Введение 3
1 Теоретико-методологически аспекты государственного регулирования
охраны труда РФ 13
1.1 Основные этапы развития системы охраны труда
в Российской Федерации 13
1.2 Место специальной оценки труда в государственной системе
охраны труда 23
1.3 Анализ преимуществ и недостатков применения специальной оценки условий труда в системе государственного регулирования охраны труда 32
2 Государственное регулирование специальной оценки условий труда на
современном этапе развития РФ 42
2.1 Правовые аспекты проведения специальной оценки условий
труда в РФ 42
2.2 Управленческие аспекты проведения специальной оценки условий труда
в Российской Федерации 54
2.3 Особенности проведения специальной оценки условий труда в различных
сферах профессиональной деятельности 62
3 Основные направления повышения качества и эффективности специальной
оценки условий труда как фактор повышения безопасности труда 69
3.1 Правовые проблемы организации и проведения специальной оценки
условий труда территории РФ и пути их решения 69
3.2 Обеспечение соблюдения прав работников при проведении специальной
оценки условий труда 84
Заключение 92
Список использованных источников 98
Приложения 106
Актуальность темы магистерской диссертации определяется значимостью охраны труда и здоровья людей в Российской Федерации, являющейся социальным государством. Согласно Конституции РФ, каждый гражданин обладает правом на труд при одновременном обеспечении условий, которые отвечали бы требованиям гигиены и безопасности. Обеспечение надлежащих условий труда является не только одним из важнейших направлений деятельности, обязанностью любого работодателя, но и средством повышения эффективности труда, производительности сотрудников, сохранения их здоровья, снижения производственного травматизма, что, по большому счету, одновременно выступает закономерным элементом сохранения здоровья нации, важнейшим параметров уровня и качества жизни населения. В соответствии с данными официальной статистики, собираемой Всемирной Организацией Здравоохранения, производственный травматизм является значимой проблемой во многих государствах мира: каждый год в мире происходит более 120 млн. случаев производственного травматизма, в которых погибает более 200 тыс. человек. В целом в мире уровень смертности от травм, полученных людьми на производстве, занимает третье место среди причин смертности после онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Несмотря на некоторое снижение смертности и числа пострадавших от производственного травматизма в течение последних лет, Россия продолжает занимать одно из первых мест по числу аварий и несчастных случаев на рабочих местах [57].
В соответствии с нормами права и постулатами современного государства оно обязуется осуществлять весь необходимый комплекс мер, направленных на устранение ухудшения здоровья нации, предотвращение распространения различных заболеваний, в том числе создание условия, при которых каждый гражданин государства сможет трудиться, вне зависимости от своей профессии и уровня профессионального развития, в условиях, отвечающих установленным на законодательном уровне стандартам безопасности и гигиены труда.
При этом ни для кого не секрет, что современные экономические условия отличаются стремлением к получению экономической выгоды, в условиях которой работодатели, ставящие во главу угла максимизацию прибыли и максимально возможный рост производительности труда, факторам, оказывающим влияние на формирование здоровья сотрудников, условия производственного микроклимата, снижение профессиональной заболеваемости и травматизма, уделяют отнюдь не то внимание, которого эти направления заслуживают. Между тем, связь между условиями труда и резервами роста производительности, динамикой производственного травматизма, экономическими результатами работы самого предприятия, наконец, здоровьем нации, уровнем и качеством жизни населения - очевидна. В соответствии с этим государственное управления, правовое регулирование, контроль и надзор в обозначенной сфере выступают в качестве важнейшего фактора и элемента системы современного регулирования трудовых правоотношений. Для гарантирования гражданам соблюдения их прав и свобод в сфере трудовых правоотношений на настоящий момент времени сформировано достаточное количество институтов. Это и законодательство в различных сферах регулирования трудового процесса и взаимоотношений сотрудников с работодателями, и аспекты регулирования оплаты труда, и установление режима труда и отдыха, механизмы социального партнерства, и совокупность нормативно-правовых, методических и организационных аспектов охраны труда. Важнейшее место в системе охраны труда, в свою очередь, принадлежит механизмам контроля условий, в которых протекает трудовая деятельность работников любого предприятия, вне зависимости от сферы деятельности, формы собственности, организационно-правовой формы, объемов производства. И в настоящее время такой механизм активно формируется: на основании принципов, определенных в статье 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя является обеспечение надлежащих условий для организации и проведения специальной оценки условий труда.
