к другому человеку, вызывают у последнего такие чувства, как страх, напряженность, нервозность. В свою очередь Э. Фромм является продолжателем теории Лоренца о двойственном значении агрессии в современном мире, при этом автор классифицирует ее доброкачественный и злокачественный виды. Очевидно, что среди зарубежных теоретиков в данном вопросе все еще существуют серьезные расхождения. В отечественной психологии проблеме агрессии также посвящено огромное количество исследований, каждое из которых опирается в некоторой степени на субъективное восприятие автора. В частности, необходимо отметить, что Г.И. Козырев в формировании агрессивного поведения немалое значение отводит социальной среде, в которой человек находится с самого детства. По его мнению, агрессия - некая форма приспособления к окружающей обстановке. В свою очередь, А.А. Ратинов и С.Ф. Сироткин рассматривают агрессивное поведение как форму проявления собственных мотивационных интересов и личностных особенностей, истоки которых кроются в раннем детстве индивида. А.А. Реан отмечает существование ортодоксальной и парадоксальной агрессии, главное различие между которыми заключается в зависимости или ее отсутствии от прямого и непосредственного опыта наблюдения агрессии и жизни или на экране. Так или иначе, неконтролируемая агрессия индивида становится серьезной психологической проблемой личности, решение которой обязательно необходимо проводится систематически и желательно со специалистом.
2. Большое количество определений такого феномена как «агрессия» в исследованиях зарубежных и отечественных психологов, обуславливают несколько подходов к анализу причин и форм агрессивного поведения людей. В частности, наиболее широкое распространение получили нормативный подход, согласно которому отличительные особенности агрессивного поведения - это противоправность действий и нарушение общепринятых норм, а также глубинно-психологический подход, приверженцы которого рассматривают агрессию как одну из врожденных черт личности человека. Также достаточно популярен в последние годы когнитивный подход, согласно которому для того, чтобы агрессивное поведение появилось и распространилось на конкретный объект, необходимо чтобы выполнялось два условия: первое - чтобы препятствие, ставшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины появления препятствия был воспринят другой человек. Большинство исследователей классифицируют следующие виды агрессии: физическая, косвенная, раздражение, вербальная и негативизм. Соответственно, существуют и различные типы противодействия враждебности, которые зависят от типа личности агрессора. Анализ зарубежных и отечественных исследований показал, что существует определенная взаимосвязь между личностными характеристиками человека и его склонностью к агрессивному поведению.
3. Возраст от 16 до 24 лет является переходным периодом между юношеским возрастом и периодом взрослости. Для молодых людей от 16 до 24 лет характерны следующие психологические новообразования: окончательное формирование всех главных психических процессов, становление характера и интеллекта, ярко выраженные потребности в самоопределении и самореализации и др. Именно в этот период, как отмечают многие исследователи, происходит окончательное формирование личности человека. В связи с этим, большинство исследователей сходятся во мнении, что существует определенная связь между рядом личностных характеристик молодых людей и их склонностью к агрессивному поведению. Прежде всего, важно отметить наличие у молодых людей некоторых типов акцентуаций характера. Акцентуация имеет место быть в тех случаях, когда та или иная черта характера человека начинает над остальными преобладать. Сами по себе акцентуации не являются психическим отклонением, однако в некоторых случаях могут привести к ним, а также стать причиной появления агрессивных проявлений в поведении. В частности, гипертимные личности стараются показать себя более конформными, чем они есть с целью реализации своих многочисленных планов, циклоидные молодые люди очень тяжело переносят неудачи, в связи с чем, образ «Я» формируется постепенно по мере накопления опыта. Психастеники и шизоиды нередко могут находить в себе несвойственные черты, эпилептоидные личности оценивают себя однобоко, а неустойчивые - приписывают себе черты, наиболее удобные в данный момент. Также на склонность к агрессивному поведению могут влиять такие личностных характеристики, как эмоциональная возбудимость, тип нервной системы, склонность к экстраверсии или интроверсии и др. В связи с этим, при исследовании склонности к агрессивному поведению молодежи, целесообразно анализировать результаты во взаимосвязи с их личностными характеристиками...
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЁЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Изучение личностных характеристик подростков, склонных к девиантному поведению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ЭМПАТИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Склонность к виктимному поведению у студентов бакалавриата первого и выпускного курсов обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Акцентуализация характера современных подростков с девиантным
поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности агрессивного поведения взрослых людей с разным уровнем эмоционального интеллекта
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Влияние школьной среды и микроклимата на проявление агрессивного поведения у подростков: исследование и роль медицинской сестры (Казанский Государственный Медицинский Университет)
Дипломные работы, ВКР, сестринское дело. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