Определение последнего термина содержится в статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [9], на основании которого специальная оценка условий труда характеризуется как единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Названный федеральный закон, вступивший в силу не так давно, качественным образом изменил существовавшую на протяжение длительного времени систему оценки условий труда сотрудников, которое ранее проводилось в процессе аттестации рабочих мест. Принятие нового нормативно-правового акта оказало соответствующее влияние на процесс проведения оценки, и на систему его правового регулирования, и на методические аспекты организации, так как новые правовые нормы направлены не только на то, чтобы оценить условия труда и усовершенствовать механизм предоставления сотрудникам гарантий в части условий труда согласно трудовому законодательству, но и сформировать и активно использовать соответствующие меры стимулирования работодателей к соблюдению требований к условиям труда работников и их совершенствованию. Одновременно использование нового механизма в различных сферах профессиональной деятельности не могло не выявить практических сложностей, затруднений, проблем, качество и своевременность решения которых оказывает значительное влияние на сферу труда, уровень и качество жизни населения.
Для устранения любых недостатков, ликвидации соответствующих пробелов нормативно-правового обеспечения специальной оценки условий труда, возможностей и направлений ее использования в различных сферах профессиональной деятельности необходим теоретический анализ правового статуса данного инструмента, его места в общей системе охраны труда, государственном регулировании трудовых правоотношений.
В соответствии с этими положениями определяется актуальность и значимость диссертационного исследования.
Научная проблема исследования определяется наличием противоречия между значимостью эффективной системы охраны труда как основы формирования государственной политики в сфере трудовых отношений и отсутствием качественного и эффективного работающего механизма оценки условий труда с точки зрения определения их соответствия существующим требованиям и нормативам.
Гипотеза исследования: реализация комплексного подхода к разработке эффективных инструментов и механизмов оценки условий труда в виде совершенствования института специальной оценки условий труда и устранение существующих противоречий позволят сформировать качественную и эффективную основу для оптимизации условий труда и государственного управления в данной сфере.
Степень научной разработанности проблемы. В силу того, что методика специальной оценки условий труда была разработана и введена в практику управления трудовыми отношениями достаточно недавно, ее теоретические аспекты также недостаточно разработаны в научной и исследовательской литературе к настоящему времени. Однако, в силу значительного количества споров и обсуждений самого механизма специальной оценки условий труда, его недостатков и достоинств, сравнительных исследований в сфере специальной оценки условий труда и используемой ранее аттестации рабочих мест, публикации по теме все-таки присутствуют. В современных учебниках и монографиях по охране труда дается понятие оценки условий труда, обосновывается ее необходимость и практическая значимость, характеризуется специальная оценка условий труда как эффективный механизм проведения такой оценки (Баранова В.Н. «Организация охраны труда», Киселев И. Я. «Сравнительное трудовое право», Косолапова Н.В. «Охрана труда», «Охрана труда: курс лекций для членов комитетов (комиссий) по охране труда / Под общей редакцией д.э.н., проф. А.Л. Сафонова и другие). Сама методика проведения специальной оценки условий труда представлена как в перечисленных монографиях и учебниках по охране труда, так и анализируются в публикациях, посвященных исследованию данного вопроса отдельно (Красных Г.И. «Проблемы государственного управления охраной труда в Российской Федерации», Симонова Н., Косырев О. «Правовые аспекты проведения СОУТ: новеллы законодательства и преемственность практики оценки условий труда», Ховаева А.Н. «Организация охраны труда на современном предприятии»). Молодость института специальной оценки и наличие многочисленных проблем, обнаруженных в процессе практического применения разработанных алгоритмов и методик, являются одним из самых распространенных вопросов для обсуждения. Такие работы помогают понять основные противоречия и обобщить основные проблемы в сфере специальной оценки условий труда, существующие на сегодняшний день (Анохин А. В. , Иванов Г. С. «Специальная оценка условий труда (СОУТ) как социально-экономическая основа улучшения условий труда работников», Апенько С. Н. «Методология, теория и практика оценки в современных условиях», Хоруженко Д. «Специальная оценка условий труда», Чепелев Н.И., Горбунова П.Н. «О специальной оценке условий труда», Денисов А.П. «Проблемы организации специальной оценки условий труда», Абдрахманова Г. «Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест»).
Объект исследования - особенности организации проведения специальной оценки условий труда как механизма регулирования трудовых отношений.
Предмет анализа - особенности организации, проведения и использования результатов специальной оценки условий труда.
Цель работы - характеристика современного состояния, проблем и перспектив развития специальной оценки условий труда как инструмента государственного управления охраной труда и регулирования трудовых правоотношений.
Для достижения цели в работе были поставлены и решены соответствующие задачи:
1) определить основные этапы развития и современное состояние системы охраны труда в Российской Федерации;
2) охарактеризовать место специальной оценки труда в государственной системе охраны труда;
3) выделить положительные и отрицательные факторы применения специальной оценки условий труда в системе государственного регулирования охраны труда;
4) рассмотреть правовые аспекты проведения специальной оценки условий труда в РФ;
5) уточнить управленческие аспекты (механизм организации и анализа результатов для органов ГМУ) проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации;
6) выявить особенности проведения специальной оценки условий труда в различных сферах профессиональной деятельности;
7) определить правовые проблемы организации и проведения специальной оценки условий труда на территории РФ и пути их решения;
8) обозначить особенности проблемы соблюдения прав работников при проведении СОУТ и выявить возможные направления ее решения.
Методологическая основа диссертации. В исследовании применялись общие методы научного познания (диалектический, системный, анализ и синтез), методы формальной логики (индукция, дедукция), специальные правовые методы (технико-юридический, сравнительно-правовой, историко¬правовой).
Нормативную основу исследования составили Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы РФ, подзаконные акты, нормативные акты РФ, законы субъектов РФ, определяющие особенности охраны труда и организации специальной оценки условий труда.
Эмпирическая база исследования представлена данными официальной статистики, результатами исследования мнений экспертов о достоинствах и недостатках специальной оценки условий труда, ее особенностям относительно аттестации рабочих мест.
Научная новизна диссертационного исследования определяется комплексным исследованием специальной оценки условий труда как относительно нового инструмента повышения качества и эффективности условий труда, соблюдения прав работников, повышения здоровья нации и качества жизни населения в целом.
Практическая значимость работы заключается в проведении комплексного сравнительно-правового анализа эволюции и современного состояния оценки условий труда, выявлением практических проблем ее применения на практике, а также возможностью привлечения результатов работы дл дальнейшего научного осмысления проблемы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дано определение специальной оценки условий труда, введенной с 1 января 2014 года на основании федерального закона от 28 дек последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Основной целью проведения специальной оценки условий труда является обеспечение права сотрудников на условия труда, соответствующие требованиям гигиены и техники безопасности.
2. Определены основные цели проведения СОУТ: сохранение здоровья сотрудников при выполнении ими профессиональных обязанностей; разработка и реализация мероприятий, которые направлены на совершенствование условий труда работников; обоснование величины и структуры расходов на реализацию мероприятий, связанных с модернизацией условий труда; определение величины скидок (надбавок) к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний; установление размера дополнительного тарифа страхового взноса в Пенсионный страховой фонд; проведение периодических и предварительных медицинских осмотров; определение сотрудников гарантиям и льготы, на которые по результатам специальной оценки условий труда, они имеют право рассчитывать; внедрение средств индивидуальной защиты (СИЗ); решение трудовых споров, вызванных на основе соблюдения или несоблюдения условий профессиональной деятельности; сокращение профессиональных рисков и управление ими.
3. Определены положительные и отрицательные аспекты современной практики использования специальной оценки условий труда, в том числе, по сравнению с аттестацией рабочих мест, применяемой ранее.
4. Охарактеризовано место специальной оценки условий труда в системе государственного управления охраной труда и трудовыми отношениями в целом, определены пути использования результатов СОУТ для совершенствования данной сферы государственного управления.
5. Определены особенности и правовая база для проведения специальной оценки условий труда относительно различных категорий рабочих мест.
6. По результатам проведенного исследования были выявлены основные проблемы современного состояния и методики специальной оценки условий труда: методика специальной оценки условий труда искусственно упрощена по сравнению с организационными основами и принципами аттестации рабочих мест. Это привело к тому, что одно и то же рабочее место с абсолютно идентичными условиями труда оценивается с разным результатом; недостаточность метода идентификации при намеренном искусственном ограничении перечня тех факторов, которые требуют определения классности для условий труда. В результате того, что значительная часть показателей напряженности трудового процесса была исключена из оценочной системы, на практике приводит к тому, что работники лишаются компенсационных и льготных выплат; появившаяся возможность трудовой дискриминации из-за разных результатов оценки труда для сотрудника, вновь принятого на рабочее место, и работающего там в течение длительного времени; контроль за результатами проведения специальной оценки условий труда возложен на государственные инспекции труда, которые, из-за отсутствия собственной качественной лабораторной базы, делать это качественно не могут, это может привести к целому ряду социальных и сопутствующих экономических проблем.
7. Для разрешения сложившейся ситуации были предложены следующие мероприятия:
- оперативное проведение унификации показателей систем производственного контроля и специальной оценки условий труда относительно используемых методик и процедур с последовательной оптимизаций соответствующих НПА;
- проведение расширенного заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, с привлечением к обсуждению и принятию решения представителей государственных органов, представителей отраслей, профсоюзов;
- создание эффективной системы контроля за результатами специальной оценки условий труда;
- повышение профессионального уровня и компетенции сотрудников, занимающихся специальной оценкой условий труда, утверждение единой методики аттестационного испытания с учетом проведения оценки условий труда рабочих мест в различных сферах труда; внедрение специализации для дополнительного образования при проведении оценки труда на рабочих местах особого профиля; жесткая регламентация порядка проведения аттестационного испытания; разработка направлений курсов повышения квалификации для действующих экспертов;
- тщательный контроль соблюдения прав работников в процессе проведения специальной оценки условий труда.
Структура исследования: в соответствии с особенностями и содержанием исследования оно представлено введением, в котором сформулированы цели и задачи, методологические основы исследования, теоретической частью, в которой обозначено понятие охраны труда, место специальной оценки условий труда в системе государственного управления и регулирования трудовых отношений, определены ключевые моменты реформирования оценки условий труда. Вторая глава посвящена исследованию организации управленческих и методических, организационных основ проведения и использования результатов специальной оценки условий труда. В соответствии с выявленными особенностями и аспектами проведения специальной оценки условий труда в третьей главе работы выявлены современные проблемы ее организации и проведения, предложены направления совершенствования процесса. В заключении подведены итоги работы, представлены наиболее значимые выводы и предложения. Совокупность использованных при подготовке работы нормативно-правовых актов, а также учебники и учебные пособия, монографии и материалы периодической печати, а также статические сведения представлены в списке использованных источников
По результатам проведенного исследования специальной оценки условий труда как одного из важнейших инструментов управления в сфере труда и его охраны, могут быть сделаны следующие выводы.
1. Система государственного управления охраной труда в России является одной из важнейших сфер государственного управления, имеет довольно длительную историю формирования и развития и стремится к максимальному обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в системе трудовых правоотношений. Разработка и тщательный контроль условий трудовой деятельности, соблюдение условий охраны труда сотрудников выступает одним из ведущих факторов обеспечения социального благополучия, формирования эффективных трудовых правоотношений, увеличения производительности труда и сохранения здоровья нации. Одним из ведущих требований к организации производственной деятельности является обеспечение ее безопасности. Согласно принципам, заложенным в статье 212 ТК РФ, обязанностью работодателя является обеспечение условий для проведения специальной оценки условий труда.
2. Проведение специальной оценки условий труда представляет собой изыскание производственной деятельности, проводимое в целях оценки негативного влияния производственных факторов на здоровье сотрудников и производительность их труда, а также определения потенциального риска наступления несчастных случаев и катастроф. В соответствии с тем, что сам институт специальной оценки условий труда (СОУТ) функционирует только с 1 января 2014 года, в соответствии с Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», его можно считать одним из самых молодых элементов современной системы охраны труда. Специальная оценка условий труда направлена на изучение условий труда на рабочем месте сотрудников, их подтверждение требований, установленных в законодательстве.
3. Основной целью проведения специальной оценки условий труда является проведение работы по определению условий труда в профессиональной деятельности сотрудников анализируемого предприятия.
4. Недолгий период функционирования специальной оценки условий труда, пришедшей на смену аттестации рабочих мест, выявил массу проблем практического использования, продемонстрировав, однако, как достоинства, так и недостатки. В целом в числе положительных аспектов могут быть названы: четкая и понятная процедура проведения специальной оценки труда с определением прав и обязанностей субъектов; отведение государственным органам исключительно контролирующей функции; установлении классов условий труда; установление перечня льгот и компенсаций в соответствии с классов условий труда; определение параметров деятельности и требований, которым должны соответствовать организации, проводящие СОУТ.
Отрицательными моментами, в свою очередь, выступают: повышение расходов работодателей на оборудование рабочих мест; высокая стоимость самой процедуры, оплачиваемой за счет средств заявителя; отсутствие в структуре федерального закона порядка осуществления государственного контроля проведения СОУТ.
5. Основными документами, регулирующими порядок проведения специальной оценки условий труда, являются: Трудовой кодекс РФ, Федеральный законом РФ от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который детально рассматривает основные вопросы, касающиеся специальной оценки условий труда. В его содержании предусмотрены особенности, порядок, система взаимодействия субъектов в процессе проведения аттестации, направления и алгоритм оформления ее результатов и их использования. В результате сформированы основные принципы специальной оценки труда как одного из важнейших механизмов обеспечения его безопасности: постулирование наличия потенциальной опасности на любом из имеющихся на предприятии рабочих мест, в соответствии с чем определяется необходимость и значимость идентификации вредных факторов трудового процесса; необходимость достоверности, объективности и полноты проводимых исследований в рамках СОУТ; обозначение компетентности и независимости экспертов и организаций, проводящих специальную оценку условий труда; важность участия сотрудников и профессиональных объединений в проведении специальной оценки условий труда, обеспечение свободы подобного участия. В соответствии с планированием системы государственного управления в сфере охраны труда - в планах Правительства разработка и принятие отдельных законов о гигиене труда и безопасности, а также возможности разработки и принятия региональных законов в обозначенной сфере.
6. Рассматривая органы, ответственные за проведение специальной оценки условий труда, важно отметить следующее. В соответствии с действующими нормами управление системой трудовых правоотношений, как в целом охраной труда, так и специальной оценкой, в настоящее время стремятся объединить в рамках полномочий одного ведомства: Министерства труда и социальной защиты. Федеральная служба по труду и занятости - Роструд - занимается контролем работодателей и оценщиков, занимается взысканием с них штрафов в судебном порядке. Подразделение Министерства экономического развития - Росаккредитация - занимается аккредитацией оценочных лабораторий, формируя на основе сведений о них отдельный реестр и контролируя их деятельность.
7. Наличие значительного количества профессий и соответствующее разнообразие рабочих мест говорит о том, что невозможно определение подходящих безусловно для любых видов деятельности принципов и правил проведения специальной оценки условий труда. Вскоре после практического использования положений Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» стало понятно, что методы и особенности проведения специальной оценки условий труда не являются универсальными для всех видов профессиональной деятельности и соответствующих рабочих мест, так как оценка ряда рабочих специальностей предусматривает важность учета разного рода физических и психологических факторов. Для определения перечня подобных профессий был составлен и утвержден Постановлением Правительства РФ № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест, в отношении которых СОУТ проводится с учетом устанавливаемых особенностей» от14.04.2014 года их список. В числе работников, рабочие места которых подлежат оценке на основе определенных особенностей, выделяются работники сферы здравоохранения, культуры, спорта, водолазы, экипажи судов, верхолазы.
8. Исследование понятие и истории развития специальной оценки условий труда, а также определение и характеристика ее процесса и особенностей организационного и методического обеспечения позволило выделить как положительные, так и отрицательные аспекты ее проведения. При этом, по мнению исследователей вопроса, наличие определенных проблемных моментов негативно сказывается как на результатах оценки труда, так и на системе охраны труда в целом. В числе таковых проблем, преимущественно, называются следующие аспекты:
- методика специальной оценки условий труда искусственно упрощена по сравнению с организационными основами и принципами аттестации рабочих мест. Это привело к тому, что одно и то же рабочее место с абсолютно идентичными условиями труда оценивается с разным результатом;
- недостаточность метода идентификации при намеренном искусственном ограничении перечня тех факторов, которые требуют определения классности для условий труда. В результате того, что значительная часть показателей напряженности трудового процесса была исключена из оценочной системы, на практике приводит к тому, что работники лишаются компенсационных и льготных выплат;
-появившаяся возможность трудовой дискриминации из-за разных результатов оценки труда для сотрудника, вновь принятого на рабочее место, и работающего там в течение длительного времени;
- контроль за результатами проведения специальной оценки условий труда возложен на государственные инспекции труда, которые, из-за отсутствия собственной качественной лабораторной базы, делать это качественно не могут, это может привести к целому ряду социальных и сопутствующих экономических проблем (ухудшение социальной обеспеченности граждан, занятых в видах профессиональной деятельности, предусматривающей влияние на человека вредных и/или опасных факторов; снижение авторитета работодателя, лояльности к нему и доверия к органам государственной власти; снижение здоровья населения, рост профессиональной заболеваемости и профессионального травматизма, негативное воздействие на уровень и качество жизни населения; рост социальной напряженности в обществе; сокращение размеров выплат в ФСС и рост финансовой нагрузки на бюджет; снижение уровня заинтересованности российских работодателей в совершенствовании условий труда, применении соответствующих современных прогрессивных технологий; осложнение ситуации в сфере бюджетного планирования и государственного управления).
9. Для разрешения сложившейся ситуации необходимо:
1. Оперативно провести унификацию показателей систем производственного контроля и специальной оценки условий труда относительно используемых методик и процедур, последовательно гармонизируя соответствующие руководящие документы.
2. С точки зрения формирования механизмов реализации нормативно- правовой базы необходимо проведение расширенного заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, с привлечением к обсуждению и принятию решения представителей государственных органов, представителей отраслей, профсоюзов.
3. С учетом мнения экспертов, представителей работников и работодателей в различных сферах трудовой профессиональной деятельности пересмотреть методы идентификации опасных и вредных факторов труда для качественного определения всех аспектов, которые могут оказать влияние на трудовую деятельность сотрудников.
4. Создать эффективную систему контроля за результатами специальной оценки условий труда:
- наделить государственных инспекторов труда правом определения качества СОУТ, проведенной в организации;
- разработать нормативно-правовой акт, в рамках которого были бы четко определены алгоритм, порядок контроля качества проведенной специальной оценки условий труда со стороны государственных органов;
- урегулировать на законодательном уровне порядок участия профсоюзов в проведении специальной оценки условий труда;
- повысить требования к качеству профессионального образования экспертов, сотрудников и организаций, аккредитованных на право проведения специальной оценки условий труда.
5. Для повышения профессионального уровня и компетенции сотрудников, занимающихся специальной оценкой условий труда, разработать и утвердить единую методику аттестационного испытания с учетом проведения оценки условий труда рабочих мест в различных сферах труда; внедрить специализации для дополнительного образования при проведении оценки труда на рабочих местах особого профиля; жестко регламентировать порядок проведения аттестационного испытания; разработать направления и открыть курсы повышения квалификации для действующих экспертов.
6. Тщательно следить за соблюдением прав работников в процессе проведения специальной оценки условий труда.
Разработанные рекомендации касаются, преимущественно, способов государственного контроля его качества и соответствия установленным требованиям и совершенствования нормативно-правовой базы. Это повысит качество проведения специальной оценки условий труда, сделает ее по- настоящему эффективным инструментом государственного управления охраной труда и обеспечения государственных гарантий соблюдения прав работников в системе трудовых отношений.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 27.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017
3. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ // [Электронный ресурс] Дата обновления: 22.12.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
4. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
5. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ// [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
6. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.07.2017. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
7. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ // [Электронный ресурс] Дата обновления: 30.09.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
8. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ // [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
9. О специальной оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ // [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
10. Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: Постановление Правительства РФ от 01.09.2012. № 875// [Электронный ресурс] Дата обновления: 22.11.2017. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
11. Об утверждении перечня рабочих мест, в отношении которых СОУТ
проводится с учетом устанавливаемых особенностей: Постановление
Правительства РФ № 290 от 14.04.2014 года // [Электронный ресурс] Дата обновления: 14.12.2016. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
12. О порядке допуска организаций к деятельности по проведению
специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда: Постановление Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 // [Электронный ресурс] Дата обновления: 10.08.2016.
Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
13. О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования: Постановление Правительства РФ от 03.07.2014 № 614 // [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.07.2014. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
14. Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н // [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.12.2014. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
15. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н13. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 14.11.2016. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
16. О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда
государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда: Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н // [Электронный ресурс] Дата обновления: 14.11.2016. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
17. Об утверждении рекомендаций по организации и проведению
проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда: Приказ Роструда от 02.06.2014 № 199 // [Электронный ресурс] Дата обновления:
02.06.2014. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
18. Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда: Приказ Минтруда России № 250н от 24 апреля 2015 // [Электронный ресурс] Дата обновления: 30.07.2017. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
19. Об утверждении особенностей проведения специальной оценки
условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта: Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ № 335н от 1 июня 2015 г // [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.06.2015. Доступ из системы ГАРАНТ - 2017
20. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда // Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора. - 2005. - №3. - С. 187.
21. О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н: Проект Приказа Минтруда России (по состоянию на 03.02.2015) [Электронный ресурс] Режим доступа:http://regulation.gov.ru/(дата обращения 01.12.2017)
22. Абдрахманова Г. А. Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 146-147.
23. Анохин А. В. , Иванов Г. С. Специальная оценка условий труда (СОУТ) как социально-экономическая основа улучшения условий труда работников: монография. - М., Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 208с.
24. Антонова М.Н. Правовые аспекты специальной оценки условий труда // Библиотека инженера по охране труда. - 2015. - №7. - С. 54 - 57.
25. Апенько С. Н. Методология, теория и практика оценки в современных условиях: Монография / Апенько С Н. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 285 c.
26. Бакико Е. В., Искакова А. К. Анализ методических подходов к оценке профессиональных рисков в России // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 55¬59. - 456с.
28. Данилова В.Е. Специальная оценка условий труда: законодательство и практические аспекты // Справочник специалиста по охране труда. - 2016. - №9. - С. 45 - 48.
29. Денисов А.П. Проблемы организации специальной оценки условий труда // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 349 - 355.
30. Добрикова Е. Специальная оценка условий труда в 13 шагов [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://www.garant.ru/actual/usloviy-truda/#ixzz4SDFflQaq(дата обращения 13.11.2017)
31. Евстигнеева Н.А. Статистика условий труда после введения
процедуры специальной оценки условий труда // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 8-5. - С. 673-677 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://applied-
research.ru/ru/article/view?id=10147(дата обращения: 18.12.2017).
32. Жижерина Ю. Спецоценка условий труда: как избежать штрафа // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2015. - № 4. - С. 11¬27.
33. Зайцева Г. Специальная оценка условий труда: на что обратить внимание? // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - № 9. - С. 15 - 24.
34. Зотов М.В. Алгоритмы проведения и анализа результатов специальной оценки условий труда // Справочник специалиста по охране труда. - 2016. - №11. - С. 56 - 58.
35. Киселев И. Я. Сравнительное трудовое право. - М.: Норма, 2015. - 544с.
36. Контроль за проведением специальной оценки условий труда [Электронный ресурс] Режим доступа:http: //www.trudohrana.ru/article/102615-qqe-16-m2-kontrol-deyatelnostiorganizatsiy-provodyashchih-spetsialnuyu-otsenku-usloviy-truda(дата обращения 28.11.2017)
37. Косолапова Н.В. Охрана труда: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. - М.: КНОРУС, 2016. - 482 с.
38. Красных Г.И. Проблемы государственного управления охраной труда в Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2015. - №4. - С. 132 - 137.
39. Кто может проводить специальную оценку условий труда//
[Электронный ресурс] Режим доступа:
eactt.ru/info/kto_mozhet_provodit_specialnuyu_ocenku_usloviy_truda/ (дата
обращения 06.11.2017)
40. Лапайцев Н.Р. Правовые основы охраны труда: курс лекций. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 498с.
41. Левашов С. П. Мониторинг и анализ профессиональных рисков в России и за рубежом: монография / С. П. Левашов; под ред. И. И. Манило. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. - 345 с.
42. Липин А. Специальная оценка условий труда (СОУТ) в системе трудовых отношений. - М.: Новость, 2017. - 48с.
43. Лушникова М.В. Социальное партнерство в сфере труда: учебное пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 418с.
44. Мокеева Н.Н., Рузаков В.О. Современные проблемы специальной оценки условий труда в Российской Федерации // Материалы VI научной конференции. - М.: Слово, 2015. - С. 342 - 347.
45. Москвичев А.В., Вихров С.В. Внедрение процедур оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда / [Электронный ресурс] Режим доступа:http://e. sotruda.ru/article.aspx?aid=411364(дата обращения 24.08.2017)
46. Носова Т.Ф. Организация специальной оценки условий труда: понятие, содержание, проблемы // Библиотека инженера по охране труда. - 2017. - №11. - С. 39 - 44.
47. Ольшевский В. А. Специальная оценка условий труда как вид изысканий производственной деятельности // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 192-194.
48. Охрана труда: курс лекций для членов комитетов (комиссий) по охране труда / Сафонов А.Л., Свиридов В.К., Пашин Н.П., Файнбург Г.З., Тимофеева С.С., Федченко Ю.А., Ботвенко Л.А., Ворошилов С.П., Рябова В.Е., Абызова Т.В., Правдивая Т.Л. - Под общей редакцией д.э.н., проф. А.Л. Сафонова. - М., 2014. - 393 с.
49. Панкратов С.Н. Порядок проведения специальной оценки условий труда // Кадровое дело. - 2015. - №8. - С. 19 - 23.
50. Панюшева И.К., Рязанова З.Г. СОУТ - под контролем профсоюза //Образовательные учреждения: охрана труда, профилактика профзаболеваний, общая и пожарная безопасность. - 2016. - №2. - С. 34 - 36.
51. Радаева Е.К. Управление трудовыми ресурсами предприятия. - М.: Норма, 2015. - 480с.
52. Реформа системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/company/cooperation/gov/action/regional/289598/ (дата обращения 24.10.2017)
53. Саликова Н.М. Специальная оценка условий труда: проблемы соблюдения прав работников // Бизнес Менеджмент и Право. - 2015. - № 2. - С. 121 - 127.
54. Саяпина А.Н. Правовые основы охраны труда: Курс лекций. - М.: Высшая школа, 2015. - 568с.
55. Симонова Н., Косырев О. Правовые аспекты проведения СОУТ: новеллы законодательства и преемственность практики оценки условий труда // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. - 2014. - № 5. - С. 41 - 44.
56. Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор
работодателя? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://buh-
aktiv.ru/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda-obyazannost-ili-vybor-rabotodatelya/(дата обращения 01.12.2017)
57. Статистика производственного травматизма [Электронный ресурс] Режим доступа:http://vawilon.ru/statistika-proizvodstvennogo-travmatizma/(дата обращения 24.11.2017)
58. Условия труда, производственный травматизм (по отдельным видам экономической деятельности) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/wages/working
conditions/(дата обращения 23.12.2017)
59. Федорищенко М.Г. Организация охраны труда и управление профессиональными рисками: Курс лекций. - Зеленоград, 2015. - 386с.
60. Ховаева А.Н. Организация охраны труда на современном предприятии: курс лекций. - М.: Норма, 2016. - 458с.
61. Хоруженко Д. Специальная оценка условий труда // Кадровик.ру. - 2014. - № 6. - С. 45 - 48.
62. Чепелев Н.И., Горбунова П.Н. О специальной оценке условий труда // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2015. - №12. - С. 53 - 56.